Варяги. Казалось, здесь все вопросы решены. И уже давно фактически все приняли версию, что варяги – это те самые пресловутые норманны-викинги в русском варианте. То есть это предки шведов, датчан, норвежцев и исландцев и получается…русских, если судить согласно «призванию Рюрика», то есть варягов-руси, живущих где-то за морем. Но мы-то считаем себя славянами и язык у нас явно не скандинавский, и люди мы православные, не католики и не протестанты и большинство русских людей, интересующихся историей, воспринимают легенду о призвании варягов, как аномалию, не соответствующую реальной действительности. Хотя те же самые англичане, французы этим не заморачиваются, они не только смирились с тем, что викинги приложили руку к созданию их современных государств, но и гордятся этим. Да и в принципе, легенда о призвании бриттами и саксами англов похожа на призвание руси-варягов на землю Новгородскую.
Но не все так просто с этими варягами. Давайте полистаем Повесть и прочтем и разберемся, кого считали летописцы варягами на Руси. Но их описание в летописи загоняет нас в мысленный ступор. Хотя бы убивает вот эта фраза: «Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене». Это что же получается, согласно современным понятиям, были словене, а призвали Рюрика, стали скандинавами? Но это полный бред. Значит, варяги в этом случае выступают в роли собирательного образа народов, живущих на побережье Балтийского моря. Выходит, варяги это не только скандинавы, но еще славяне, обитавшие в Северной Европе. Казалось бы, все выяснилось и можно жить спокойно дальше и примирить норманистов и антинорманистов – варяги это и скандинавы, и поморские и новгородские славяне и поэтому, кто является русь, славяне или скандинавы спор бессмысленный и это мы никогда не узнаем. Ну, жили, русы где-то за морем, позвали их в землю славянскую словене, чудь, меря, и те пришли со всем своим родом. И все, можно было бы сей вопрос закрыть. Тем более, что он подтверждает эту версию: «По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской». То есть, согласуется с тем, куда осуществляли походы викинги. Но следующее предложение нас вгоняет в мысленный ступор: «Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.». То есть, Нестор, варяги – уже отдельное племя, отличное от шведов, готов, англов, но еще и руси? Понятно, что варяги – это европейское племя, то есть «потомство Иафета» и все. В итоге, что мы имеем? Мы имеем суперэтнос в виде норманнов-викингов, которых на Руси окрестили варягами, которые осуществляли походы от Атлантики до Казани и вплоть до Африки, что соответствует нашим современным понятиям. А с другой стороны – имеем загадочное племя варягов, причисляемых к потомкам Иафета, отличных от тех самых пресловутых морских разбойников. И куда же его помещает Нестор сей народец? Да никуда, просто он его перечисляет. Был такой народец, который к русам никакого отношения не имеет, где живет, тоже неясно. Так же неясно: а кто же эти варяги, обитавшие на Руси? Казалось бы, летопись отвечает на этот вопрос: «Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик». Варяги – купцы и те самые пресловутые викинги, а коренные жители – славяне и прочие племена. И все платят дань Рюрику. А где же русь? Ну, понятно, мы подразумеваем их под варягами-норманнами. Да не все так просто. Ежели мы перемещаемся в ту эпоху, когда Олег идет походом на Киев: «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де \"мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим\". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: \"Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода\", и показал Игоря: \"А это сын Рюрика\". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: \"Да будет это мать городам русским\". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». То есть, пошел Олег, взяв с собой варягов, славян и прочих воинов (почему-то нет руси, но мы здесь по смыслу можем подразумевать варягов), но когда был взят Киев, как бы мысль подтверждает «мать городам русским – то есть варяги – те самые руси. Но чем заканчивается сие повествование? Читаем: «И были у него варяги, славяне и прочие, прозвавшиеся русью». И к какому здесь выводу можем прийти. Кто здесь варяги? То ли те самые викинги то ли то самый народец Иафета. Славяне, понятно, коренные жители Русской равнины. А вот, с русами, вообще полная незадача ежели прочтем: не просто племя русов, а именно некие «прочие прозвавшиеся русью». То есть, были некто, которые называли себя русью. При этом Киев был объявлен «матерью городов» названных именем прочих. В общем, какой общий вывод? Для нас так и остается загадкой, кто варяги, а кто русь. Нестору может быть и ясно, только своим потомкам свою ясность не разъяснил и оставил после себя одни сплошные загадки.