Эта замечательная книжечка помогла многим лучше себя понять и стать здоровыми и счастливыми. С радостью делюсь и с вами тем, что помогло и продолжает помогать мне на Пути Ищущего.
Я посвящаю эту книгу всем моим учителям,
как прежним, так и нынешним, в том числе —
моему мужу, Эдди Брахмананда Шапиро.
Спасибо.
Глава 1ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЛИКОЙ МУДРОСТИ
Любая упорная мысль отзывается в теле человека.
Уолт Уитмен
Практически во всех прекрасных работах по вопросам медицины и врачевания часто опущена одна базовая концепция, по-видимому как неуместная. Это — взаимоотношения между разумом и телом, которые возможно прямо влияют на состояние здоровья и на нашу способность к выздоровлению. Тот факт, что эти взаимоотношения действительно существуют и очень важны, только сейчас начинает признаваться; глубже их истинное значение для человека нам еще предстоит узнать и принять. Только когда мы изучим необычные взаимосвязи между всеми аспектами нашей личности (нашими потребностями, бессознательными реакциями, подавленными эмоциями, желаниями и страхами) и функционированием физиологических систем организма, их способностью к саморегуляции, только тогда мы начнем ясно понимать, насколько велика мудрость нашего тела. Имея чрезвычайно сложно устроенные системы и функции, человеческий организм проявляет безграничный ум и сочувствие, постоянно давая нам средства для дальнейшего самопознания, противостояния непредвиденным ситуациям и выхода за пределы нашей субъективности. Бессознательные энергии, лежащие в основе каждого нашего действия, проявляются так же, как и сознательные мысли и чувства.
Чтобы понять эту связь тела и разума, мы должны, в первую очередь, уяснить, что тело и разум — это единое целое. Обычно мы рассматриваем собственное тело как что-то, что мы носим с собой (часто не совсем то, что хотелось бы). Это «что-то» легко повреждается, нуждается в тренировках, в регулярном приеме пищи и воды, в определенном количестве сна и периодических проверках. Когда происходят неполадки, это доставляет нам неприятности, и мы ведем свое тело к врачу, веря, что он или она способны «починить» его быстрее и лучше. Что-то сломалось — и мы это «что-то» неподвижно фиксируем, будто это неодушевленный предмет, лишенный
разума. Если тело функционирует хорошо, мы чувствуем себя счастливыми, бодрыми и энергичными. Если нет, становимся раздражительными, расстроенными, подавленными, переполняясь жалостью к самим себе.
Такой взгляд на тело представляется досадно ограниченным. Он отрицает сложность энергий, определяющих целостность нашего организма, — энергий, которые непрерывно сообщаются и перетекают друг в друга, зависят от наших мыслей, чувств и физиологических функций различных частей нашего существа. Нет разницы между тем, что происходит в наших умах и тем, что происходит в наших телах. Поэтому мы не можем существовать отдельно от тела, в котором заключена наша жизнь. Обратите внимание: в английском языке для указания на кого-нибудь значительного используется слово «somebody», что означает одновременно и «некто», и «важная персона», тогда как незначительную личность определяют словом «nobody», то есть, «никто», или «ничтожество». Наши тела — это мы. Состояние нашего бытия есть непосредственный результат взаимодействия многочисленных аспектов существования. Выражение «У меня болит рука» равнозначно выражению «Боль внутри меня проявляется в моей руке». То, что выражает боль в руке, не отличается от словесного выражения дисфории или смущения. Говорить, что различие имеется, — это значит игнорировать неотъемлемую часть целостного человеческого существа. Лечить только руку — значит игнорировать источник той боли, которая проявилась в руке. Отрицать связь тело-разум — это значит отказываться от возможности, которую дает нам тело: увидеть, признать и устранить внутреннюю боль.
Эффект взаимодействия тела и разума легко продемонстрировать. Известно, что чувство тревоги или беспокойства по любому поводу может привести к расстройству желудка, запору или головной боли, к несчастным случаям. Доказано, что стресс может привести к язве желудка или к инфаркту; что депрессия и тоска делают наши тела тяжелыми и вялыми — у нас мало энергии, мы теряем аппетит или едим слишком много, чувствуем боль в спине или напряжение в плечах. И наоборот, ощущение радости и счастья увеличивает наши жизненные силы и энергию: мы меньше нуждаемся во сне и чувствуем себя бодрыми, меньше подвержены простудам и другим инфекционным болезням, поскольку наши тела становятся здоровыми и, следовательно, лучше сопротивляются им. Можно глубже понять «разум тела», если постараться увидеть все аспекты физической и психологической жизни. Нужно учиться понимать, что все, что случается с нашим физическим телом, должно нами контролироваться, что мы не просто жертвы и вовсе не должны страдать до тех пор, пока боль не пройдет. Все, что мы познаем внутри тела, является интегральной частью нашего целостного существования.
Концепция «разума тела» основана на вере в единство и целостность каждого человеческого существа. Хотя целостность личности обусловлена множеством различных аспектов, они не могут быть изолированы друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, все зная друг о друге в любой момент. Формула «разума тела» отражает психологическую и соматическую гармонию: тело — это просто грубое проявление тонкости ума. «Кожа неотделима от эмоций, эмоции неотделимы от спины, спина неотделима от почек, почки неотделимы от воли и желаний, воля и желания неотделимы от селезенки, а селезенка неотделима от половой близости», — писала Диана Конелли в книге «Традиционная акупунктура: закон пяти элементов» (Dianne Connelly «Traditional Acupuncture: The Law of the Five Elements»).
Полное единство тела и разума отражается в состояниях здоровья и болезни. Каждое из них является средством, с помощью которого «разум тела» сообщает нам о том, что происходит под телесной оболочкой. Например, болезнь или несчастный случай часто совпадают по времени со значительными переменами в жизни: переездом на новую квартиру, новым браком или сменой места работы. Внутренние конфликты в этот период легко выводят нас из равновесия, в результате чего возникает ощущение неопределенности и страха. Мы становимся открытыми и беззащитными перед любыми бактериями или вирусами. В то же время болезнь дает нам передышку, время, необходимое для перестройки и приспособления к изменившимся обстоятельствам. Болезнь говорит нам, что мы должны прекратить что-либо делать: она дает нам пространство, в котором мы можем восстановить связь с теми частями себя, с которыми мы перестали соприкасаться. Кроме того, она позволяет увидеть в перспективе значение наших отношений и общения. Так проявляется мудрость разума тела в действии, разум и тело постоянно воздействуют друг на друга и работают сообща. Передача сигналов от разума к телу осуществляется посредством сложной системы, включающей кровообращение, нервы и множество гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции. Этот чрезвычайно сложный процесс регулируется гипофизом и гипоталамусом. Гипоталамус — это небольшой участок головного мозга, который контролирует многие функции организма, включая терморегуляцию и частоту сердечных сокращений, а также деятельность симпатической и парасимпатической нервных систем. Многочисленные нервные волокна со всего головного мозга сходятся в гипоталамусе, благодаря чему психологическая и эмоциональная активность связываются с телесными функциями. Например, вагусный нерв из гипоталамуса идет прямо к желудку — отсюда и желудочные проблемы, вызванные стрессом или тревогой. Другие нервы тянутся к тимусу и селезенке, то есть органам, продуцирующим иммунные клетки и регулирующим их функцию.
Иммунная система обладает огромным потенциалом защиты, отторгая все, что может быть для нас вредным, но и она тоже подчинена головному мозгу через нервную систему. Поэтому она напрямую страдает от психического стресса. Когда мы подвергаемся тяжелому стрессу любого происхождения, кора надпочечников выбрасывает гормоны, которые разрушают систему связи головной мозг-иммунитет, подавляя иммунную систему и оставляя нас беззащитными перед болезнями. Стресс — это не единственный фактор, который может запустить такую реакцию. Отрицательные эмоции — подавляемый или длительный гнев, ненависть, ожесточение или депрессия, а также одиночество или тяжелая утрата — могут также угнетать систему иммунитета, стимулируя гиперсекрецию этих гормонов.
В головном мозге находится лимбическая система, представленная совокупностью структур, в число которых входит и гипоталамус. Она выполняет две главные функции: регулирует автономную деятельность, например, поддерживает водный баланс организма, активность желудочно-кишечного тракта и секрецию гормонов, а кроме того, объединяет эмоции человека: иногда ее даже называют «гнездом эмоций». Лимбическая активность связывает наше эмоциональное состояние с эндокринной системой, играя таким образом ведущую роль во взаимоотношениях тела и разума. Лимбическая активность и функционирование гипоталамуса непосредственно регулируются корой головного мозга, которая отвечает за все формы интеллектуальной деятельности, включая мышление, память, восприятие и понимание.
Именно кора головного мозга начинает «бить тревогу» в случае восприятия любой угрожающей жизни активности. (Восприятие не всегда соответствует истинной угрозе для жизни. Например, стресс воспринимается телом как смертельная опасность, даже если мы думаем, что это не так). Сигнал тревоги воздействует на структуры лимбической системы и гипоталамуса, которые, в свою очередь, влияют на секрецию гормонов, на функционирование иммунной и нервной систем. Поскольку все это предупреждает об опасности и готовит к встрече с ней, то неудивительно, что телу не до отдыха. Все это приводит к напряжению мышц, нервозному замешательству, спазмам кровеносных сосудов, нарушению функционирования органов и клеток.
Чтобы не впасть в состояние тревоги при чтении этих строк, следует помнить, что такую реакцию вызывает не событие само по себе, а наше отношение к нему. Как сказал Шекспир: «Сами по себе вещи ни плохие, ни хорошие, они такие лишь в нашем представлении». Стресс — это наша психологическая реакция на событие, но не само событие. Систему тревоги запускает не быстрая и легко исчезающая из памяти волна гнева или отчаяния, а накапливающееся действие постоянных или длительно подавляемых отрицательных эмоций. Чем дольше сохраняется неотреагированное психическое состояние, тем больший вред оно может причинить, истощая сопротивляемость «разума тела» и непрерывно распространяя потоки отрицательной информации.
Однако всегда есть возможность это состояние изменить, потому что мы всегда можем поработать над собой и перейти от простой реактивности к осознанной ответственности, от субъективности к объективности. Например, если дома или на работе мы постоянно подвергаемся воздействию шума, то мы можем реагировать на это нарастающей раздражительностью, головной болью и повышением артериального давления; в то же время мы можем, объективно оценив ситуацию, попытаться найти позитивное решение. Послание, которое мы передаем нашему телу, — раздражение или принятие, — это тот сигнал, на который оно будет отвечать. Повторение отрицательных мысленных шаблонов и установок, таких как беспокойство, вина, ревность, гнев, постоянная критичность, страх и др., способно причинить нам гораздо больше вреда, чем любая внешняя ситуация. Наша нервная система целиком находится под контролем «центрального регулирующего фактора», контрольного центра, который у человека называется личностью. Другими словами, все ситуации в нашей жизни не являются ни отрицательными, ни положительными — они существуют сами по себе. И только наше личностное отношение определяет их принадлежность к той или иной категории.
Наши тела отражают все случившееся и пережитое нами, все движения, удовлетворение потребностей и действия; мы вмещаем в себе все, что случалось с нами. Тело и в самом деле запечатлевает все пережитое ранее: события, эмоции, стрессы и боли заперты внутри телесной оболочки. Хороший терапевт, понимающий разум тела, может прочесть всю историю жизни человека, глядя на его телосложение и позу, наблюдая его свободные или закрепощенные движения, отмечая области напряжения, а заодно и особенности перенесенных травм и болезней. Наши тела становятся «ходячей автобиографией», особенности телосложения отражают наш опыт, травмы, беспокойства, тревоги и отношения. Характерная поза — когда один стоит, приниженно согнувшись, другой стоит прямо, готовый к защите — формируется в ранней молодости и «встраивается» в нашу исконную структуру. Считать, что тело представляет собой изолированно действующую механическую систему, значит упустить главное. Это значит — отказать себе в источнике великой мудрости, который доступен в любое время.
Точно так, как тело отражает все, что происходит в сознании человека, так и сознание испытывает боль и дискомфорт, когда страдает тело. Универсального закона кармы о причине и следствии избежать невозможно. Каждое явление жизни человека должно иметь свою причину. Каждому проявлению человеческой телесности должен предшествовать определенный образ мыслей или эмоциональный статус. Парамаханса Йогананда (Paramahansa Yogananda) говорит:
Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физическом теле. Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности — все это действительно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д. Беспокойство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, — это вторичные болезни.
Изолировать только следствие (состояние болезни в организме), как будто оно ни с чем не связано, значит отрицать наличие причины. В этом случае причина (исходные чувства и установки) приведет к другому следствию, которое проявится в другое время: возникнет новая болезнь или недомогание, как попытка показать нам, где мы нарушили равновесие. Послания, которые мы бессознательно передаем нашим телам, являются определяющим фактором нашего самочувствия. Послания, основанные на неудачах, отчаянии и тревоге, несут отрицательную энергию умирания и заставляют тело реагировать разрушением защитных механизмов (представленных системой иммунитета) и подготовкой к смерти. Даже если наши страхи и тревоги только воображаемые, послание все равно преобразуется в физическую болезнь, как если бы наше тело ощущало угрозу и опасность. Обратимся снова к Шекспиру: «Бодрость духа — это здоровье; и наоборот, меланхолия — это болезнь». Когда мы говорим, что наше «сердце разбито», знает ли тело разницу между эмоциональным разрушением сердца и его физическим разрушением? Оказывается, нет, поскольку силой своего воображения разум немедленно воздействует на телесную сущность. В научных исследованиях неоднократно было показано, что люди часто умирают вскоре после смерти любимого человека, и причиной этого является именно «разбитое сердце». «Может ли тревога привести к серьезному заболеванию?» — спрашивает Лоуренс ЛиШан в книге «Вы можете бороться за свою жизнь» (Lawrence LeShan «You Can Fight for Your Life»). «Многие ученые-медики утверждают, что трудно найти серьезную болезнь, которая не могла бы быть спровоцирована глубокой тревогой. Депрессия и отчаяние оставляют свой след не только в сознании, но и в теле». Мы все время проявляем скрытые и вытесняемые послания, обычно не отдавая себе в этом отчета, так как бессознательное значительно сильнее выражает наши истинные чувства, чем сознание. Эти бессознательные энергии пронизывают все аспекты нашей жизни.
Наш обыденный язык прекрасно это описывает. Словесные выражения типа «повесил себе на шею» вскоре в действительности проявляется зажатостью в плечах, болями в шее или головной болью; «от дум голова трещит» — раскалывающей головной болью, а выражение «задница болит» — запорами или раком кишечника. Точно так выражение «ты разбил мое сердце» находит свое воплощение в отчаянии, тяжелой депрессии или ишемической болезни сердца, являясь для организма посланием к умиранию, а мысль о том, что «эта проблема заедает меня живьем», часто приводит к язве желудка или проблемам с кишечником. Чем больше тело получает посланий к умиранию, тем меньше у него способностей к восстановлению защиты и поиску средств выживания.
Когда мы признаем, что что-то случилось, находим время заглянуть в себя, тело слышит, что мы действительно хотим жить; тогда оно отзывается и оказывается способным начать врачевание внутренних болей и стрессов. Послания, основанные на радости, успехе, надежде, любви и благополучии, — это животворные сообщения, которые убеждают тело укреплять силы и жизнеспособность, чтобы вернуться к полноценной жизни.
Тем не менее на сознательном уровне мы часто лжем себе и окружающим, что все в порядке — «нет проблем», «все идет как надо», «нет никаких поводов для беспокойства». Лишь немногие готовы признать, что испуганы или одиноки, что чувствуют огромную вину, что рассержены и ожесточены. Это социально неприемлемые качества и поэтому они тщательно подавляются. «Отрицание может свести нас в могилу. Разум обладает не только умением возводить стену вокруг психологического конфликта; он способен отрицать и болезнь, которая возникла в результате первого цикла отрицания», — писала Мерилин Фергюсон в книге «Аквариумная конспирация» (Marilyn Ferguson «The Aquarian Conspiracy»). Все отрицаемые и подавляемые страхи, тревоги и опасения можно обнаружить в подсознании. Именно отсюда тело получает те сообщения, которые, отражая подавленные установки и стереотипы, влияют на наше самочувствие.
До XIX столетия врачи придавали большое значение состоянию ума пациента; психосоматическая связь между отчаянием, депрессией, гневом или горем, с одной стороны, и истощающими болезнями, с другой, казалась очевидной. Как говорит д-р Берни Сигал в книге «Любовь, медицина и чудеса» (Bernie Siegal «Love, Medicine and Miracles»): «Удовлетворенность нужно рассматривать как непременное условие здоровья». Многие ли врачи в наше время спрашивают вас, удовлетворены ли вы жизнью, счастливы ли, когда обращаетесь к ним по поводу болей в спине или инфекционного заболевания почек? Наоборот, они сочтут вас слегка не в себе, если вы сами спросите у них о взаимосвязи разума и тела. Термин «психосоматический» приобрел отрицательный смысл, будучи употребляемым только в значении «воображаемый». Если врач не способен найти физическую причину болезни и хочет снять с себя всякую ответственность, то ему удобно объявить проблему надуманной, «плодом больного воображения», результатом симуляции или вообще заявить, что больной сошел с ума. Такая позиция является следствием полного пренебрежения истинной ролью разума, которую он играет в создании нашей реальности.
Аналогичные заблуждения окружают идею плацебо-эффекта, когда вместо лекарства используется его безвредный заменитель (например, подслащенная вода), а больной в результате такого «лечения» выздоравливает. Большинство врачей использует плацебо воды в качестве фокуса, чтобы подтвердить свое предположение о том, что больной симулирует или воображает свою болезнь. Как это ни парадоксально, но если мы видим, насколько все нарушения функций в организме зависят от разума, то как может существовать такая вещь, как изолированная физическая проблема? Истинное значение термина «психосоматический» в том, что разум может влиять на тело, и это применимо ко всем физическим состояниям. Как говорил чикагский врач Франц Александер (Franz Alexander) еще тридцать лет назад: «Теоретически любая болезнь может быть психосоматической, поскольку эмоциональные факторы влияют на все процессы в организме посредством нервных и гуморальных связей». Плацебо просто стимулирует деятельность разума в определенном направлении — в его решении быть здоровым; при этом головной мозг вырабатывает естественные обезболивающие вещества в ответ на веру в собственное здоровье.
Единственная область современной традиционной медицины, которая действительно участвует в познании роли разума в поддержании состояний здоровья или болезни, — это психонейроиммунология (ПНИ). Это длинное слово образовалось в результате понимания роли разума (психо) и иммунной системы (иммунология) во взаимоотношениях с нервной системой (нейро). В настоящее время исследованиями в области ПНИ занимается все большее число профессионалов, в результате чего, наконец, рациональный ум начинает убеждаться в том, что интуитивно было очевидно. К сожалению, медицинский мир в целом не интересуется изучением и познанием взаимоотношений разума и тела, а использование сильнодействующих препаратов, безудержно нарастающее в последние десятилетия, все больше отнимает у больных их права на самовыздоровление.
Альберт Швейцер говорил: «Каждый больной носит внутри себя собственного врача. Мы чувствуем себя лучше всего тогда, когда даем возможность этому врачу поработать». Однако дни, когда мы лечили себя дома горячими отварами трав и покоем, давно прошли. Мы стали беспомощными и зависимыми, утратили способность слушать внутренний голос интуиции. Время контакта с врачом сократилось до беглой проверки симптомов и прописывания рецепта. Поэтому неудивительно, что мы часто повторно обращаемся к врачу с теми же или даже новыми проблемами. Возможно ли действительное врачевание в таких обстоятельствах, когда визиту отводится так мало времени, а причина болезни — внутреннее состояние больного — игнорируется? Поскольку врачи редко имеют время или желание вникать в наши личные проблемы, то, очевидно, только мы сами должны это делать.
Физические недомогания на любом уровне — результат несчастного случая, инфекции или стресса — это сообщения, на которые нужно обратить внимание. Когда мы заболеваем или у нас развивается физическое недомогание, необходимо, в первую очередь, вспомнить все, что в течение последних 6–9 месяцев предшествовало появлению симптомов. Мы обязательно найдем ключ к пониманию проблемы. Каким было эмоциональное состояние? Случались ли значительные перемены в жизни? Чрезмерный стресс или тревога? Резкое изменение обстоятельств или неожиданное несчастье? Накапливалось ли раздражение или было крушение планов? Из недавнего прошлого можно обратиться к отдаленным событиям, отголоски которых мы, возможно, все еще носим в себе. Событие само по себе могло уже давно пройти, но эмоциональное впечатление остается с нами на многие годы, укореняясь в нашем теле и, в конце концов, поражая его на клеточном уровне.
Найти глубинную причину стереотипов и установок не всегда бывает просто, так как зачастую они очень тщательно запрятаны. Одним из ключей к пониманию того, что происходит сейчас, является обращение к детскому возрасту. Были ли в тот период какие-то особенные трудности или сильные переживания? Переживание смерти, изоляция или другие подобные травмы могут оставить глубокий след в виде страха, утраты, печали, гнева и неуверенности. Все это остается с нами, определяет и влияет на характер наших действий, поведение, чувства и образ мыслей. Поразительно, как много людей в детстве были обделены любовью и счастьем. Возможно, наши родители хотели иметь мальчика, а не девочку, или наше рождение было ошибкой; возможно, мы росли, наблюдая ссоры и драки; может быть, родители развелись, и мы проводили детские годы в переездах от мамы к папе и обратно, выслушивая их грубые рассказы друг о друге. Этот опыт подрывает наше ощущение безопасности, достоинства и приятия. Детские страхи вскоре становятся страхами взрослых. А через некоторое время они начинают разрушать здоровье.
В то же время, новое переживание эмоциональных состояний означает, что мы можем просто пожать плечами и переложить ответственноть за свои проблемы на какое-то одно событие в прошлом. Причина недомогания сегодня может быть в том, что все пережитые события, принятые решения и приобретенный опыт до сих пор с нами. Каждую секунду гибнет и образуется семь миллионов эритроцитов. Наши кости полностью перестраиваются заново каждые семь лет. Почему же наши клетки, восстанавливаясь, становятся такими же, как и раньше? Может быть потому, что наше внутреннее программирование не изменилось? Может потому, что психические поведенческие модели, лежащие в основе физических проблем, остались прежними? Может потому, что существуют скрытые, невыраженные причины наших болезней, и они требуют расплаты? Работать с внутренним программированием с целью его изменения — это значит проникнуть в те глубины, где укоренившись лежат убеждения, предрассудки, неврозы и идиосинкразии. Это серьезное дело, и далеко не каждый чувствует себя готовым этим заниматься.
Таким образом, боль, болезнь или расстройство в теле можно рассматривать как сообщение о том, что существует конфликт эмоций и мыслей, который угрожает выживанию. Это не Бог наказывает нас за все ужасные вещи, которые мы совершили, а наш собственный способ создания неадекватного равновесия. По мере развития понимания взаимоотношений между разумом и телом мы можем спросить: «Почему я причиняю себе боль именно таким образом?». На сознательном уровне мы вовсе не желаем истязать себя, испытывать боль или болеть, но оказывается, что именно это и происходит. Когда мы понимаем, что тело выражает все то, что лежит на поверхности, что оно служит зеркалом, заглянув в которое, мы можем увидеть свой внутренний мир, когда действительно осознаем, что вся наша жизнь неуклонно стремится к завершенности и равновесию, тогда видим, что наши болезни — средства поиска этого равновесия. Наши трудности — это карты и путеводители, помогающие в поиске глубокого корня мудрой и бескорыстной любви, которая присуща каждому из нас.
Вместо того, чтобы поддаваться угнетающему чувству безнадежности и ответственности за все происходящее, давайте рассматривать свою болезнь как серьезный вызов. Нарушение равновесия — сигнал тревоги, дающий нам возможность учиться и расти. Вместо того чтобы предаваться сожалению и самобичеванию, нужно быть конструктивными, осознавать свою роль, как в собственной болезни, так и в выздоровлении. А затем зададимся вопросом: «Так что же нужно сделать, чтобы трудности покинули меня?».
Целеустремленная мысль направляет энергию, потому что энергия следует за мыслью. На чем бы ни сосредотачивалась мысль, на этом же концентрируется и энергия. Если мы сосредоточены на своей болезни, а наши мысли и чувства разбросаны и расстроены, тогда болезнь может нас быстро подавить. Если природа мысли препятствует концентрации энергии, то такая блокада становится причиной дискомфорта, боли или болезни. Поток энергии освобождается при изменении нашей позиции в сторону приятия и свободы, при этом боль и дискомфорт уменьшаются. Гастон Сент-Пьер (Gaston St Pierre) и я в совместной работе «Техника метаморфозы» («The Metamorphic Technique») отмечали:
Все, что есть во Вселенной, в том числе и то, что создает наше бытие, — это энергия. Она может принимать разные формы, но в любой форме — будь то физическое состояние, психический конфликт, чувственное наслаждение или духовная реализация — она все равно остается энергией. Когда внутри нас имеется дисгармония, мы можем испытывать сильный кашель, чувство раздражения, боль в спине, а также дезориентацию и бред. Если мы несем вместе и психологическое и физическое, то можно понять, что нет различия в способе выражения настроения: лежащий в основе этого дисбаланс — это просто энергия, требующая выхода.
Каждая часть тела обладает собственной уникальной функцией и имеет собственное предназначение, эта функция соответствует определенному аспекту нашей личности (например, в ногах выражается способность к передвижению и направлению движения). Если мы испытываем несогласие, то энергия, которая ассоциируется с этим несогласием, ослабляет соответствующую часть тела, оставляя ее ранимой и восприимчивой к повреждениям и болезням. Мысль буквально стесняет эту область, вызывая таким образом заболевание. «То, что мы гоним прочь из наших мыслей, всегда возвращается обратно и располагается в той же области, которая испытывала напряжение в тот момент», — говорил Решад Филд в книге «Излечиться сейчас» (Reshad Feild «Here to Heal»). Если научиться понимать язык, которым пользуется тело, чтобы поведать нам о неполадках, то можно увидеть выраженные с его помощью отрицательные мыслительные стереотипы и установки и сменить их на позитивные. Это, в свою очередь, укрепит соответствующую часть тела, даст возможность восстановить сопротивляемость и начать выздоровление.
Например, состояние рук свидетельствует о том, как мы обращается с собственной жизнью, как обращаются с нами, как умеем адаптироваться, а также имеем ли способности к творчеству и самовыражению. Если возникают проблемы с руками, мы можем рассмотреть эти аспекты нашей сущности и увидеть, где лежит конфликт. Если мы стараемся избавиться от этих мыслей и сохраняем напряжение в данной области, поражение будет постепенно усиливаться. Если мы сможем понять эти сообщения, то сможем осознать проблему. «Многие больные уже знают кое-что об этой связи, и нужен только врач с открытым мышлением, который мог бы использовать это знание», писал д-р Берни Сигал в книге «Любовь, медицина и чудеса» (Bernie Siegel «Love, Medicine and Miracles»). «Один больной рассказывал: «Меня всегда считали «бесхребетным», а сейчас у меня развилась множественная миелома позвоночника». Больная рассеянным склерозом, которую муж оставил с пятью маленькими детьми, утратила функцию правой руки. Она потеряла мужчину, который был ее правой рукой». Замечая и обобщая все, о чем говорит тело, можно установить взаимосвязь с внутренними потребностями, конфликтами, смятениями и чувствами, которые не могут быть открыто выражены или даже признаны, и поэтому находят свое выражение посредством тела. Осознание собственной роли — это и есть выздоровление само по себе. Эту замечательную возможность изменений нам предоставляет тело вместе с другими средствами, необходимыми для правильного и глубокого понимания самих себя.
Болезнь может способствовать пониманию цели и смысла дарованной нам жизни. Во время тяжелой или угрожающей жизни болезни мы сталкиваемся с собственной уязвимостью и смертностью, осознаем, что в какой-то момент жизнь может закончиться. И мы постигаем истину, что не одиноки в своей боли. Если мы сможем открыто принять и усвоить эту истину, то начнем жить в настоящем, не испытывая страха. Уродливое станет прекрасным, сострадание и любовь придут на смену ожесточению и зависти, мы постигнем истинную ценность жизни и сможем жить с наслаждением. Как цветок, пробивающийся сквозь грубый асфальт, наша внутренняя жизненная сила имеет одну лишь страсть: достичь совершенства. Она использует все способы, чтобы показать нам, что нужно делать для того, чтобы это случилось. Противостояние смерти — это только одна сторона, означающая столкновение с таким уровнем реальности, который встречается крайне редко.
Любая клетка в нашем теле знает о присутствии остальных клеток: каждая из них имеет полную информацию и обо всех других. Это относится ко всем аспектам деятельности головного мозга, определяющего эмоциональное и психическое состояние, память и подсознание. Следовательно, каждая клетка физического тела постоянно находится в контакте с мыслями, эмоциями, желаниями, убеждениями и представлениями о себе. Дипак Чопра писал в работе «Целители лечат» (Deepak Chopra «Healers on Healing»):
Если мы рассматриваем себя как творение собственного интеллекта, тогда мы должны допустить, что мы создали себя сами. Действительно, мы находимся в процессе самосозидания, поскольку интеллект всегда общается с собой. Кровь — это не химический суп. Это многоканальный путь, по которому непрерывно перемещаются тысячи информационных сообщений, передаваемых гормонами, нейропептидами, иммунными клетками и ферментами. Каждый из них предназначен для определенной миссии, каждый способен поддерживать собственную целостность как интеллектуальный импульс.
Язык, которым пользуется разум тела, удивительно прост для понимания. «Раскапывание» внутреннего конфликта — это первый шаг; работа над этим конфликтом, его разрешение и достижение покоя создают условия для выздоровления. Это непростая задача, и каждый, кто захочет ее решить, должен будет обратиться к тем аспектам собственной личности, которые мы игнорировали на протяжении многих лет.
Глава 2РАСШИФРОВКА ЯЗЫКА
В каждой вещи, созданной на земле, есть внутреннее и внешнее; одно из них не существует без другого, как не бывает следствия без причины… Внутреннее предопределяет внешнее, но не наоборот.
Эмануэль Сведенборг
Поскольку внешние проявления нашей жизни являются прямым отражением внутреннего опыта, то и действительность создается нашим отрицанием или признанием событий, но не событиями самими по себе. Что происходит на самом деле, когда, например, появляется боль в плечах, когда мы падаем и повреждаем колени, когда мы страдаем постоянными болями в спине или расстройствами пищеварения? Если мы эпизодически бросаем беглый взгляд на все свои физические страдания, то обычно не обнаруживаем в них никакого смысла. Однако если рассматривать их как попытки тела передать нам определенные послания и если выучить язык этих посланий, то их значение прояснится. Тогда мы сможем увидеть множество тончайших хрупких нитей, по которым нам передается информация о том, что происходит внутри нас.
В природе нет ничего случайного, всегда существует сложнейший порядок событий, неотъемлемой частью которого являемся и мы сами. Наши тела четко отражают нарушения внутреннего баланса энергии, и если мы не осознаем, что происходит на психологическом или эмоциональном уровне, если закрываем глаза на собственные установки и поведение, то эта энергия найдет другой способ, чтобы привлечь наше внимание. Физическое недомогание служит последним средством; ведь на самом деле мы не хотим болеть или причинять себе боль. Если появляются физические проблемы, значит, пришло время прислушаться к предостережениям организма.
Тело отражает все, что происходит и на сознательном, и на бессознательном уровнях, — разум использует его для самовыражения. Он применяет специальные символы и модели для передачи сообщений, и эти модели проявляют себя в недомоганиях, болезнях и несчастных случаях. Изучив этот язык, можно понять все сообщения. Таким образом, мы получим доступ к внутреннему излечению и сможем подойти к разрешению проблемы. В данной главе детально исследуются различные структуры языка, а также принципы его понимания и интерпретации. Каждая структура анализируется отдельно, а в последующих главах все символы и их интерпретации обобщаются и трактуются с точки зрения отношения их к определенным физическим проблемам.
Принцип соотношений
Принцип соотношений был разработан Робертом Сент-Джоном (Robert St John), основателем «Метаморфоз». Он базируется на «Доктрине соотношений», сформулированной шведским религиозным просветителем Эмануэлем Сведенборгом (Emanuel Swedenborg). Согласно этому принципу, каждое природное физическое проявление имеет отношение к соответствующему нефизическому состоянию живого существа или принципа. Из этого делается заключение о существовании тесных взаимосвязей между духовными качествами и материальными формами, причем первые являются архетипами последних. Это становится очевидным при изучении человеческого тела, в котором можно выделить три первичных способа формирования клеток: твердые и мягкие ткани, а также жидкости. Затем мы можем обратиться к взаимоотношениям между этими тремя типами клеточных структур, которые связаны с нашими духовными, умственными и эмоциональными энергиями.
Твердые ткани
Твердые ткани (в первую очередь, кости) формируют каркас, на котором строится тело, подобно тому, как формируются пласты горной породы в недрах земли. Это основополагающий фактор, центральное ядро нашего физического существования.
После зачатия, развитие тела начинается с позвоночника, а уже потом появляются другие части скелета. То есть, кости представляют начальный импульс к воплощению, поскольку если есть жизнь, она должна иметь форму. Костная структура обеспечивает эту форму. «Наши кости, — писал Роберт Сент-Джон, — являют собой первичный образ того, с чего мы начинаем свою жизнь от момента зачатия… включая наследственные черты, кармические модели и все прочие факторы, которые накладываются и вписываются в новую жизнь. Позвоночник есть центр этой структуры». Поскольку кости соответствуют готовности к воплощению (желанию жить), то они дают нам возможность проявиться и вступить в жизнь, используя мышцы и жидкости организма.
Несмотря на то, что кости кажутся очень малоподвижными, обделенными энергией и вибрацией по сравнению с остальными тканевыми структурами, в действительности все наоборот. Твердые ткани заключают в себе самую конденсированную форму энергии. Аналогом могут служить алмазы. Алмазы — самые твердые из кристаллов, а значит, они представляют конденсированную форму материи с самым высоким содержанием энергии. Чем тверже форма, тем больше она заключает в себе элементарной энергии. Таким образом, кости представляют внутреннюю кристаллическую энергию. Это самые плотные и самые твердые структуры, несущие, соответственно, наибольшее количество энергии, той базальной энергии, которая поддерживает жизнь и способствует ее проявлению. Раз кости являются основной структурой, побуждающей развитие плоти и жидкостей, то и наша духовная энергия дает жизнь мыслям и чувствам, являясь основополагающей энергией, проявляющейся в мысленных образах, общении и эмоциях. Духовный мир неизменно определяет мыслительные и эмоциональные проявления, именно от духовности зависит наше мировоззрение, мотивации и направленность. И как не может существовать тело без костей, так и полноценная жизнь невозможна без контакта с духовной стороной нашей природы. В этом и проявляется соотношение между твердыми тканями и духовным бытием.
Перелом или любая другая травма, повреждающая твердые ткани, может, следовательно, указывать на конфликт внутри нас, который тормозит или даже совсем прекращает наше движение вперед как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Разрушение стержневой энергии означает полное крушение внутренних сообщений, внутренний конфликт оказывается столь велик, что мы уже больше не можем продолжать прежнее существование: мы должны остановиться или быть остановленными. Тогда нужно заняться переоценкой, изменить свою направленность или взглянуть внутри себя на то, что вызывает такую сильную боль. Это крик о помощи, любви и внимании, признание собственной зависимости от окружающих. Я часто наблюдала это среди одиноких стариков, у которых при падениях случались переломы костей. Травма помогала им обрести внимание и заботу окружающих, облегчая одиночество; это событие могло даже заставить родственников понять, что дальнейшая жизнь стариков в одиночестве больше невозможна, и нужны кардинальные перемены.
Разрыв твердых тканей может оказаться также разрушением или конфликтом нашей духовной энергии, что оказывает влияние на каждый аспект существования. Смысл заключается в том, что наша духовная направленность или мотивация находится в таком смятении и беспорядке, что не может более находиться в прежнем состоянии; самые сокровенные глубины нашего существа переживают конфликт. Часть тела, в которой произошел перелом, дает дополнительную информацию о природе проявившегося конфликта.
Мягкие ткани
К мягким тканям относится наша плоть: жир, мышцы, нервы, кожа и внутренние органы. Эти структуры ответственны за телосложение и рост, внешний вид и силу, нервную уравновешенность и нормальное функционирование. Мягкие ткани напрямую соотносятся с нашей ментальной энергией, — мы мыслим и, следовательно, существуем, — и выражают непрерывные внутренние перемены. Мышцы являются средством, обеспечивающим передвижение костей, структур твердых тканей, и изменяют нас в соответствии с нашей интуицией и пониманием.
Формирование мягких тканей отражает наш прошлый опыт, отношения и модели поведения. Как жесткие связки свидетельствуют о жестких установках, так и наши прошлые травмы и конфликты запрятаны глубоко в мягких тканях. Мы создаем слои жировых отложений, чтобы защититься от болезненных воспоминаний; наши гипертрофированные или недоразвитые мышцы указывают на определенные слабости и потворства; закрепощенные мышцы, опухоли или жировые отложения означают сохранение стереотипов мышления, связанных с пораженной частью тела. Скованные или зажатые мышцы свидетельствуют о скованных или жестких стереотипах мышления, поскольку закрепощенная шея не позволяет нам свободно поворачивать голову и смотреть в любую сторону. Замкнутость на единственной точке зрения находит отражение в том, что мы можем видеть все только впереди себя. «Я понял, что эмоциональный опыт, психологический выбор, личная позиция и представления не только воздействуют на функционирование человеческого организма, но и строго определяют способ его формирования и структурирования», — писал Кен Дичуолд в работе «Разум тела» (Ken Dytchwald «Bodymind»).
Поскольку мягкие ткани отражают наши позиции, поведение, опыт и стереотипы мышления, постольку мы можем рассматривать их как барометр, помогающий оценить наше внутреннее состояние. Мы можем наблюдать, как мягкие ткани выражают движение внутри нас, а также наши конфликты и смятения. Например, если мы переживаем негативную или болезненную ситуацию, то соответствующие мышцы будут напряженными или скрученными. Иногда они могут становиться узловатыми или растянутыми, но они не расслабляются полностью до тех пор, пока мы не будем готовы пережить всю боль. Таким образом, ушиб ноги — это сообщение о том, что мы психологически сопротивляемся взятому направлению движения. Шелушение кожи может отражать сбрасывание старых стереотипов мышления или представлений, которые нам больше не подходят. Теряя избыточный вес, мы теряем защиту и становимся открытыми и ранимыми. Мягкие ткани подобны земле — это именно то вещество, из которого может вырасти и расцвести наша жизнь.
Жидкости
Более 90 процентов человеческого тела составляет Жидкость: вода, кровь, моча, лимфа, пот, слюна, слезы, грудное молоко, эндокринные и половые секреции. Жидкости омывают все наше существо и подобны великому океану, приливные волны которого внутри нас перемещаются вместе с нашими стремлениями, чувствами и импульсами. Перетекая внутри и вокруг тела, жидкости несут с собой незаменимые питательные вещества и гормоны (химические послания головного мозга), а также кислород. Они же обеспечивают и выведение из организма продуктов обмена веществ. Но это слишком механистическое представление. Потому что жидкости так же создают волнение, теплоту и энергию, как, например, это случается, когда к нашим губам, соскам и половым органам приливает кровь, и мы чувствуем любовь, возбуждение и стремимся разделить это чувство с другим человеком. Точно так наше лицо заливается краской в затруднительной ситуации; в гневе оно становится горячим и красным, в приступе невысказанной ярости, когда эмоции (и кровь) зажаты, — бледным и холодным.
Таким образом, мы узнаем, как жидкости соотносятся с нашими эмоциями. В книге «Биоэнергетика» Александр Лоуен (Alexander Lowen «Bioenergetics») писал: «Ощущения, чувства и эмоции — это восприятие движений внутри относительно жидкого тела». Такие слова, как «кипятиться» или «взмокнуть», имеют непосредственное отношение к жидкостям, отвечающим за наше эмоциональное состояние. Замечательным выражением энергии, проливающейся вместе с чувствами, являются слезы. Сердце во все времена ассоциировалось с любовью, так как признавалось символом и средоточием страсти, а на более высоком уровне — сострадания. Кровь, переносящая энергию сердца по всему организму, является выражением и любви, и всех относящихся к ней сложных эмоций. Проблемы с сердцем свидетельствуют об эгоцентризме и затруднениях в выражении или восприятии любви. Уплотненные артерии могут указывать на сопротивление эмоциональной энергии или ее огрубение, что уменьшает количество выраженных эмоций. Выделение мочи отражает освобождение от эмоций, в которых мы больше не нуждаемся; поэтому проблемы с мочеиспусканием говорят о том, что мы не можем выразить те отрицательные эмоции, от которых в норме следует избавляться. А пока мы цепляемся за них и не отпускаем, они вызывают раздражение и боль, как это бывает при цистите.
Каждая жидкость тела соотносится с определенным аспектом нашей эмоциональной природы. Нарушение равновесия в системе жидкостей приводит к отекам, затруднениям мочеиспускания, повышенной кровоточивости, нарушениям свертываемости крови, потливости или чрезмерной сухости кожи, повышению артериального давления, что отражает нарушение баланса наших эмоций в выражении или подавлении наших чувств и реакций. При этом определенные эмоции связаны с определенными жидкостями (см.
главу 6).
Жидкости придают направление и цель движению, которое обеспечивается костями и мышцами. Точно так же эмоции, выражая наши духовные устремления, силу и восторженность, придают направление и цель нашей психической энергии.
Правая и левая стороны
Хотя мы обычно считаем себя вполне скоординированными, особенно относительно сторон, тем не менее, между ними существуют значительные различия. Две стороны тела отражают две половины головного мозга, каждая из которых отвечает за определенные функции.
Правая сторона
Левая половина головного мозга в действительности контролирует правую половину тела. Этот аспект нашего существования и у мужчин, и у женщин представляет мужское начало: интеллектуальное, агрессивное, напористое, властное, логическое и рациональное, которое постоянно имеет дело с повседневной реальностью, решает бытовые и служебные проблемы. Этой частью нашего существа, известной как энергия «Янь», мы пользуемся чаще всего. Она отражает наше отношение к мужскому началу как внутри нас, так и в наших отношениях с мужчинами, будь то отец, сын, муж или друг. У мужчин проблемы правой стороны тела могут служить отражением неудач в конкуренции или в проявлении других аспектов мужественности. У женщин правая сторона может отражать противоречия, связанные с карьерой и включением более мужественного, настойчивого характера в стереотип женственности.
Вот пример. В детстве Элли была сорванцом. Но в подростковом возрасте стала ошущуть легкое онемение правой половины тела. В ходе наших бесед она постепенно осознавала, что такое онемение развилось в ответ на стремление ее отца увидеть в ней молодую леди и обучить работе секретарши, в то Время как сама она страстно желала стать военным летчиком! В соответствии с ожиданиями отца, она «отрезала» свои желания, что в результате привело к ощущению холода (онемения) в правой половине тела, где сосредоточилась ее напористость. Отказавшись от этой части своей личности, она смогла без возмущения делать то, что хотел ее отец. Чтобы Элли смогла излечиться, ей нужно было простить отца за навязывание дочери собственных желаний, обрести уверенность, заняться тем, чем она в действительности хотела заниматься, и простить себя за подавленные чувства. Это означало вернуть к жизни отвергнутую и подавленную часть самой себя.
Левая сторона
Правая сторона головного мозга связана с левой половиной тела и отражает женское начало, или энергию «Инь». Это наша творческая и артистичная природа, тонкая, восприимчивая, иррациональная и интуитивная — наш внутренний мир. Многие из нас или не соприкасаются с этой половиной, или не знают, как ее выразить. Она отражает женственную природу, как внутри себя, так и в отношениях с другими. Проблемы с левой стороной у мужчин могут указывать на трудность выражения своих способностей в деле воспитания детей, на умение плакать или утешать. Они могут указывать также на трудности в восприятии, особенно в восприятии любви, а также в выражении эмоций. У женщин эти же признаки могут свидетельствовать о затруднениях в выражении женственности или о нежелании быть женщиной и следовать женским стереотипам поведения. У лиц обоего пола все это непосредственно связано с отношением к женщине — матери, дочери, жене или подруге.
Центры активности
Главный центр нашей активности — голова. Отсюда в виде мыслей начинаются все действия, проходя через два первичных средства выражения: двигательный и деятельный центры.
Физическое развитие зародыша почти сразу после зачатия начинается с формирования головы и позвоночника
(см. с. 42). Здесь представлено движение энергии по нисходящей, известное как цефало-каудальное развитие (буквально: «от мозга до хвоста»). Эта энергия затем перемещается из центра в ноги и руки (в движение и деятельность), что обозначается как проксимально-дистальное развитие (т.е. от центра к периферии). «Если сознание в какой-то степени зависит от развития физического тела как его сосуда, — писал Джонатан Дамиан в книге «Холистическая феноменология» (Jonatan Damian «Wholistic Phenomenology»), — то сознание зародыша развивается из скрытого «центра» за его пределы в более свободные конечности». Исследуя двигательный и деятельный центры, мы будем уделять основное внимание нашему психологическому и эмоциональному отношению к внутренним и внешним выражениям этих первичных зон.
[240x560] |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Центр планирования и мышления.
От мысли приходит активность
(деятельность) и целеустремленность
(движение). |
ЦЕНТР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
От внутреннего желания к действию,
творчеству и выражению (в плечах),
к внешней выразительности
(в предплечьях, запястьях и кистях). |
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
От внутреннего движения (в тазу)
к внешнему выражению движения
(в ногах и ступнях). |
Рис. 1. Центры активности.
Двигательный центр
От бедер вниз до стоп простирается двигательный центр, представляющий направление, которое мы выбираем, последовательность нашей жизни во взаимоотношении с окружающей обстановкой; и все движения, которые мы делаем внутри себя. Последний аспект относится непосредственно к области таза, где представлена внутренняя направленность, глубинные чувства и мысли, конфликтность или легкость личностного движения. Таз — эта та область, в которой мы можем дать рождение физически новой жизни и психологически новому движению внутри себя; отсюда мы можем двигаться вверх, к новым сферам понимания, когда расширяем свое сознание (см.
главу 3), или вниз, когда движемся по миру ногами. Таз также выражает полярность нашего движения относительно движения других и потому является областью общения и коммуникабельности. Это то место, где мы можем выразить нашу сердечную энергию, проявляя сексуальность, и освободиться от страха и раздражения посредством мочеиспускания. Эта область представляет собой социальные, в большей степени внешние стороны, которые обнаруживаются во взаимоотношениях с другими людьми.
Таз отражает движения, которые мы совершаем внутри себя, как если бы энергия спускалась по ногам вниз и начинала бы выходить в мир; то есть существующее внутреннее движение становится внешним. Следовательно, наши ноги выражают чувства и отношения, касающиеся нашего собственного движения. Например, колени — это то, что мы преклоняем, и преклонение колен является знаком признания высшей власти или силы через капитуляцию и покорность. Колени служат также амортизатором, придают изящество движениям при ходьбе даже по неровной местности. Проблемы в этой области могут быть связаны с чувством собственного достоинства, уверенностью в себе и настойчивостью; а может быть местность, по которой мы движемся, стала непроходимой для нас. Эти качества ограничивают наше движение вперед.
Лодыжки отражают ту умственную или духовную систему, на которую мы полагаемся и от которой Зависим, поскольку это фундамент нашей активности. Если с ними что-то случается, то страдает все тело, мы падаем, и движение вперед прекращается. Это указывает на крушение той системы, которая поддерживала нас, и означает, что принятое ранее направление следует переоценить или изменить.
Стопы отражают направление нашего движения в мире. Они являют собой контакт с матерью-землей, и через них мы утверждаемся в жизни и набираем силы. Стопы идут вперед от первого до последнего шага, и представляют, таким образом, самое внешнее движение и направление. Они также отражают внутри себя каждый аспект нашего существа, реагирующий на это движение. Если само по себе движение или его направление оказываются в противоречии с нашими внутренними побуждениями, мы можем споткнуться или каким-то образом повредить стопы.
Двигательный центр — эта та часть тела, которая располагается вниз от таза, он предназначен для стабилизации, равновесия, поддержки, утверждения и укоренения себя в мире. Увеличение нижней половины тела относительно верхней предполагает, что мы хорошо утвердились и чувствуем себя «дома» в этом мире, но, возможно, перестали соприкасаться с собственными глубокими чувствами, утратили способность к их выражению, как если бы они были заперты внутри. Уменьшение же нижней половины тела относительно верхней свидетельствует о недостаточной связи с землей, из-за чего недостаточное количество энергии перемещается по телу вниз, достигая земли. Тут можно предположить, что, скорее всего, основное внимание уделяем тому эффекту, который мы производим в мире; «тому, как показать себя лицом», а не прочности и заземленности нашей позиции. Это означает, что хотя мы легко можем себя выразить, нам некуда приложить свои чувства, потому что у них нет прочной основы.
Центр деятельности
От позвоночника через плечи и до кистей простирается центр деятельности, определяющий чувства относительно того, что мы делаем сами, что делают с нами, а также относительно способности справляться с собственной жизнью. Эта область представляет также наше стремление к самовыражению: посредством кистей мы можем выразить сокровенную художественную и творческую энергию, посредством ладоней и рук разделить свою любовь и поделиться энергией сердца; посредством ласки, прикосновений и объятий привлечь, удержать или оттолкнуть.
Плечи выражают это на внутреннем уровне — особенно наши глубоко личные ощущения того, что мы делаем или что делают с нами. Многие ли из нас делают то, что действительно хочется? Как часто мы хотели бы исправить то, что уже сделано! А как часто терзаемся по поводу того, что должны сделать? Именно на плечах мы несем груз разочарований, делая то, что в действительности делать не хочется; здесь же накапливаем чувство вины и негативные эмоции за что-то содеянное. По-английски «холодные плечи» (a cold shoulder) обозначают неприязненное отношение, «холодный прием», — что свидетельствует об эмоциональном холоде, который мы ощущаем внутри себя по отношению к кому-либо или к чему-либо; этот же холод может быть направлен и на нас со стороны кого-то другого.
По рукам наша деятельная энергия передается наружу, от наших внутренних чувств и стремлений до их выражения в мире. Локти придают гибкость и изящество этому потоку энергии, обеспечивают ее проявление. Запястья передают ее дальше. Проблемы с запястьями могут свидетельствовать о том, что мы должны были или хотели что-то сделать, но не сделали, что по каким-то причинам удержались от выражения своих чувств.
Кисти, как правило, выражают то, что мы думаем или чувствуем по поводу того, что совершаем в этом мире; ими мы держимся за события или чувства; или не способны ухватить новые обстоятельства дела. Кисти служат средством творческого самовыражения. Так как они представляют самое внешнее выражение деятельной энергии, мы их часто протягиваем слишком далеко, когда стараемся сделать чересчур много или чувствуем себя в смятении от