Церковь имеет пять нефов, центральный один с высотой 45 м и 29 м ширины. Неф и проходы поддерживаются системой колонн совершенно новых в истории архитектуры.
Колонны. являющиеся несущим элементом всей конструкции, в своем нижнем сечении имеют форму звезд с различным числом вершин. Гауди остановился на геликоидном (винтовом) принципе древовидной колонны, чьи «ветви» переходят в многочисленные параболы звездчатого перекрытия: «Планеты не уклоняются от своей орбиты, которая является их точкой равновесия, и в то же время они вращаются, поэтому их движение становится геликоидным. Колонны Саграда Фамилия следуют направлениям силы, получая ось стабильности, гарант их равновесия. Это обеспечивает звездчатое сечение, вращающееся при движении. Следовательно, его движение также геликоидное, подобно движению в стволах деревьев. Планеты приближаются и отступают, поскольку их орбиты суть замкнутые окружности. Колонна наступает, и отступает…».
Гауди начинает арку с самого пола, в результате чего опора превращается в подобие расходящегося веера с очень малым сечением у основания. Дополнительную прочность придает опорам спиралевидная форма, закрученная в одном для всех колонн направлении.
Суть мыслительного хода Гауди в отношении традиционных стилей правильно определил М. Рагон, который считал, что Гауди «выбирал для воплощения своего замысла изобразительные средства, противоречащие историческому развитию: он придал античной колонне форму дерева, но не натурального, а искусно выполненного из камня и цемента». Сам Гауди считал, что «подлинная оригинальность — это возврат к истокам»
Гауди старался избегать прямых линий, при этом весь интерьер церкви подчинен строгим геометрическим законам: в большом количестве здесь используются геометрические фигуры с линейчатой поверхностью (гиперболические параболоиды, геликоиды, коноиды и др.).
Интерьер состоит из 6 уровней, прекрасно освещенных множеством внешних отверстий.
В этом лесу колонн, свет фильтруется через окна. Гиперболоидные своды, украшенные венецианской мозаикой, зеленый и золотой свет распространяется как листья деревьев в лесу.
На окнах есть изображения святых, которые основали религиозные ордены
Витражи, изготовленны Джоаном Вила-Грау с 1999 г.
Верхние окна в проходах объясняют притчу Иисуса "Я есмь свет, истина и жизнь", "Воскресение" и т.д. Окна нефа имеют прозрачное стекло, как символ чистоты, а также для обеспечения максимального света в интерьере.
К 2010 г. была закончена главный зал храма.
В качестве напольного покрытия архитектором проекта Хорди Бонет-и-Арменголом была выбрана португальская пробка.
Помимо удобства и роскошного внешнего вида, пробка обладает необыкновенными звукоизоляционными свойствами. Именно это и стало определяющим фактором выбора пробки в проекте столь значимого и масштабного уровня.
Раньше в большинстве церквей Каталонии использовался песчаник, добываемый в близлежащей провинции, однако этот материал довольно ощутимо отражает звук, создавая эхо. Так как поверхность храма очень большая (4500 кв.м., вместимость 9000 человек), повсеместное использование песчаника могло создать неправильные акустические условия. Именно поэтому была выбрана пробка
Музей Антонио Гауди
В июле 1926 года, через месяц после смерти Антонио Гауди, Фолч-и-Торрес Хоакин, генеральный директор художественного музея Барселоны, предложил в той же мастерской Гауди создать музей для сохранения и распространения результатов деятельности Гауди. Эта идея была усилена в 1935 году группой художников и интеллектуалов. Начался долгий процесс сбора материалов, связанных с работой Гауди и реконструкции гипсовых моделей. Музей открыт в 1961 году в подвале фасада Страстей. Выставка фокусируется на работы по строительству храма со всеми первоначальными, и последующее дополненными конструкциями работ Гауди.
Бережно собирая и восстанавливая подлинность чертежей, фотографий того периода, оригинальные модели, макеты для обеспечения верности первоначальным проектам, создавая аудиовизуальные презентации по истории и текущей ситуации в строительстве храма. В настоящее время разрабатывается общее расширение и реконструкция музея с двойной целью сохранения работы в духе Гауди и предоставлять соответствующие знания для правильного понимания среди различной аудитории.
В 2010г. состоялось одно из знаменательных событий в истории храма: в ноябре Папа Римский Бенедикт XVI освятил главный неф базилики, теперь здесь можно проводить службы.
Если же говорить серьезно, то возведение Саграда Фамилия может продлиться многие десятилетия. При уровне современных технологий сам процесс строительства большой проблемы не представляет. Вопрос в другом — как угадать намерения Гауди, как не выпасть из его темы, воссоздать гениальные задумки великого архитектора. Ибо собор как симфония — достаточно одной неверной ноты, чтобы разрушить всю композицию.
Пока последователи мастера не сфальшивили ни разу.
Если Антони Гауди будет причислен к лику святых (а прошение о беатрификации было подано в 2000 г.), архитекторы всего мира получат своего небесного заступника, а все мы увидим Евангелие в камне - Евангелие от Антони.