[493x341]
3 мая 1898 года родилась Голда Меир (по мужу – Меирсон), одна из самых знаменитых женщин XX века. Она родилась в Киеве. Ее отец, Моше-Ицхак Мабович, был по профессии плотник, а мама Блюма, по словам Голды, «была хорошенькая, энергичная, умная, далеко не такая простодушная и куда более предприимчивая, чем мой отец...».
В своей удивительной книге воспоминаний «Моя жизнь» Голда не обошла и вопрос об отношении к религии: «Наша семья не отличалась особой религиозностью. Конечно, родители соблюдали еврейский образ жизни: и кошер, и все еврейские праздники. Но религия сама по себе - в той мере, в которой она отделяется от традиции, - играла в нашей жизни очень небольшую роль. Не помню, чтобы я ребенком много думала о Боге или молилась личному божеству, хотя, когда я стала старше уже в Америке, - я иногда спорила с мамой о религии».
В 1903 году Мабовичи, опасаясь погромов, переехали из Киева в белорусский город Пинск, где проживала их многочисленная родня. В поисках лучшей жизни Моше-Ицхак Мабович принял решение перебраться в Америку, уехал туда сам, а через три года к нему присоединились жена и три дочери. Поселились Мабовичи в Милуоки, где Голда и окончила начальную школу. Воспоминания раннего детства о еврейских погромах на Украине, известия о зверствах и массовых убийствах евреев во время гражданской войны в России, а также ознакомление с произведениями еврейских национальных мыслителей привели девушку (к тому времени она окончила среднюю школу) к сионизму.
Незаурядным ораторским талантом в выступлениях как на идиш, так и на английском языке Голда привлекла к себе внимание. В 1915 году она вступила в международную рабочую сионистскую организацию \"Поалей Цион\", Туда принимали только с 18-ти лет, но Голда была бойкая и активная, и для неё сделали исключение. В 1917 году она вышла замуж за Мориса Меирсона, выходца из Литвы. Она всё глубже втягивалась в сионистское движение и решила ехать в Палестину. Морис попытался возразить ей, но Голда сказала ему, что поедет в любом случае – хоть с ним, хоть без него.
Мужу пришлось смириться с решительной женой, и 23 мая 1921 года пароход «Покахонтас» с группой отчаянных идеалистов-сионистов на борту отплыл из Нью-Йорка. Среди его пассажиров были Голда Меирсон с Морисом, сестрой Шейной и её детьми. По приезде в Палестину Голда давала частные уроки английского языка, но, в конце концов, ей вместе с мужем с трудом удалось попасть в кибуц Мерхавия. Голда стала работать на кибуцной кухне, нисколько в этом не разочаровавшись: \"Я лично считала и считаю, что кибуц - единственное место в мире, где человека судят, принимают и дают возможность полностью проявить себя в родной общине вне зависимости от того, какую работу он делает и как он ее делает, но в зависимости от его человеческой ценности\".
Там, в Мерхавии, Морис и Голда обрели все «прелести» коллективного труда: малярию, минимум удобств и ежедневный тяжёлый труд. Русские и польские евреи относились к ним поначалу высокомерно, считая «американцев» неприспособленными к кибуцной жизни. Но Голде было намного легче, чем Морису: она работала не только на кухне, но и на кибуцной птицеферме, и была довольна своей жизнью. А вот ее муж никак не мог привыкнуть к такой «коллективной» жизни. Когда встал вопрос о детях, он настоял на том, чтобы они оставили кибуц. Меирсоны поселились в Иерусалиме, Морис пошёл работать в кооператив «Солель Боне». В 1923 году у Голды родился сын Менахем, спустя три года - дочь Сара. Несколько лет Голда провела дома с детьми, подрабатывая стиркой белья.
В 1928 году она снова вышла на работу секретарём Женского рабочего совета Гистадрута, занималась организацией учебных ферм, где городские девушки-репатриантки обучались ивриту и сельскохозяйственному труду. Она много раз ездила в Америку читать лекции и собирать деньги для ишува. Голда разрывалась между семьёй и работой, и кончилось это тем, что они с Морисом разъехались. В 1932 году ее направили в США в качестве эмиссара одной из женских организаций, а по возвращении оттуда в 1934 году Голда стала членом исполкома Гистадрута, а затем была назначена главой его политотдела. В 1940-е гг. Голда принимала активное участие в борьбе с мандатной администрацией. Когда британские власти арестовали в июне 1946 года лидеров ишува, Меир, бывшая в то время членом правления Сохнута, была избрана действительным главой его политического отдела и, таким образом, главным представителем ишува в его переговорах с мандатной администрацией. В январе 1948 г. Меир вновь была направлена в США, чтобы заручиться поддержкой американского еврейства в борьбе евреев Палестины за независимость и против арабской агрессии.
После провозглашения Израиля Меир была назначена первым послом в Москву и занимала этот пост с сентября 1948 г. по апрель 1949 г. В условиях уже ощущавшейся антисемитской кампании советского правительства прибытие израильских представителей вызвало открытый энтузиазм среди советских евреев. В праздник Рош ха-шана около пятидесяти тысяч евреев собрались у Московской хоральной синагоги, чтобы увидеть израильского посла; то же повторилось и в Йом Кипур.
По возвращении из Москвы Голда Меир в 1949 году была избрана в Кнессет от партии МАПАЙ и назначена на пост министра труда. Между 1956-м и 1965-м гг. она занимала пост министра иностранных дел. Меир приобрела международную известность и достигла больших успехов, убеждая зарубежных лидеров в моральной правоте Израиля в его конфликте с арабскими странами. Меир принимала активное участие в работе ООН, особенно в период после Синайской кампании; ее речи с трибуны ООН нередко были центральным событием заседаний Генеральной Ассамблеи. С 1965 года Голда — генсек партии МАПАЙ; после войны 1967 года она активно способствовала объединению партий МАПАЙ, РАФИ и Ахдут ха-авода и стала генеральным секретарем объединенной Израильской партии труда.
После смерти Леви Эшколя (Школьника) 26 февраля 1969 года Голда Меир стала главой правительства Израиля – первой в стране женщиной на этом высоком посту. В том же 1969 году Партия труда под руководством Голды одержала победу на выборах, и Меир вновь возглавила правительство, первоначально опиравшееся на широкую коалицию «национального единства», сложившуюся накануне Шестидневной войны.
Меир выдвинула концепцию Израиля как центра мирового еврейства и заявила о поддержке Израилем и его правительством борьбы советских евреев за право репатриации на свою историческую родину. В августе 1970 года Голда поддержала американскую инициативу, согласно которой Египет должен прекратить «войну на истощение» в ответ на обязательство Израиля отойти к «безопасным и признанным границам», установленным в ходе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта.
Несмотря на внушительную победу в войне Судного дня (1973), политические и военные просчеты правительства вызвали глубокие перемены в настроении общества. Хотя после выборов в Кнессет восьмого созыва (31 декабря 1973) партия МАПАЙ сумела вновь сформировать правительство, во главе которого стояла Голда Меир, правительство было вынуждено подать в отставку в апреле 1974 года после публикации отчета комиссии Ш.Аграната о причинах неудач в начальный период войны. Голда отказалась также от поста лидера партии и ушла с политической арены. Она умерла 8 декабря 1978 года и похоронена на горе Герцля в Иерусалиме.
Воспоминания Голды Меир «Моя жизнь» вышли на русском языке в издательстве «Библиотека-Алия» (тт. 1–2, Иерусалим, 1985). В них Голда предстает перед нами человеком убежденным, сильным, но и порой склонным к маленьким женским слабостям. Такой Голду и помнят: строгой и одновременно доброй «еврейской мамой», которая любила повторять: «Пессимизм - это роскошь, которую евреи не могут себе позволить».