Укрощение коня. Петр Клодт.
sentiabrev-krd.ru
В конце 1832 — начале 1833 года скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора.
Но П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста.
Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста.
20 ноября 1841 года состоялось открытие Аничкова моста после реставрации.
Работы над оформлением Аничкова моста бронзовыми статуями были завершены в 1850 году.
Сюжет скульптур Аничкова моста:
В первой группе животное покорно человеку — обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает.
[600x570]
Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.
Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.
[400x510]
Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водителя как бы переплетаются между собой.
В третьей группе конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя.
[560x600]
Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водителя образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур.
В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду.
[417x500]
Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водителя неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.
ru.wikipedia.org
В Берлине
Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару
прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца
[700x499]
В Неаполе
В 1843—1844 копии были изготовлены повторно. С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их
«королю обеих Сицилий» Фердинанду II (в
Королевский дворец в Неаполе).
[700x499]
[700x499]
[700x499]
Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга —
у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское.
Кузьминский лесопарк
[700x499]
[700x499]
[700x499]
[700x499]
[700x499]
Прообразы
Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры
Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.
[700x499]
Другим прообразом были «Кони Марли» французского скульптора Гийома Кусту, созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.
Площадь Согласия
Площадь Согласия (фр. Place de la
Concorde) — центральная площадь Парижа и выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Вторая по величине во Франции (после площади des Quinconces в Бордо
[700x499]
«Кони Марли» (1743-45)
На площади
Конкорд оригиналы, в целях их сохранения, заменены на копии
[700x499]
Крах Европы, прописанный в символах «матрицы Конкордии»
"Коста Конкордия" - эхо "Титаника" и не только.
Конкорд. Секунды до беды