• Авторизация


"Политика превращения Сибири и Дальнего Востока в сырьевой придаток Китая" 23-05-2014 16:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Оригинал взят у lj user "novayagazeta" в Китай прирастает Сибирью

Послесловие к визиту президента в Поднебесную. Субъективные записки из-за Урала.

Мы знаем друг друга третий десяток лет: два моих собеседника — серьезные бизнесмены, крепкие мужики, на Севере они держат зимовья. Рыбачат, охотятся. Мужики не говорят, что родина — она и для того, чтобы ее отстаивать, нет. Они просто со всей трезвостью осознают, что жить при китайцах далее не смогут, поэтому и роют себе на Севере «окопчики». Не всерьез, естественно. На всякий случай.

Наверное, тут еще российское ТВ подыграло. Рекламируя Донецкую Республику, оно еще не то сотворит; эта самоорганизация снизу, партизанский отряд — цветочки. Такие дела в Красноярске.

В Хакасии с китайцами сегодня не церемонятся. Тех, кто кормит, одевает, строит, — вытесняют. Китайские теплицы ликвидируют. Этому, по случайности, предшествовала громкая история: четверо молодых людей изнасиловали трех китаянок, убили, сожгли их тела. Убийц нашли, дали пожизненное. Но родные убитых китаянок требуют расстрела, наш мораторий на смертную казнь их не колышет. Что, если КНР возьмется защищать права соотечественников на прилегающих территориях — по нашему же примеру?

Особых страхов среди земляков перед все крепнущей «дружбой» с Китаем не замечаю. Другое есть, во многих. Понимание, что начальство — наше, российское, — рано или поздно поменяет работников на тех, с кем проще, дешевле, которые больше и лучше трудятся. Надо будет — народ поменяют.

Не скажу, что эта земля ждет Китай. Но люди, в большинстве, уже все поняли и прочувствовали. И относятся к данному явлению, как к восходу солнца или разливу вешних вод. Мол, ничего тут не поделаешь. Вопрос, что для всех этих людей может сделать/не сделать Путин в Китае, излишен.

Боятся Китая, по моим наблюдениям, в Москве. Для многих объяснение на поверхности: Москва живет на сибирских углеводородах. А будет жить — Китай. Опасения связаны с тем, что совместную на сегодня колонию Москвы и Пекина (кондоминиум) последний переоформит на себя окончательно.

Вот Зубов, бывший красноярский губернатор: переехал в Москву, стал депутатом Думы и начал Китая бояться. Недавно сказал: после Крыма мы остались с Китаем один на один. Процитирую Валерия Зубова по «Красноярскому рабочему»: «От Урала до Дальнего Востока нас 20 с небольшим миллионов человек. А у них только в Хейлунцзяне 110 миллионов. И вот это как раз и есть для нас проблема из проблем. Китайцы уже сказали вслух о том, что российско-китайские договоры 1850—1860 годов о разграничении территории являются несправедливыми. Да, конечно, об этом китайцы заявляли еще и до ситуации с Крымом. Но тогда, если бы у России что-то произошло с Китаем, у нас были бы потенциальные международные союзники. А теперь все эти возможные союзники точно и ясно скажут: как вы решаете проблемы, так пусть и с вами поступают. То есть потенциальных союзников на мировой арене мы после Крыма лишились. А перевес по материальным ресурсам — понятно на чьей стороне».

Сколько у нас живет китайцев? Вы не найдете ответа. Называемые цифры очень приблизительны. Во многих западных странах полиция вообще держит китайцев за бессмертных — своих покойников они тайно сжигают, а их паспорта передают новым незаконным мигрантам. У нас вот тоже не так давно в гараже нашли труп китайца-нелегала. Он два года пролежал в холодильнике. Как заявили его товарищи, они просто побоялись идти в органы.

Впрочем, это все субъективные впечатления и опасения, психологические комплексы, синдром «осажденной крепости». Вот факты. 2011 год, трансляция из Кремля в День России с церемонии вручения Госпремий РФ. Доктор философских наук Артем Кобзев: «…Моя благодарность несказанная, поэтому я скажу о своей мечте. Слыша в нашем гимне о хранимой Богом родной земле, я вспоминаю, что Святая Русь в ХIII веке входила в единое государство с Китаем. И наше особое отношение отражает само название — Китай, отличное от принятых на Западе…» Но речь не о взглядах ученого, он волен иметь их любые, тем более он далеко не первый придерживается именно таких воззрений. И даже не о том речь, что за это дают Госпремию. Я о том, что это было произнесено в день национального праздника не где-нибудь, а в Кремле.

В последние годы подписаны тома бумаг о том, как половчей распорядиться Сибирью. Соглашения «Единой России» и компартии Китая, проекты создания госкорпораций, «осваивающих Сибирь», всевозможные стратегии и планы. По сути, Китай уже перекраивает и формирует экономическую инфраструктуру Восточной Сибири и Дальнего Востока в своих интересах. А Кремль ему помогает, соглашаясь с отведением громадных территорий азиатской России роли тыла, донора, доильного парнокопытного для КНР в борьбе за процветание китайской нации и мировое лидерство. Экономические аспекты нашей дружбы не оставляют в том сомнений. Нефть и лес уходят в Китай по очень смешным ценам.

Это данность. Сотрудничество «Евросибэнерго» Дерипаски с китайской госкорпорацией Yangtze Power (они объявили о создании совместного предприятия YES Energo для строительства в азиатской части РФ до 10 ГВт новых мощностей, преимущественно ГЭС), масштабные соглашения «Роснефти» с китайскими CNPC и Sinopec об углеводородах Восточной Сибири, поручение Путина разработать программу строительства ГЭС на притоках Амура лишь подтверждают и закрепляют этот курс.

Компания «Лунсин», входящая в крупнейший горнодобывающий холдинг Китая Zijin Mining Group, осваивает месторождение полиметаллических руд Кызыл-Таштыг в Туве, в истоках Енисея. Российские в проекте — только недра, все остальное — китайское. Владимир Белоголовов, ученый-геолог, замдиректора Бурятского регионального объединения в защиту Байкала говорит об угрозе исчезновения малочисленной народности тоджинцев из-за процессов смешения. Действительно, тоджинцев — всех, старых и молодых, — всего-то четыре тысячи, и все они компактно проживают здесь, в Тоджинском кожууне, где и раскинулось рудное поле. Из-за притока китайцев с хорошими заработками (вахтовый поселок построен на 1200 человек, и это именно вахты) женихам из автохтонов придется туго.

Это — проекция. Сибирь, если она так и будет утверждаться в статусе сырьевого донора КНР, вся станет Тоджей.

Диффузия как метод покорения новых земель китайцами применяется давно. А.П. Чехов, плывший по Амуру, писал 27 июня 1890 года: «Китайцы начинают встречаться с Иркутска, а здесь их больше, чем мух. С Благовещенска начинаются японцы… Китайцы возьмут у нас Амур — это несомненно… Все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла об Амуре. Не расчетливо и не умно».

Если поменять Болгарию на, скажем, Крым, покажется, что это — о дне сегодняшнем. Нет. Тогда Россия «забыла» об Амуре, сегодняшняя же политика превращения Сибири и Дальнего Востока в сырьевой придаток Китая осуществляется планомерно и сознательно. Мою родину пускают на электричество, кругляк, руду для восточного соседа. Ему продают куски, отрезанные от тела России, вывозят Сибирь кубометрами, тоннами, эшелонами. Выжигают, вырубают, затапливают Сибирь — все для того, чтобы сбыть полученный в результате продукт в Китай.

Это — улица с двусторонним движением? Ну да. Из Харбина дальневосточникам летать в Москву дешевле, чем из родных городов. Ангару от загрязнения нефтью спасали китайцы, самолетами высылая активированный уголь — в России его не нашлось. Да и лучшим губернатором в Сибири 90-х был иркутянин Юрий Ножиков — наполовину китаец.

Азиатская Россия без китайской предприимчивости давно бы «скисла», факт, — если мерить все деньгами, кубами и тоннами. А так — все бурлит. И в перспективе, если еще крепче «задружим», нас, наконец, начнет бояться Америка. Вот радости-то будет думцам, кремлевцам, первому и второму каналам!

Бегемот и бабочка вполне могут дружить. Главное — не очень близко: чревато. И бегемота-то винить будет не в чем, разве только в его размерах и весе.

Алексей Тарасов
Соб. корр. по Красноярскому краю, республикам Хакасия и Тува


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
tinary 24-05-2014-07:10 удалить
Я живу в Западной Сибири, но китайского у нас тоже много. Половина продаваемых овощей китайского происхождения, но вырощенных на нашей земле. Выращивать они умеют. Вот со вкусом эти плодов проблемы. Это пластиковые овощи. Если есть выбор, народ старается их не брать. А вот промышленность и городские службы все перекупаются Москвой и Питером. Так что непонятно, откуда ждать завоевания?..)))
aleksyri 24-05-2014-08:07 удалить
Ответ на комментарий tinary # "Пластиковых" овощей полно и в Подмосковье)).Думаю, надо не "ждать завоевания", а бороться с ним по мере возможностей.
tinary 24-05-2014-08:50 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Мне кажется, что бороться бесполезно. Людям давно пора научиться договариваться.
aleksyri 24-05-2014-23:54 удалить
Ответ на комментарий tinary # Бороться это не обязательно митинговать и демонстрировать.Но в данный момент договариваются с Китаем за Вас другие люди - преимущественно чиновники из столицы, причём Ваши интересы им как то "до лампочки".А Вы с кем предполагаете договориться?С чиновником, чтоб он воровал, но немного поменьше? или с китайскими предпринимателями, чтоб они удовольствовались немножко меньшей нормой прибыли и не травили так безбожно окружающую среду?Вы то можнт и желаете договариваться, да вот другая сторона хочет ли?
tinary 25-05-2014-06:22 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Мои интересы при всех властях были до лампочки. Бороться значит противоборствовать. Какие у меня есть возможности противоборствовать неправому делу? На митинг не пойду. И демонстрации это показ силы, но он уже тоже никого не убеждает. Всё это вещи разрушительные, не строящие. Возможно, что я хочу утопического, хочу мира во всем мире, правительства без дураков и рвачей. Неужели человеку был дан разум только для гадостей и разрушений?.. И никогда не будет по иному...
aleksyri 25-05-2014-08:21 удалить
Ответ на комментарий tinary # Думаю Вы помните сказку про Чиполлино, был там один строитель - кум Тыква...((Как минимум можно не покупать негодные товары и объяснять окружающим, хотя бы родным и друзьям почему этого делать не стоит, и участвовать, осмысленно в выборах.
aleksyri 25-05-2014-08:28 удалить
Ответ на комментарий tinary # У друга только что увидел -
[показать]
tinary 25-05-2014-10:46 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # В выборах кого из кого? В этом есть смысл?
tinary 25-05-2014-11:00 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Нет ни плохой, ни хорошей власти. Власть по определению не может быть хорошей. Это политическое понятие. А политика - сплошная грязь. У власти стоят люди, которым ты почему-то должен доверять, на них полагаться. А с какой стати?.. Власть любая всегда будет поступать, как ей удобно, в лучшем случае исходя из среднестатистического благополучия. А я могу и не вписаться в это якобы благополучие.
Не покупать, разъяснять, этого мало. Надо детей воспитывать думать, развивать их, чтобы понимали, что нельзя жить одним днем, и стремиться к такому миру, где не нужна будет власть, по крайней мере такая. (Извините за пафос)
aleksyri 25-05-2014-23:12 удалить
Ответ на комментарий tinary # Это не пафос, скорее "штамп".Для того, чтобы понять, что Вы не правы, достаточно съездить в любую европейскую страну, для глубины сравнения - хоть в Чехию, которая одновременно с нами начала путь от тоталитаризма к гуманизму.И власть там есть, и политика - не "грязь", и много чего ещё.То что Вы пишите, внушают нам известные товарищи, из известных побуждений.
tinary 26-05-2014-05:14 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Мне что-то навязать и внушить невозможно. Я не поддаюсь на штампы. Вы меня совсем не знаете. Я никому не молюсь и ни на кого не оглядываюсь. Понятия не имею о каких товарищах вы говорите. Газет не читаю. Новости по телевизору не смотрю.) Я с детских лет привыкла фильтровать всё, что сказано и написано людьми. На веру никогда не принимаю. Не стану судить, как там в Европе. Я там не жила подолгу. Не сталкивалась с их проблемами, с их государственным устройством. Думаю, что вы тоже не тамошний житель.
И вообще, я спорить не люблю. В споре не рождается истина. Это моё убеждение.
aleksyri 26-05-2014-08:12 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Внушить некоторые идеи можно любому, Вы не читаете газет, зато это делают те, с кем Вы общаетесь, Вы слышите разговоры в транспорте, беседы коллег, соседей и пр.Ну вот скажите, откуда это Ваше "политика - грязь"? из опыта работы в политике))? наверняка нет.Это услышано из уст людей, или прочитано в интервью и статьях тех (возможно талантливых и умных) деятелей, для которых это утверждение стало оправданием того молчания, о котором пел Галич.
MELGA_TANGRIZ 26-05-2014-22:12 удалить
Ответ на комментарий tinary # Вы не чувствуете не соответствия между тем, что вы предлагаете, и тем, как вы сами живете?
Пишите: "Надо детей воспитывать думать, развивать их, чтобы понимали, что нельзя жить одним днем". Но разве, вы сами при этом не живете одним днем?
То, что делается сейчас, не закончится завтра. С этим и в этом жить нашим детям.
Одними правильными словами детей ничему не научишь. Они воспитываются не нашими словами, а нашими поступками (и их отсутствием). Если они будут видеть, что мы расписываемся в собственном бессилии, они никогда не поверят в то, что может существовать какое-то другое устройство мира...
Будут верить только в то, что вы декларируете: "политика - грязь" и "от нас ничего не зависит".
Я так думаю...
tinary 27-05-2014-04:57 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # У меня нет того круга общения, о котором вы говорите. Я уже на пенсии. Я мало говорю и ещё меньше слушаю. С соседями не общаюсь, мне неинтересно то, о чем говорят. Когда работала, говорили только по делу. Некогда было, надо было быстро работать. С близкими есть более интересны темы, чем обсуждение политики, цен на рынке и т.п. Я понимаю о чем вы. Мы все не под стеклом живем. И влияние на нас все оказывает. Даже минимальное общение несет информацию. Порой общаться не обязательно, чтобы понять, что не все хорошо устроено. Но и за чьим-то любым мнением слепо не побегу. А Вы считаете, что может быть политика без "грязи"? Если бы это было так, то тогда что-то в этом мире изменилось в лучшую сторону.
Вы тоже, думаю, не работали в политике. )) Предлагаю признать всю эту полемику бессмысленной и том закончить.
tinary 27-05-2014-05:21 удалить
Ответ на комментарий MELGA_TANGRIZ # Откуда Вам знать, как я живу?.. что делаю, о чем говорю, чем занимаюсь?.. Под "одним днем" понимаю не просто обыденную, "механическую" жизнь. Детям надо давать творческое развитие, развивать их любопытство к знаниям на своем примере, ежедневно и ежечасно.
Завтра никогда не кончается. И то, что делается сейчас было уже много раз. Не знаю, где Вы живете. Возможно, это касается Вас напрямую, в самой близости к болевой точке. Только точек этих на земле много. А каждый знает и помнит конкретно о своей. Увы!
Я не писала, что от нас не зависит ничего. Я так не думаю. Думаю, что я бы пошла на выборы, если бы увидела в этом смысл. А вообще, я просто позволила себе помечтать об устройстве мира без войн, границ, прочих барьеров.)
MELGA_TANGRIZ 27-05-2014-07:19 удалить
Ответ на комментарий MELGA_TANGRIZ # Вы правы. О вашей жизни мне неизвестно почти ничего, кроме того, о чем вы сами написали. Меньше всего мне хотелось обидеть или задеть вас...
Не читаете газет, не смотрите новостей. Мало говорите и еще меньше слушаете. С соседями не общаетесь.
Живете в своем мире, где нет войн, границ и прочих барьеров.
Попытка уйти от реальности. Увы и ах... Не осуждаю. Понимаю. Сама такая...
Не хочется повторять банальностей, но... жить в обществе и тешить себя иллюзией, что оно тебя не касается, наивно. Такие иллюзии дорого обходятся. И тут вы правы. Это моя болевая точка.
Я ошибалась, думая, что "меня все это не касается", "я умная и внимательная, и меня не так просто увлечь, использовать", "есть более интересные и приятные вещи", "от меня в масштабах человечества ничего не зависит".
Сейчас я плачу за свою самоуверенность. Но беда не в этом, а в том, что дети, которым я старалась "дать творческое развитие, развить их любопытство на своем примере, каждый день и ежечасно", будут теперь платить эту цену вместе со мной. Этого я точно не хотела. И сейчас мне меньше всего хочется поверить в то, что от меня ничего не зависит, что уже ничего изменить нельзя.
Наверное, поэтому я так "зацепилась" за ваши тезисы, как будто увидела со стороны себя некоторое время назад.
Но вы - это не я. Это верно... Поэтому извините, если я невольно вас задела. В споре, действительно, не рождается истина.
Я хочу, чтобы вы никогда не узнали того разочарования, которое узнала я.
Разочарования в своих так называемых убеждениях... ((
aleksyri 27-05-2014-08:30 удалить
Ответ на комментарий aleksyri # Я одно время активно участвовал в "политике" (на местном уровне), в перестройку, и позже время от времени сталкивался с некоторыми её сторонами.А спор действительно не сильно осмысленный, тем более, что в данный момент и я не вижу поля для политического активизма, а Вы немного утрируете, мне кажется свою аполитичность, иначе вряд ли бы обратили внимание на мою публикацию)).
aleksyri 27-05-2014-08:51 удалить
Ответ на комментарий MELGA_TANGRIZ # Я понимаю Вас.


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Политика превращения Сибири и Дальнего Востока в сырьевой придаток Китая" | aleksyri - Дневник aleksyri | Лента друзей aleksyri / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»