• Авторизация


Без заголовка 26-10-2012 17:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

Время поздней осени

 

  [показать] [показать]Явление Морены приближает, делает очень тонкой границу между миром живых и мертвых.
 
Вместе с Мареной приходят духи зимы.  
 
Одновременно приходят к своим домам и предки.
 
Празднуют "Осенние деды".  Это время прогулок на кладбища, размышлений о смысле жизни и ритуальной трапезы на которую и являются предки. 
 
 В этот день деды-предки опускаются на землю, чтобы узнать - как живут их потомки. Праздник это семейный. Родственники собираются в одном удобном или древнейшем доме. Кто был в отъезде, возвращался к этому времени, хотя специально никого приглашать не полагалось.  
 
 В доме наводили порядок, на стол ставили кутью, блины, и все разнообразие продуктов, которые ели предки. На стене вывешивалось родовое дерево. На край стола ставили свиную голову. Хозяин брал в одну руку громовую свечу, во вторую первый блин и обносил их вокруг свиной головы, поминая имена предков. За стол садились по одну сторону женщины по другую мужчины. Зажигали свечу, читали молитву, приглашали всех умерших в этой избе к столу. 
 
 Трапеза начиналась после слов хозяина: Помните боги наших светлых дедов! Пошлите им пресветлый ирий в царстве небесном. Пусть они с другими предками опочивают, а нам хлеб-соль засылают. 
 
 На тарелку, покрытую блином, кладут всех блюд понемногу со словами: ''Святые деды, Приходите сюда - это еда для вас!'' Им надо положить от всех блюд, чтобы все были довольны. 
 
 Когда деды сошлись, начинается трапеза. Все блюда едят с блинами вместо хлеба. Ложки на стол кладут вверх выемкой. Ели их класть на стол вверх дном, то мертвые в гробу перевернутся. 
 
 Согласно поверью, кто первый из за этого стола встанет - тот первым и помрет. Поэтому, первым вставал старейший член семьи. И власть его за столом в это время была беспрекословной. 
 
 После трапезы, на край стола ставили деревянную лохань, наполненную водой и старое полотенце для омовения. Потом открывали окна и двери и говорили: ''Святые деды. Вы ели и пили, теперь идите к себе''. И добавляли: ''Кишш, Кишш, душечки! Которая старая и большая, то иди дверями, а которая поменьше, то окном''. После этого полотенце сжигали, а воду с лохани сливали у могилы. 
 
 Свечу на столе тушили хлебом, и смотрели куда идет дым. Если вверх, то в семье будет лад, если пойдет к дверям, то это означает чью-то скорую смерть. 
 
 *** 
 В Белоруссии сохранился важнейший элемент этого праздника, который мог быть забыт на Руси или просто скрыт от ханжески настроенных исследователей. Суть в том, что к приходу дедов, у столба возле печи вкапывали в землю стул, на который сажали девицу или женщину, до этого сутки не евшую. Это была специально выбранная заранее женщина - жрица с обостренными чувствами и опытом шаманского видения. 
 
 Ей завязывали глаза, и она приглядывалась к душам, что входили в дом, стараясь узнать в них своих родных. Когда она узнавала кого-то, то негромко сообщала об этом. Соответственно, в доме была надлежащая тишина. 
 
 Однако приходили не только свои умершие родственники. Приходили обиженные к обидчикам, и просто духи проклятые за ложь и присвоение чужого добра. Приходили они к тем, кто сам был подвержен этим порокам. Бывали случаи, когда жрица падала с криком, и ее приходилось трясти и приводить в чувства, а в избе махать горящей головней или громовой свечей, дабы явившиеся духи не свели с ума всех домочадцев. 
 
 Этот этнографический пример из жизни белорусов девятнадцатого века взят из книги "Земляробчы каляндар" А.Н.БССР, Минск, 1980г. Он показывает, что у славян были развитые магические практики общения с миром духов, а избранная женщина оказывается в роли очень близкой к роли пифии в Дельфийском оракуле. Вместе с этим, данный пример указывает на языческую веру в возмездие, в расплату за совершенные преступления и обиды. Духи невинно убитых стремятся наказать своего убийцу. К этому времени тематически относится и белорусская легенда о дикой охоте короля Стаха. 
 
 Эта легенда повествует о величайшей трагедии белорусского народа. Белорусский король Стах со своей свитой был приглашен в гости и предательски убит по воле аристократа, так же претендовавшего на корону Белой Руси. Потомки предателя - аристократа гибли по воле духов короля Стаха и его свиты, являвшихся во время осенних дедов на землю вершить суд. А Белая Русь как королевство и государство своевременно не состоялась. 
 
 Насколько можно судить, именно этот образ духов, вершащих по воле богов суд на земле, отражает белорусская "стародавняя литовская" Пагоня (символ Погоня - скачущий всадник с мечем, герб княжества Литовского, людской и экономический ресурс которого составляла Белая Русь). 
 
 К этому следует добавить, что жреческое сословие всегда хочет есть, ибо служение богам затрудняет добычу пропитания так же, как это делает землепашец. Существует целый ряд праздников: Коляда, Масленица, Волочебники, Русалии, когда этнографически зафиксированы шествия жрецов (в последние столетия - инициативных людей) в образе духов своего времени. Наиболее известны такие шествия ряженых на Коляду, но они так же имели место достаточно равномерно в течение всего года. 
 
 Поэтому вполне возможно, что на осенние деды, божьи люди, ряженные зимними духами, ходили по деревням, стучались в дома, и от имени зимних духов договаривались с народом о жизни в новом времени. При этом они получали жертвенные дары. Рожи и поведение они должны были иметь соответствующие мертвецам. 
 
 Ежели кто состоятельный подарка жреческому шествию не давал, то его хозяйство ритуально громили, на него накладывались проклятия, и бывало, он не переживал зиму. 
 
 Независимо от этого, о практиках дурных колдунов этого времени можно думать что угодно. Любая извращенная и жуткая фантазия будет оправдана, ибо на Руси за долгие столетия, поверьте, было все, о чем только можно помыслить.
 
На 14 ноября приходится день Морены и пришедшей в мир темной силы.
 
 Ей можно не поклоняться, но раз она появилась, то следует ее признавать. Чаше всего, это холодное, сырое, промозглое время, когда нет никакого желания выходить на улицу. 
 
 К этому времени относятся представления о злом кузнице Козьме - Демьяне, у которого не велика кузница, но на всю Русь в ней ледяные цепи куются, так что до Весны не расковать. У него мороз с горна идет. Без него нельзя зимой заковать реку. Все, служащие ему земные кузнецы - пьяницы, жмоты, халтурщики и воры. Сам Козьма - антипод Сварога. Хотя при этом людские свадьбы он тоже кует. 
 
 По смыслу, Козьма оказывается кузнецом Чернобога, кузнецом подземного мира. Земные кузнецы уделяли меру почтения как высшему кузнецу Сварогу, так и "Черту" - Козьме, кузнецу Чернобога. Иначе организовать правильную для земного мира работу не удавалось. (Из книг Афанасьева, и других, известна сказка как кузнец начал только Богу молиться, а намалеванному его отцом Черту - кукиш показывать, и что из этого вышло). 
 
 По случаю дня Марены, варится много пива и справляются т.н. "курьи именины". На эти именины молодым людям полагается ритуально украсть чью-то курицу, гуся или утку. Иначе говоря, совершить поступок согласный с духами пришедшего времени - разрушить установившийся порядок. .(Известно, что в это время навьи оставляют следы подобные куриной лапке на выброшенной на улицу золе.) Этих жертвенных птиц молодые люди варили и съедали на общей гулянке, где они имели определенного рода свободу от надзора старших 
 
 В белорусской традиции на таких игровых собраниях молодежи, появлялась и общая кума - сама Лада, которая женила парней и девушек на один вечер так, что они должны показать себя всему собранию молодой четой. Такие игровые пробы выявляют истинные симпатии. 
 
 Осенними вечерами устраивалось много игр, например, в жмурки. Появлялись ряженные. В деревнях знали как переодеть человека, чтобы он становился похож на птицу или скотину. Известная ранее присказка: "ну, руки в ноги и пошел", не просто комичное спроваживание человека. Эти слова сохранили память о переодевании, когда ноги и руки вставляются в рукава перевернутой рубахи. В результате движение наклоненного человека в перевалку напоминает ходьбу белой курицы. 
 
 Наверное, в полутьме избы, движение по кругу нескольких таких фигур способно подвинуть психику зрителя. В наше время люди удовлетворяют аналогичные потребности психики через походы в театр. Не случайно театральные сезоны начинаются осенью. 
 
 С этим временем у автора навсегда связалось детское воспоминание о том, как его пихнули в сарай. В сарае из соломы выскочил корявый, неопределенного возраста мужиченка, который как таракан побежал вверх под крышу, спиной к угловым бревнам. Глаза его в это время, как помнится, начали светиться. 
 Особое внимание исследователей этого времени привлекла игра в Ящера. Б.А, Рыбаков справедливо усматривает в ней архаический ритуал свадьбы - отдания жены подводному божеству, принадлежащему нави. 
 
 На этом мы окончим обзор языческих праздников. Этот обзор нельзя считать полным или обязательным для каждого края русской земли. Это лишь доступная нам ныне схема. Она дает представление - как народ обращался к великим богам и как их поминал. Фактически вне нашего обзора остались песни и многочисленные способы гадания. 
 
 В рамках веры, праздники устраиваются для благоприятного проявления воли богов. Эстетическое восприятие язычества убеждает нас еще и в самоценности праздников. Без такого восприятия не оказывается и самого язычества как веры народной. Оно состоит в принятии радости праздника через понимание его сути. 
 
 Народная вера должна давать счастье и бессмертие народу. Иначе, зачем вера и зачем народ? Страдания и муки приходят лишь тогда, когда что-то расстроилось, когда явлен недостаток совершенства. Тогда согласный с великими богами труд восполнит недостающее, и люди вновь получат в награду счастье и в этом суть нашей древней веры. Пусть будет так. Слово крепко. 
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Скалапендра - Дневник Скалапендра | Лента друзей Скалапендра / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»