Вчера праздновали Лиго- праздник летнего солнцестояния. Празднуется он во многих странах- в Росии, Белоруси, Польше, Литве, Эстонии...
Но я, наверное, не знаю ни одной страны, где этот праздник принимал бы государственные масштабы. В Латвии же это один из самых почитаемых праздников (если не самый). День, когда льётся реками пиво, жарится шашлык, всё это дело закусывается тминным сыром под праздничные песнопения.
немножко из истории праздника
Янов день тесно связан с культом плодородия; считается, что он посвящен языческому богу плодородия Янису и, по некоторым источникам, богу веселья Лиго, который в древнелатышском пантеоне был богом песен. Поэтому праздник Лиго отмечается со множеством припевов и песнопений, когда-то имевших сакральный смысл. В земледельческом календаре праздник солнцестояния знаменовал окончание весенних работ и начало летней страды, он служил магической подготовкой к уборке урожая, богатство которого, разумеется, зависело от бога плодородия Яниса.
День перед Яновым праздником был посвящен сбору лекарственных трав и назывался Травяным днем. В этот день из трав, полевых цветов и листьев дуба вили венки, которые служили не столько головными уборами, сколько оберегами для комнат в доме и хозяйственных служб: венками украшали ульи, коровники, клети и амбары, привязывали их на шею коровам. Венки являлись символом урожая, плодородия, плодоношения, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя к роли матери и хозяйки дома. Наступление сумерек знаменовало начало Яновой ночи, когда запевались песни, посвященные Янису – Яновы песни. В них славословили бога Яниса, воспевали усердный труд и высмеивали лентяев и тунеядцев. В песнях рефреном повторялось восклицание «Лиго! Лиго!», поэтому исполнение Яновых песен называлось «лигованием», а певцы – «лиготаями». В это время в каждом доме проводился обряд чествования «Яновой матушки» и «Янова батюшки», или хозяйки и хозяина дома: на голову хозяина возлагали венок из дубовых листьев, а хозяйку увенчивали цветочным венком. После этого с песнями обходили угодья: поля, пасеки, пастбища, сады и огороды, и везде ставили пышные ветви в честь Яниса, призывая процветание и благодать. Между тем лиготаи с песнями обходили деревню дом за домом, и везде им предлагали традиционное угощение – пиво и сыр. Затем жители деревни собирались на холме, разводили большой костер, пели и танцевали, прыгали через огонь.
В наши же дни праздник этот - большое народное гуляние. Дни 23 и 24 июня считаются официальными выходными и люди вовсю отпиваются, отъедаются и просто отдыхают душой и телом- кто дома, а кто и на природе. На главной набережной столицы перекрывается движение транспорта, разводятся костры, жарится мясо, продают сдобные булочки и закуски с сыром и всё это под народные песни ( а-ля частушки) и хорошее настроение. Очень здорово, я считаю :)
мы тоже решили не отставать от своего культурного наследия и собрались на шашлык-пиво и хорошую компанию )) Отметили не с таким размахом как на родине, но всё же было неплохо. даже венки сплели =)
плетём венки
хвастаюсь ))
Яновы дети)))
ааааа-аам ^__^
деление на две группы - латыши с одной стороны, русские с другой
видимо такое деление будет преследовать наши народы всю жизнь
обидно, досадно, но..ладно :)
Но, было здорово, всё равно =)