novayagazeta.ru/columns/63396.html"Два новых святых удостоены этой чести не столько за необходимые формально по статусу «чудеса», типа исцеления неизлечимых (такие эпизоды найдены), сколько, по словам Франциска, за смелость. Оба совершили решительные шаги к адаптации церкви к современности. Любая церковь консервативна, поэтому нужна особая смелость для приведения ее в гармонию с меняющимся миром. Они, сказал Франциск, помогли восстановить и обновить Церковь, сохранив ее изначальное лицо», «внесли неизгладимый вклад в развитие человека и сохранение мира». Оба решились пойти вопреки.
Заслуга итальянца Ронкалли (Иоанна XXIII) в том, что он вопреки сопротивлению курии созвал XXI Вселенский или Второй ватиканский собор (1962-1965 гг.). Это было открытие католической церкви современному миру.
Среди подвижек, многие из которых понятны лишь теологам, последствиями собора были отказ католической церкви от монополии на спасение человечества и установление диалога с другими конфессиями (на собор пригласили среди прочих в качестве наблюдателя делегацию РПЦ, митрополита ленинградского и новгородского Никодима), использование современных языков вместо латыни, признание свободы совести и демократии. На понтификат Иоанна XXIII пришлось начало перестройки западного общества, завершившейся в огне молодежных бунтов 1968 года. [**]
Иоанн Павел II (с 1978 по 2005 гг., в миру – Кароль Юзеф Войтыла) был, пожалуй, самым популярным папой ХХ века. Ни один другой столько не ездил по миру, общаясь с паствой: 130 стран, все части света кроме Антарктиды. В начале эры коммуникаций он максимально использовал ее возможности для укрепления роли церкви и распространения своих идей.[**]
Первый папа-славянин в теологическом плане больше склонялся к традиционным семейным ценностям, но язык не поворачивается назвать его консерватором. Его реформаторство выразилось в коренном изменении мира, связанном с падением Берлинской стены. В экуменической и межрелигиозной открытости, в смелом выборе стороны мятежного меньшинства в трудные для его родной Польши времена тоталитарной власти, в защите евреев в стране с сильными антисемитскими настроениями.
Но главное, он использовал свое положение, чтобы побудить миллиард католиков мира осудить тоталитаризм и выступить за гражданские свободы и права человека. То есть за ценности современного западного мира. Поддержав польскую «Солидарность», он без единой дивизии способствовал разрушению социалистического лагеря и Варшавского договора."