Анна Краевская ("kykolnik") проделала поистине титаническую работу - собрала и разместила в своём ЖЖ весь доступный на сегодня материал о Викторе Попкове. Размещаю первую часть, продолжение в гиперссылках под постом, если возникнут трудности с переходами, войдите в оригинал поста в ЖЖ - Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) часть первая. 1932-1959 годы
Жизнь – свеча. Всё, что отведено свыше, – это полная длина. Но вдруг подует ветер, дёрнется
рука, воск затопит фитиль или выстрелит инкассатор, и жизнь обрывается раньше срока...
Виктор Ефимович Попков. Убит 12 ноября 1974 года в возрасте 42 лет выстрелом инкассатора.
Виктор Ефимович Попков. Третьяковка купила его первую из 30 картин, когда автору было всего 27 лет.
Виктор Ефимович Попков. До сих пор самый дорогой живописец в фигурально-реалистическом искусстве.
Виктор Ефимович Попков. Один из родоначальников «сурового» стиля.
Виктор Ефимович Попков. Работал всего 17-18 лет, но успел создать порядка 3000 произведений.
Виктор Ефимович Попков. Единственный живописец, рассказ о котором начну с конца.
Последние дни. Смерть. Бессмертие.
По свидетельствам близких друзей, в последние дни с живописцем происходило что-то непонятное, он стал особенно нервным и тревожным. Трудно сказать, являлось ли это предчувствием скорой смерти или дело было в очередном жизненном кризисе, но вел себя он не так, как обычно. За неделю до гибели Виктор Ефимович позвонил А. Руткину и сказал, что хочет попрощаться, потому что уходит из жизни, велел похоронить его в Велегоже. Сорвавшийся после такого звонка к Попкову на Брянскую Руткин застал художника сидящим в мастерской одетым в пушкинский фрак. В тот вечер художник прочитал другу несколько своих стихов и много жаловался на одиночество.
В день смерти, 12 ноября 1974 года, Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился со знакомым художником, поздравившим его с прекрасными работами. и предложившим отметить творческий успех в кафе. Вскоре к ним присоединились еще двое знакомых, соблазненных возможностью выпить в хорошей компании. Для Попкова, крайне болезненно воспринимавшего молчание критики и художественной общественности, воцарившееся вокруг «Бабки Анисьи», в тот момент было важно и нужно любое одобрение коллег. Обрадовавшись возможности поговорить о том, что его волновало, Виктор Ефимович предложил поехать к нему на Брянскую улицу. Все вместе они вышли из кафе и стали ловить машину. Попков подошел к первому попавшемуся автомобилю, который, как оказалось, был инкассаторским...
Незадолго до этого произошло событие, косвенно повлиявшее на случившееся с художником: в Севастополе было совершено нападение на инкассаторов, везших из банка крупную сумму денег. Дорогу, по которой они ехали из банка, завалило осыпью, когда же инкассаторы вышли из машины, чтобы расчистить путь, они все были убиты. После этого действовала инструкция: в случае опасной ситуации инкассаторам открывать огонь без предупреждения.
Когда грянул выстрел, знакомые, собиравшиеся к Попкову в гости, фактически бросили истекавшего кровью художника. Водитель вызванной «Скорой помощи», будучи в полной уверенности, что везет какого-то ночного грабителя, не особенно торопился. Драгоценное время, за которое художника еще можно было спасти, оказалось потеряно. Пуля попала в сонную артерию и пробила легкие. Виктор Ефимович умер в больнице.
[показать] 1955 Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Автопортрет»
Виктор Ефимович родился в Москве 9 марта 1932 года. Зная, как складывалась жизнь русских крестьян в первой половине ХХ века, можно предположить, как непросто было одному из четырех крестьянских детей выбрать в жизни дорогу творчества.
Надо отдать должное матери, почувствовавшей искренний и серьезный интерес сына к занятиям живописью и поддержавшей его в этом начинании. В третьем классе он начал посещать изостудию, находившуюся на заводе имени Калинина в Подлипках, и уже тогда у него появилась четкая цель – научиться рисовать профессионально и сделать живопись главным делом своей жизни.
1950-е Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Москва зимой»
В 1948 году Попков поступает в художественно-графическое педагогическое училище, незадолго до этого открывшееся в Москве. Не помешала даже «двойка» за сочинение – Виктора все-таки принимают на курс.
Будущий художник и его близкие жили как миллионы советских людей того времени: бедно, голодно, крайне стесненно. В Пролетарском районе Москвы, недалеко от станции Челюскинская, в бараке площадью одиннадцать квадратных метров жила семья Попкова – шесть человек: Степанида Ивановна, сам Виктор, старший брат Николай с женой и маленьким сыном и младшая сестра Тамара. По воспоминаниям брата, в институт художник ездил в разных валенках, с ломтем хлеба, намазанного салом. Приезжал из института и сразу садился рисовать. Когда семья ложилась спать, он, чтобы не мешать родным, выходил в общий коридор барака и там продолжал работать. Зимой, в неотапливаемом коридоре, Виктору приходилось рисовать в валенках и тулупе, но и такие трудности не могли ему помешать, он был бы готов работать даже на морозе: слишком притягателен был для него сам процесс рисования, создания образов...
1951 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Крыши»
Во время учебы Виктор Ефимович знакомится со своей будущей женой Кларой Калинычевой, и по окончании училища, в 1952 году, они вместе поступают в Суриковский институт. В 1957-м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей.
Живописец с женой и сыном в своей мастерской
В Суриковском училище начинаются путешествия Виктора Ефимовича по стране, которые продолжатся всю его жизнь и сыграют огромную роль в творческой судьбе. Уже после первого курса художник едет на практику в Белоомут, в 1956 году посещает строительство Иркутской ГЭС, потом были поездки на трассу Абакан–Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие. Из этих художественных экспедиций он возвращался переполненным впечатлениями, почувствовав атмосферу грандиозных строек, развернувшихся в послевоенные десятилетия, с большим количеством этюдов, многие из которых в дальнейшем привели к созданию прославивших его картин.
1950-е Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Перерыв»
1957 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Молодость»
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Весна в депо»
дипломная работа из серии «Транспорт»; начало хрущевской оттепели...
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «На работу» эскиз
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «На работу»
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «На стройке»
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Контора в котловане»
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Электрики»
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932 - 1974) «Советская женщина»
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «На лесах Большого театра» эскиз
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «На лесах Большого театра»
1958 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Выходной день»
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Рябинка»
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) из серии «Абакан-Тайшет»
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Штукатуры» из серии «Абакан-Тайшет»
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «Сибирячка» из серии «Абакан-Тайшет»
1959 год Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932–1974) «За работой. Автопортрет»
Интересно. Я знал, что Попков умер как-то преждевременно, и с этим что-то не так, а оказывается, застрелен по ошибке... Но на мой взгляд он был перехвален. И в сущности, это какая-то вершина "совка", как художественного стиля. А где ж та самая "Бабка Анисья"?
Ответ на комментарий Ostreuss #
"Размещаю первую часть, продолжение в гиперссылках под постом", "Бабка Анисья" по-моему в 6-й части."Перехвален" он был (если и был) - уже после смерти, во первых потому что опередил "деревенскую прозу" по времени, во вторых - из умершего очень удобно сделать орудие битья оппонентов.Его "Мезенский цикл" великолепен по-моему, конечно есть неровные, неравноценные работы, но это большой художник.
Посмотрела пока кусочек оттуда, кусочек отсюда, всё интересно, хочется сразу всё увидеть. Однозначно определилась в отношении его работы с цветом - потрясающе))) Сюжеты и композиции тоже понравились, но не всё видела. Я это буду с удовольствием изучать)
Автору - огромное спасибо за виртуальную монографию!!!
Ответ на комментарий natali_100 #
Анне сами напишите в какой-нибудь из частей "монографии", а ещё лучше - подпишитесь, ей это важно, переживала, что начали отписываться читатели, не вытерпели такой "марафон".
Ответ на комментарий natali_100 #
Почему?У меня проблем не было вроде бы, правда те, кто работают с мобильных модемов жаловались на трудности с входом - там получается непостоянный ай-пи, и ЖЖешке это не нравится.
Ответ на комментарий natali_100 #
А на ЛиРу у неё всё транслируется?Она уходила, закрывала дневник, потом открыла, но я уже перенастроился на ЖЖ, не стал подписываться здесь.
Ответ на комментарий aleksyri #
Я не знаю, сколько транслируется и работет ли трансляция. Вот о попытке регистрации... Когда я пришла на ЛиРу, честно говоря, зарегистрировалась, глядя на других, на ЖЖ. Но не воспользовалась, не заинтересовалась... Ссылка потерялась. Около года назад попыталась уже всерьёз это сделать. Регистрация шла нормально, принимали любой, самый простой ник. Когда дело доходило до последней кнопки "войти", она не работала, просто картинка, за которой ничего нет. Попыток было в течение года не менее 3. Меня не приняли)))
Ответ на комментарий natali_100 #
А первый ник помните?Можно попробовать восстановить пароль, можно админу написать, вообще-то у них был период, когда не было регистрации, слишком много пользователей, но потом они видимо расширили сервера. и мне не попадалась информация. что регистрация закрыта.
"Выходной день", пожалуй, в художественном плане наиболее интересен. Портреты женщин художника мне напомнили фото передовицы на стене вестибюля местной администрации. Мы долго гадали, к какому полу принадлежит лицо - оказалось, женщина. История советов реально отражена : женщина с ломом и масленкой, шпалоукладчица - это нормально.
Ответ на комментарий Оливи #
Честно говоря, мне кажется, что слева всё же мужчина - у штукатуров (дранка на заднем плане) вполне в порядке вещей было прикрыть причёску каким-нибудь платочком.
Ответ на комментарий aleksyri #
Сделала ещё одну попытку. Сначала всё очень живенько. Даже мой адрес, стоило начать писать, тут же нарисовался. Но кнопка "создать аккаунт" мертва. Не судьба...
Ответ на комментарий aleksyri #
"мой адрес, стоило начать писать, тут же нарисовался. " - значит аккаунт существует, на одну почту они дважды Вас не зарегистрируют.Напишите админу, признайтесь, что забыли ник, может быть помогут.
Ответ на комментарий aleksyri #
А я еще помню журналы "Огонек", "Вокруг света" и "Роман-газету". "Роман-газету" еще и выписать было трудно, друг другу почитать давали. Газета "Комсомольская правда" с приложением "Аргументов и фактов" тогда печатали острые статьи. К сожалению, сейчас многие печатные издания брать в руки противно.
Ответ на комментарий Оливи #
"Огонёк" стал популярным попозже, но зато до сих пор вполне читабельный, а из других изданий читаю сейчас только "Новую" в электронном виде.
Ответ на комментарий aleksyri #
Я еще захожу на уаинфо цензор.нет (новости из Украины из первых рук), Радио свободу, Эхо Москвы. "Дождь" и "Слон" многое сделали платным для чтения. "Огонек" не вижу в киосках. "Новую" читаю с комментариями, есть очень познавательные. Если б еще свободного времени побольше.