
Шаг №1: заголовок
Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.
Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:
пообещайте читателю, что он получит выгоду;
подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
поймите, к кому вы обращаетесь;
вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.
Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.
Ещё один вариант — прочитать статью Как писать продающие заголовки 4U и научиться создавать заголовки для продающих статей.
Дальше дело за вступлением.
Шаг №2: лид-абзац
Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.
Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:
1. Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного. Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.
2. Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?
3. Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?
4. Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?
5. Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.
Если вы каждый раз не знаете, с чего начать текст, и написание лид-абзаца вызывает у вас сложности, прочитайте нашу статью Как написать вступление: 10 фишек цепляющего лид-абзаца. В ней мы подробно рассмотрели секреты и фишки, которые помогут придумать сильное введение статьи.
Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли
Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:
1. Вступление.
2. Зачем составлять план статьи.
3. Каким может быть план.
4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
5. Чек-лист для проверки плана статьи.
6. Заключение.
Шаг №4: подпункты
Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них. Пример:
3. Виды планов:
3.1. Тезисный.
3.2. Вопросный.
3.3. План — опорная схема.
3.4. Простой и сложный.
Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.
Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.
Шаг №5: заключение
Заключение получится хорошим, если вы:
сделаете выводы из всех основных разделов;
коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
обозначите пользу, которую получит читатель.
Чек-лист для проверки эффективности плана статьи
Когда план готов, убедитесь, что он составлен в соответствии со всеми правилами:
Логичность. Структура четкая и понятная, сразу ясно, о чем пойдет речь.
Отсутствие повторений. В двух разных пунктах плана не должно говориться об одном и том же. Если из текста можно удалить слово, предложение или даже пункт без потери смысла, делайте это.
Полнота. План должен включать в себя всю информацию, которую текст должен донести до читателя.
Отсутствие лишних пунктов. Бывает так, что по какой-то подтеме нечего писать, кроме короткой формулировки. Если в вашем плане есть такие пункты, то объедините их с другими.
Краткость. Не нужно делать из плана что-то похожее на готовый текст. Написанием вы займетесь позже, а задача плана — не дать запутаться вам, а после и вашим читателям.
Лаконичность. В плане должно быть не более 5–7 пунктов. Совсем маленькие пункты можно объединять.
Заключение
План — это фундамент, позволяющий собрать все мысли. Старайтесь практиковаться как можно чаще: планируйте свои тексты, анализируйте работы других авторов. Помните, что одни из самых важных черт копирайтера — упорство и опыт.
Если боитесь, что получится плохо, помните: текст с плохим планом лучше, чем без плана.