Константин Егорович Маковский (1839-1915)-родился в Москве в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы. Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II. Мать К.Е. Маковского, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Константин Егорович был их старшим ребенком. Из родившихся в семье детей выжили, помимо Константина, еще двое сыновей – Владимир и Николай, в будущем тоже художники, – и две дочери – Александра, впоследствии известная художница-пейзажистка, и Мария, выбравшая карьеру певицы.
Автопортрет. 1860 [351x532]
"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".
К.Е. Маковский
Девушка в костюме Флоры. [554x700]
Константин Маковский унаследовал таланты и матери, и отца. Музыка была его второй стихией, но все же профессией стала живопись. Рисовать он начал с четырех лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына, давая копировать гравюры из домашнего собрания.
Дети, бегущие от грозы. 1872. [419x700]
В октябре 1851 года двенадцатилетний мальчик смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В первой половине 1850-х годов в Училище действовал старый метод обучения: в трех первых классах ученики занимались копированием с оригиналов, рисованием с антиков и лишь в четвертом приступали к собственно живописи. Все изменилось, когда в 1856 году инспектором училища стал С.К. Зарянко. Он предложил новый метод, основанный на системе его учителя А.Г. Венецианова. Этот метод заключался, прежде всего, в глубоком изучении натуры. «Культ натуры» оказался привит и Маковскому, хотя преобразования случились в последние годы его пребывания в Училище.
Харон перевозит души умерших через реку Стикс - [566x700]
К моменту переезда в Петербург у него уже созрело и укрепилось решение посвятить себя исторической живописи, традиционно считавшейся наиболее высоким родом творчества.
В апреле 1858 года Маковский получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в декабре того же года ему присудили серебряную медаль первого достоинства за этюд с натуры. В сентябре 1860 года на академической выставке экспонировалась его работа «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания из храма торжников», а через год – «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе были исполнены по заданной академической программе. [460x700]
В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга. Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы. Она неплохо рисовала и, подобно мужу, страстно увлекалась музыкой. Композиторы, певцы, пианисты любили бывать в доме молодой четы. [448x700]
Семейное счастье Маковского длилось недолго. Елена Тимофеевна заболела туберкулезом и в марте 1873 года умерла. В связи с болезнью жены художником была предпринята первая поездка на Восток, в Каир [429x700]
В 1875 году Маковский вступил во второй брак. Юлию Павловну Леткову он встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе.
Тридцатипятилетний профессор живописи влюбился с первого взгляда. Юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И.Е. Репина) приехала в Петербург зимой 1874 года поступать в консерваторию. Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен ее музыкальностью. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист, и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата». Впоследствии Юлия Павловна называла мужа «человеком-песней». В январе следующего года, по достижении невестой шестнадцатилетнего возраста, была сыграна свадьба.
Гадание на святки [700x481]
Весной молодая пара едет в Париж
Боярышня [479x700]
В Петербурге Маковский часто меняет местожительство и мастерские. Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, он приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей
Летний полдень [700x401]
В 1878 году Маковский был пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени. Тогда же он дебютировал в парижском Салоне и вскоре завоевал право показывать полотна «вне жюри». [700x420]
К.Е. Маковский в 1898 году развелся с Юлией Павловной и вступил в третий брак – с Марией Алексеевной Матавтиной, которая к тому времени уже родила художнику троих детей.
В 1910 году вместе с новой семьей художник торжественно отметил пятидесятилетний юбилей своей творческой деятельности, тогда же он получил и чин действительного статского советника. [687x700]
Еще в 1902 году К.Е. Маковский составил завещание, по которому все права и имущество переходили М.А. Матавтиной-Маковской. После его смерти, в результате проведенного вдовой аукциона было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Матавтина собиралась перевезти прах супруга, к тому времени покоившийся на Никольском кладбище Александре-Невской лавры. Революция помешала этим планам... [343x700] [511x700]
Художник рано определился в выборе своего пути, решительно и успешно сделал карьеру, женился на самой очаровательной женщине Петербурга, был обласкан императором. Он действительно имел все основания утверждать: «...жизнь так красива, когда ее берешь полной горстью!». Многие завидовали его таланту, известности на художественном поприще, богатству и славе. Но со временем в обществе наступила переоценка прежних идеалов, творчество К.Е. Маковского перестало быть востребованным, и живописец оказался быстро и несправедливо забытым. [700x441] [546x700] [481x700] width= [527x700] [573x700] [523x700]
Русалки [700x531] [700x442] [700x546] [700x483]
Крестьянский обед в поле [700x512] [538x700] [700x593]
Семейный портрет. [531x700] [560x700] [541x700] [566x700] [483x700]
Поцелуйный обряд. [700x461] [436x700] [285x700] [545x700] [700x560] [700x540]
Воззвание Минина. [594x700] [449x700]
Портрет Марии Михайловны Волконской. [487x700] [518x700] [587x700] [509x700]
Жница. 1871 [565x700] [559x700]