Роман, о котором литературные критики спорят уже много десятилетий, однако так и не пришли к единому мнению: можно ли считать историю трагической жизни и смерти английского художника Стрикленда своебразной «вольной биографией» Поля Гогена?
 [показать]
Поль Гоген. "Таитянские пасторали" 1892
Так это или нет (мне хочется думать, что это именно так), но «Луна и грош» вызывает очень сильные эмоции и  чувства...порой весьма противоречивые...думаю, по накалу страстей это самая сильная вещь Моэма.
 
-  Когда люди уверяют, будто они безразличны к тому, что  о  них думают, они по большей части себя обманывают. Обычно они поступают, как им вздумается, в надежде, что никто не прознает об их чудачествах, иногда  же они поступают вопреки мнению большинства, ибо  их  поддерживает признание близких. Право же, нетрудно  пренебрегать  условностями  света,  если  это пренебрежение - условность, принятая в компании ваших приятелей.  В  таком случае человек проникается преувеличенным  уважением  к  своей  особе.  Он удовлетворен собственной храбростью, не испытывая при  этом малоприятного чувства опасности.  Но  жажда  признания  -  пожалуй,  самый  неистребимый инстинкт цивилизованного человека.
 -  В  ту  пору  я  предполагал  в  людях  больше  цельности,  и кровожадные инстинкты этого прелестного  создания  меня  опечалили.  Я  не понимал, сколь  различны  свойства,  составляющие  человеческий  характер. Теперь-то я знаю, что мелочность и широта, злоба и милосердие, ненависть и любовь легко уживаются в душе человека.
 -  Красота - это  то  удивительное  и  недоступное,  что  художник  в  тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания. И когда  она  уже  создана,  не всякому дано ее узнать. Чтобы постичь красоту,  надо  вжиться  в  дерзание художника. Красота - мелодия, которую он поет нам, и для  того  чтобы  она отозвалась в нашем сердце, нужны знание, восприимчивость и фантазия.
 - Женщина может простить мужчине зло, которое он причинил ей, но жертв, которые он ей принес, она не прощает.
 -  ...мы,   скорей   всего бессознательно, свою власть над другими измеряем тем, как они относятся к нашему мнению о них, и  начинаем  ненавидеть  тех,  которые  не  поддаются нашему влиянию. Для человеческой гордости нет обиды жесточе.
 -  Каждый из нас  одинок  в этом мире. Каждый заключен в медной  башне  и  может  общаться  со  своими собратьями лишь через посредство знаков. Но знаки  не  одни  для  всех,  а потому их смысл темен  и  неверен.  Мы  отчаянно  стремимся  поделиться  с другими сокровищами нашего сердца, но они не  знают,  как  принять  их,  и потому мы одиноко бредем по жизни, бок о бок со своими спутниками,  но  не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими. Мы  похожи  на  людей,  что живут в чужой стране, почти не зная ее языка; им хочется  высказать  много прекрасных, глубоких мыслей, но они обречены произносить лишь штампованные фразы из разговорника. В мозгу их бурлят идеи одна  интересней  другой,  а сказать эти люди могут разве что: "Тетушка нашего садовника позабыла  дома свой зонтик".
 -  Когда  человек  совершает какой-нибудь неожиданный поступок, таковой обычно приписывают  недостойным мотивам.
 -  ...надо иметь очень сильный характер, чтобы  после получасового размышления  поставить  крест  на  блестящей  карьере  только потому, что  тебе  открылся  иной  жизненный  путь,  более  осмысленный  и значительный. И какой же нужен характер, чтоб никогда не пожалеть об  этом внезапном шаге!
 -  Разве делать  то, к чему у тебя лежит душа, жить  так,  как  ты  хочешь  жить,  и  не  знать
внутреннего разлада - значит исковеркать себе жизнь?... Мне думается, все определяется  тем,  чего  ищешь  в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь  с  себя  и  с  других.