Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ессеи (греч. ???????, ???????, ??????? или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего[1]. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других — после трёхлетнего испытания.
Содержание
•1 Кумранская община
•2 Обычаи
•3 Происхождение
•4 Ессеи и христианство
•5 Кумранские рукописи
•6 Примечания
•7 Литература
•8 См. также
•9 Ссылки
Кумранская община
При приёме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет:
•чтить Бога
•быть справедливым ко всем
•никому не вредить
•быть врагом неправды
•не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
•обличать ложь и любить истину
•ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
•воздерживаться от незаконной прибыли
•догматов ессейского учения никому не передавать
•не употреблять клятвы
•верно хранить писания (древние книги) ессеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу — таинственные имена Божии)
Далее, по рассказу Филона, ессеи
•не приносили кровавых жертв
•усердно занимались
?земледелием
?пчеловодством
?скотоводством
?ремеслами
?врачеванием (посредством произнесения заклинательных формул и стихов)
•не делали оружия и отвергали войну
•признавали лишь общую собственность
•безусловно отрицали рабство
•помогали друг другу всячески
•учили, что все они братья между собой
Обычаи
Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью.
Происхождение
По мнению Неандера, ессейское учение заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают ессеизм учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение ессеев с египетскими терапевтами, расходясь (Гфрёрер и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому.
Ессеи и христианство
КумранСтоль же различны мнения по вопросу об отношении ессеизма к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним думали, что отрасль ессеев — египетские терапевты — была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные апостолом Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» — евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и евангелия Марка. Из современных учёных Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, терапевтов же признаёт христианами, но не первыми слушателями евангелия Марка, а аскетами еретического направления.
Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
Кумранские рукописи
Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка. Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.
Примечания
1.^ Ессеи // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб.: 1906—1913.
Литература
•Владимиров А. Кумран и Христос. — М.: Беловодье, М., 2002.
•Амусин И. Д. Находки у Мёртвого моря / Ответственный редактор В. В. Струве. — М.: «Наука», 1964.
•Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря / Ответственный редактор С. И. Ковалёв. — М.: Издательство академии наук СССР, 1960.
•Елизарова М. М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.) / Ответственный редактор И. Д. Амусин. — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972.
•Зусман А. Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа. — М.: 1913. — 47 с.
•Лебедев П. А., прот. Ессеи и ферапевты // Дух Христианина. — 1862.
•Lucius. Der Essenisinus und das Judenthum. — 1889.
•Лурье С. Я. Ессеи // Историческое обозрение. — 1892 Т. IV.
•Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. — Центр "Петербургское Востоковедение", СПб., 1994. — 368 с.
См. также
•Фарисеи
•Саддукеи
Ссылки
•Ессеи // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб.: 1906—1913.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона