Из актёрских баек
Итак, занавес поднят...
(прошу прощения за неудачное размещение текста)
Байка времен ефремовского “Современника”.
Алла Покровская рассказывала, что
Ефремов так заразил своих актеров любовью к системе Станиславского, что
любые посиделки заканчивались дискуссиями именно на эту тему.
Однажды на
гастролях в Румынии артисты собрались после спектакля в одном из гостиничных
номеров. Как водится, речь зашла о системе Станиславского.
Калягин и Гафт
заспорили о Системе, а Евгений Евстигнеев , наотмечавший окончание рабочего
дня пуще всех, завалился на кровать и заснул. В конце концов Гафт с
Калягиным доспорились до того, что решили выяснить, кто лучше сыграет этюд
на “Оценку факта”. Фабулу придумали такую: у кабинки общественного туалета
человек ждет своей очереди. Ждет так долго, что не выдерживает, выламывает
дверь и обнаруживает там повешенного. Не поленились, соорудили повешенного
из подушки и поместили его в стенной шкаф. Один сыграл неподдельный ужас и
бросился с криком за помощью, другой, представив возможные неприятности,
тихонько слинял, пока никто не увидел... Оба сыграли классно. “Судьи” в
затруднении. Тогда решают разбудить Евстигнеева и посмотреть, что придумает
он. Растолкали, уговорили, объяснили ситуацию... Евстигнеев пошел к шкафу.
Уже через секунду весь номер гоготал, видя как тот приседает,
припрыгивает перед дверцей стенного шкафа, стискивая колени, сначала
деликатно постукивает в дверь “туалета”, потом просто барабанит. Наконец,
доведенный до полного отчаяния, он рвет на себя дверь, видит “повешенного”,
ни секунды не сомневаясь, хватает его, сдирает вместе с веревкой, выкидывает
вон, и заскочив в туалет, с диким воплем счастья делает свое нехитрое дело,
даже не закрыв дверь! Громовой хохот, крики “браво”, и единогласно
присужденная Евстигнееву победа. Артист раскланялся и рухнул досыпать.
![]()
Приезжает Папазян в провинциальный театр - играть Отелло. И выдают ему в
качестве Дездемоны молоденькую дебютанточку. Она, естественно, волнуется. И
вот подходит дело к сцене её убиения. На сцене такая вся из себя
целомудренная кровать под балдахином. И вот легла эта самая дебютантка за
этим балдахином ногами не в ту сторону. Открывает Отелло с одной стороны
балдахин - а там ноги. Ну - что поделать, закрыл Отелло балдахин и этак
призадумался тяжко. А Дездемона сообразила, что лежит не в том направлении,
и перелегла. Открывает Отелло балдахин с другой стороны, а там... опять
ноги! После чего продолжать трагедию было, как вы понимаете, уже невозможно.
![]()
Евгений Симонов рассказывал об одном актере вахтанговского театра, как тот
очень удобно завел себе любовницу в собственном дворе, в доме напротив. И
при этом очень гордился своей оборотистостью. Однажды он сказал жене, что
едет в Ленинград на три дня, а сам закатился к своей пассии и гужевался там
от вольного. К концу третьего дня любовница попросила его вынести мусор.
Артист в трико и домашних тапочках вышел на помойку, вытряхнул ведра и
привычно пошел... домой! Нажал кнопку звонка и в этот момент сообразил своей
хмельной башкой, что сотворил, но было уже поздно. Законная жена открыла
дверь и обалдела: Отуда ты, милый? Представьте себе этого оборотистого, в
трико и тапочках на босу ногу, с двумя мусорными ведрами в руках, не
нашедшего ничего лучше ответить чем:
- Как откуда? Из Ленинграда!
![]()
На радио записывали передачу с участием Раневской. Во время записи Фаина
Георгиевна произнесла фразу со словом “феномЕн”. Запись остановили.
- В чём дело? - чуть заикаясь и пуча глаза, спросила Раневская.
Стараясь выправить ситуацию ведущая сказала:
- Знаете, Фаина Георгиевна, они тут говорят, что надо произносить не
феномЕн, а фенОмен, такое современное ударение...
- А, хорошо, деточка, включайте.
Запись пошла и Раневская чётко и уверенно произнесла:
-ФеномЕн, феномЕн, и еще раз феномЕн! А кому нужен фенОмен, пусть идёт в
жопу!!
![]()
Гастроли провинциального театра, последний спектакль в канун Нового Года -
трезвых нет. Шекспировская хроника, шестнадцать трупов на сцене. Финал. Один
цезарь над телом другого должен произнести фразу:
“Я должен был увидеть твой закат
Иль дать тебе своим полюбоваться”.
То есть один из нас должен умереть.
И вот артист произносит:
- Я должен был увидеть твой... - а дальше забыл, надо выкручиваться, а это
же стихи!... И он таки выкрутился:
- Я должен был увидеть твой... конец! - и задумчиво спросил:
- Иль дать тебе своим полюбоваться?...
И мёртвые поползли со сцены...
![]()
Ужасное произошло во МХАТе, ещё до войны на спектакле “Чудесный сплав”
Киршона. Герои пьесы, пытливые инженеры, изображают новый сплав. Согласно
задумке сценографа они сидят наверху, а из люка появляется рабочий, который
сообщает:
- Стал брать стружку, сверло сломалось.
Никто не знает, что произошло в этот день с артистом - то ли он устал, то ли
перед выходом на сцену с кем-то делился чем-то сокровенным. Но выскочил он в
последний момент и запыхавшись произнес:
- Срал (пауза) б-дь (удивленная пауза) срушку... (Гробовая тишина – и
договорил): Е-т-м!!!
Захлопнул люк в сердцах и исчез. Говорят, с этого момента его в театре
больше никто не видел.
![]()
В спектакле Театра на Таганке “Товарищ, верь!” по письмам Пушкина на сцене
стоял возок со множеством окошек и дверей, из которых появлялись актеры,
игравшие Пушкина в разных ипостасях - “Пушкиных” в спектакле было аж четыре.
Вот один из них, Рамзес Джабраилов, открывает своё окошечко и вместо фразы:
“На крыльях вымысла носимый ум улетал за край
земли!” - произносит: “На крыльях вынесла... мосиный... ун уметал... закрал,
.... ЗАКРЫЛ!” И действительно с досадой захлопнул окошечко. Действие
остановилось: на глазах зрителя возок долго трясся от хохота сидящих внутри
остальных “Пушкиных”, а потом все дверцы открылись, и “Пушкины” бросились
врассыпную за кулисы - дохохатывать!
![]()
В некой пьесе про пограничников исполнитель главной роли вместо: “...Я
отличный певун и плясун!” - радостно и громко прокричал в зал: “Я отличный
писун и плевун!”
![]()
”Чайка” Чехова. В финале спектакля, как известно, должен прозвучать выстрел.
Потом на сцену должен выйти доктор Дорн и сказать: “Дело в том, что
Константин Гаврилович застрелился”.. Но сегодня пауза затянулась. И выстрела
нет. Доктор Дорн, видимо, понимает, что что-то произошло, и нужно спасать
положение. Тогда он выходит, долго стоит, всё-таки ожидая, что сейчас будет
выстрел, но поскольку выстрела по-прежнему нет, он говорит:
- Дело в том, что Константин Гаврилович повесился.
И тут раздается выстрел. Тогда он, ещё подумав, произносит:
- И застрелился.
![]()
Однажды Георгий Товстоногов решил пресечь в своём театре кошачью вакханалию
и запретил кому бы то ни было - от уборщицы до примадонны - подкармливать
обнаглевших четвероногих. А надо заметить, что среди кошек БДТ была всеобщая
любимица - естественно, Машка. Весь театр прятал её от глаз сурового мэтра,
тихо подкармливая и балуя за кулисами. И вот однажды идёт репетиция.
Товстоногов в ударе, артисты хорошо играют. И вдруг он замечает, что лица
актеров напряглись и они явно не думают о спектакле. Артисты со сцены
видели, как по центральному проходу совершенно раскованной походкой к ним
направляется Машка. Товстоногов заметил её тогда, когда она подошла к сцене
и попыталась запрыгнуть на неё. Но, поскольку Машка была глубоко беременна,
она свалилась, чем ещё больше усилила напряжение в зале. Кошка пошла на
вторую попытку. Прыгнула и на передних лапах повисла, не в силах подтянуть
тело.
“Ну помогите же ей кто-нибудь”, - пробасил Товстоногов
![]()
В одном из небольших гоpодов театp пpоездом давал “Гpозy” Остpовского. Как
многие, наверно, помнят, там есть сцена самобpосания тела в pекy. Для
смягчения последствий падения обычно использовались маты. И обычно их с
собой не возили, а искали на месте (в школах, споpтзалах). А здесь вышел
облом: нет, не дают, никого нет и т. п. В одном месте им пpедложили батyт.
Делать нечего, взяли, но в сyматохе (или намеpенно) забыли пpедyпpедить
актpисy. И вот пpедставьте себе сценy: геpоиня с кpиком бpосается в pекy...
и вылетает обpатно. С кpиком... И так несколько pаз... Актеpы с тpyдом
сдеpживаются (сцена тpагическая), зpители в тpансе... В этот момент один из
стоящих на сцене пpоизносит:
- Да... Hе пpинимает матyшка-Волга...
Актеpы, коpчась, падают, актpиса визжит, зpители сползают с кpесел...
![]()
На одном из спектаклей “Евгения Онегина” пистолет почему-то не выстрелил. Но
Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой. Тот оказался сообразительным
малым и с возгласом: “Какое коварство! Я понял всё - сапог отравлен!” - упал
и умер в конвульсиях.
![]()
Молодой актер впервые участвует в постановке, причём здесь же играет
маститый актер, роль молодого - мала, выйти к маститому на сцену и сказать
что-то вроде “кушать подано!”, и всё! Молодой человек очень нервничает,
всё-таки с мэтром в одной сцене, жутко переволновавшись, в полубеспамятстве
выходит на сцену и видит немного округлившиеся глаза пожилого партнера,
понимает, что что-то не так, совсем теряется, бормочет свою фразу и вылетает
со сцены. После спектакля известный актер вызывает его к себе в гримерную,
еле живой молодой предстает пред очами мэтра и слышит: “Батенька, ну что ж
вы так? Это ещё ничего было, когда вы вошли в окно, но когда вы ВЫШЛИ В
КАМИН!”.
![]()
Малый театр. На сцене Ермолова. За кулисами выстрел - застрелился муж
героини. На сцену вбегает актер А. Южин. Ермолова в страшном волнении: “Кто
стрелял?” Южин, не переведя дыхания, вместо “Ваш муж!” выпаливает: “Вах
мух!” Ермолова повторяет в ужасе: “Мох мух?” – и падает без чувств.
![]()
В Тамбове в конце прошлого века в местном театре “Дон Кихота” заменили по
какой-то причине на “Ревизора”. Предупредили всех, забыли только про актера,
роль которого состояла всего из одной фразы. Представьте эффект, когда в
столовую Городничего вошел человек в испанском костюме и, обращаясь к
Хлестакову, произнес: “Синьор, мой господин вызывает вас на дуэль!”
![]()
Актёр Иванов-Козельский плохо знал пьесу, в которой играл. Как-то выходит он
на сцену, а суфлер замешкался. Тут актёр увидел старичка, который вчера
изображал лакея и, чтобы не было заминки в действии говорит ему: “Эй,
голубчик! Принеси-ка мне стакан воды”. Старичок с гордостью ответил:
“Митрофан Трофимович, помилуйте, я сегодня граф-с”.
![]()
Сцена спектакля. Корифеи Царев (Ц) и Яблочкина (Я). Обоим под стольник.
Диалог должен звучать так:
Я: Кашу маслом не испортишь.
Ответ Ц: Смотря каким маслом...
На выходе получилось так:
Я: Машу каслом не испортишь..
Ответ Ц не заставил ждать, с ходу: Смотря каким каслом...
Самое интересное, они вообще не поняли, что сморозили. Зрители упали под
сиденья. Что поделаешь, возраст... А актеры были величайшие.
![]()
В финальной сцене “Маскарада” молодой актер должен был, сидя за карточным
столом, произнести нервно: “Пики козыри”, задавая этим тон всей картине. От
волнения он произнес: “Коки пизари”, придав сцене совершенно другой,
комический характер.
![]()
Актер забыл слова. Суфлер шипит:
- В графине вы видите мать! В графине вы видите мать!
Актер берет со стола графин и, с удивлением глядя туда:
- Мама, как ты туда попала??!
![]()
Евгений Евстигнеев в спектакле по пьесе Шатрова “Большевики” выйдя от только
что раненного Ленина в зал, где заседала вся большевистская верхушка, вместо
фразы: “У Ленина лоб жёлтый, восковой...” он сообщил: “У Ленина... жоп
жёлтый!..”. Спектакль надолго остановился. “Легендарные комиссары”
расползлись за кулисы и не хотели возвращаться.
![]()
Знаменитый актер Александринского театра Василий Пантелеймонович Далматов
как-то совершенно запутался на спектакле. Вместо “Подай перо и чернила”
сказал: “Подай перна и черна, тьфу, чернила и пернила, о господи, черно и
перно. Да дайте же мне наконец то, чем пишут!” Гомерический смех в
зрительном зале заглушил последнюю реплику актера.
![]()
1972 год. Малый театр. Накануне премьеры спектакля “Собор Парижской
Богоматери”. Роль горбуна Квазимодо досталась старожилу театра актеру
Степану Петровичу (имя изменено). Спектакль, по идее режиссера, начинался с
того, что Квазимодо (Степан Петрович) в полумраке должен был под звук
колоколов пролететь, держась за канат через всю сцену. Но был у него один
маленький недостаток - очень уж он любил водочкой побаловаться. И вот настал
день премьеры. Перед премьерой Степан Петрович пришел на спектакль вусмерть
пьяным. Шатаясь из стороны в сторону, он добрёл до гримерки, нацепил горб и
лохмотья Квазимодо. Зал полон. До начала спектакля остались считанные
минуты. Режиссер, встретив Степан Петровича, опешивши сказал:
- Степан Петрович, да вы же по сцене пройти прямо не сможете, не то, что на
канате летать.
- Да я 20 лет на сцене и прошу на этот счет не волноваться, - пробурчал
Степан Петрович и направился к сцене. На сцене полумрак, зазвонили колокола,
вдруг, через всю сцену, слева направо пролетел Квазимодо, затем справа
налево пролетел Квазимодо, затем ещё раз и ещё раз...
Раз эдак на шестой, Квазимодо остановился посреди сцены и повернувшись к
переполненному залу спиной, держа канат в руке и смотря на кулисы, в полной
тишине произнес:
- Итить твою бога мать! Я тут как последняя сука корячусь, а эти козлы ещё
занавес не подняли!