«АМАЗОНКА РУССКОГО АВАНГАРДА» НАДЕЖДА ЛЕРМОНТОВА (1885-1921) – ПОТОМОК ПОЭТА
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова. Под ред. Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Пер. с англ. Москва, Издательство «Галарт», 2001 г.
В настоящее время в Москве в галерее Наталии Курниковой «Наши художники» проходит первая персональная выставка авангардистки Надежды Лермонтовой, дальней родственницы (внучатой племянницы) великого поэта. В экспозиции собрано около 50 живописных и графических произведений Надежды Лермонтовой, семь из которых принадлежат Русскому музею, остальные предоставлены московскими и петербургскими коллекционерами.
С легкой руки поэта-футуриста Бенедикта Лившица, который в 1930-х гг. восторженно писал о Гончаровой, Розановой и Экстер: «Эти три замечательные женщины всё время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружавшую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим АМАЗОНКАМ, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному „яду“, и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить её досекинской тубой (тюбиком краски фабрики Досекина), то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка» название вошло в обиход речи. А после прошедшей с большим успехом в 1999-2001 гг. по всему миру выставки «Амазонки авангарда» это название прочно укрепилось в искусствоведении. К «амазонкам» причисляют 6 русских художниц: Александру Экстер (1882-1949), Наталью Гончарову (1881-1962), Любовь Попову (1880-1924), Ольгу Розанову (1886-1918), Варвару Степанову (1894-1958) и Надежду Удальцову (1886-1961). После состоявшейся выставки 2018 г. Надежду Лермонтову с полным правом можно отнести к числу «амазонок русского авангарда».
Надежда Владимировна Лермонтова родилась 24 сентября 1885 г. в Петербурге в семье ученого-физика, приват-доцента Петербургского университета Владимира Владимировича Лермонтова и его жены Екатерины Антоновны. По отцовской линии художница приходилась дальней родственницей поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Надежда Владимировна с детства увлекалась литературой и рисованием, по окончании Коломенской женской гимназии она одновременно поступает на историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов и в Рисовальные классы Общества поощрения художеств, позднее посещала студию Д.К.Кардовского. В 1907-1910 гг.училась в Школе живописи и рисования Е.Н.Званцевой у Л.С. Бакста. Как и Лев Бакст, Надежда Лермонтова показала себя оригинальным интерпретатором античности (картины «Леда», «Сфинкс», «Язон, заклинающий дракона».
Самостоятельная творческая деятельность Н.В. Лермонтовой началась в 1910 г, когда совместно с К.С.Петровым-Водкиным, А.П.Блазновым, Н.А.Тырсой она участвовала в воссоздании внутреннего убранства храма Василия Златоверхого в Обруче на Волыни, к тому времени только что восстановленного А.В.Щусевым. В стиле близком нередицким росписям XII века, в технике фрески ею исполнены шесть динамичных и насыщенных по цвету композиций, в том числе и такие сложные и ответственные, как «Страшный суд», «Жертвоприношение Авраама».
Дебют Лермонтовой состоялся на московской выставке объединения «Мира искусства» в 1911 г. с натюрмортом «Глиняный кувшин и яблоки». В 1912-1913 гг. приняла участие в 4-й выставке «Союза молодежи». А на выставках «Мира искусства» участвовала еще три раза в 1912, 1916 и 1917 гг. Живое воображение, способность выходить за рамки обыденного, свобода воплощения своего видения определили её стиль.
Автопортрет. 1910-е. Бумага, уголь. 42,5х34,5 см. Из собрания Николая Тырсы.
Натурщица. Учебный рисунок. 1900-е гг.
Обнаженный мальчик. 1910 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Обнаженный натурщик. 1910 г. Холст, масло. 106,5х75,7 см. Собрание Валентина Шустера, С-Петербург.
Натурщица. Холст, масло. 109,4х80,6 см. Собрание Валентина Шустера, С-Петербург.
Автопортрет на красном фоне. 1910-е. Холст, темпера. Галерея «Элизиум».
На диване. Автопортрет. 1910-е. Холст, масло. 106,8х124,5 см. Государственный Русский музей.
Женский портрет (Автопортрет). 1910-1919 гг. Холст, масло. 56х49 см. Частное собрание.
Прыжок. 1910-е. Холст, масло. 102,5х60 см. Государственный Русский музей.
Портрет композитора Сергея Соловьева. 1912-1913 гг. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Сфинкс. 1910-е. Холст, масло. 106х124 см. Аукцион Sotheby’s 2005 г. из собрания Соломона Шустера (1934-1995).
Язон, заклинающий дракона. Мотив балета С. Соловьева «Золотое руно». 1913-1914 гг. Холст, масло. 81х72 см. Собрание Валентина Шустера, С-Петербург.
Прометей и Икар. 1914 г.
Медея увидела Язона. Фантазии на тему балета С.Соловьева Золотое руно. 1915 г. Холст, масло. 80х70 см. Частное собрание.
Античный портрет.
Обнаженная на фоне красной драпировки. 1915 г. Холст, масло. Частное собрание.
В зрелый период своего творчества во второй половине 1910-х гг. Лермонтова выработала собственный стиль, своеобразно сочетавший эстетику модерна с элементами нового искусства - сочетание символизма, экспрессионизма и примитивизма.
Последние годы жизни художницы (1914-1921 гг.), несмотря на лишения военного времени, ужас двух революций, прогрессирующую неизлечимую болезнь, прошли в напряженном творчестве. Она поступает в только что открытый Зубовский институт истории искусств, создает эскизы для конкурса марки-эмблемы Дома-музея «Памяти борцов за свободу» (1918 г.); оформляет постановки «Вертепа» М.А.Кузьмина и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (1918-1919 гг.) в Петроградском кукольном театре; иллюстрирует Эдгара По, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Метаморфозы» Овидия (1918 г.). Н. Лермонтова писала стихи и прозу, рисовала для журнала «Богема».
Леда и яйцо. 1916 г. Холст, масло. 88х83 см. Собрание А. Кузнецова и П. Мелякова, С-Петербург.
Матсура (Воспоминание Самарканда). 1916 г. Холст, масло. 98,3х65,3 см. Частное собрание, Москва.
Японец, играющий на лютне. Холст, масло.
Портрет сестры Александры Лермонтовой (В виноградных листьях). 1916 г. Холст, масло. 68,5х57,5 см. Галерея «Наши художники», Москва.
Поздние цветы. 1916 г. Холст, масло. 98х67 см. Частное собрание, С-Петербург.
Портрет О. Иконниковой. Холст, масло. 71х64,5 см. Частное собрание.
Девушка. 1910-е, сер. Холст, масло. 88х69 см. Собрание Андрея Васильева, С-Петербург.
Тверская частушка. 1917-1918 гг.
Девочка в красном. 1918 г. Холст, масло. 106х76 см. Галерея «Наши художники», Москва.
Декорация с драконом. Эскиз декорации к балету С.Соловьева «Золотое руно». 1918 г. Холст, масло. 63х78,8 см. Государственный Русский музей.
Эскиз театрального костюма. 1918 г. Бумага, акварель, карандаш. 34x26 см.
Эскиз занавеса. 1919 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь, белила, 24х30,3 см. Частное собрание.
Белая ночь. 1920 г.
Надежда Владимировна Лермонтова скончалась после тяжелой болезни в 1921 г. в Петрограде.
В ее живописи влияние учителей соединялосься с отголосками европейского постимпрессионизма. Поживи Лермонтова чуть дольше - она могла бы влиться в ряды «амазонок авангарда» или, если бы оказалась, как многие художники ее поколения, в эмиграции, примкнуть к Парижской школе.
Первая персональная выставка Н. Лермонтовой проходит в Москве в галерее «Наши художники» по адресу Сеченовский переулок, дом 2 (Метро «Кропоткинская», «Парк культуры»). Работает с 8 февраля по 22 апреля 2018 года.
Так что, дорогие москвичи и гости столицы, у вас еще есть время приобщиться к искусству потомка Михаила Юрьевича Лермонтова.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х тоиах. Том II. Л - Я. Москва, 2013 г.
Интересно. Хочется несколько раз возвращаться к просмотренному. Чувствуется совместная работа с Петровым - Водкиным. У обоих за кажущейся условностью изображения стоит хорошая рисовальная база. Но притягивает что-то неуловимое. Для той эпохи ее картины - открытие. Поищу в интернете ее иллюстрации к произведениям.