Хотя Новый Завет практически целиком и полностью посвящен Христу, о его питании известно мало. Тем не менее, многие ранние христиане и летописцы христианской истории недвусмысленно поддерживали вегетарианство; достаточно назвать такие знаменитые имена, как св. Иероним, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Бенедикт, Папа Климент, Эвзебий, Плиний, Папий, Киприан, Пантенус и Джон Уэсли, Франциск Ассизский, Серафим Саровский. Так же, как Христос и библейские пророки, они словом и делом доказали, что милость и сострадание должны распространяться на всех существ гораздо шире, чем считают нынешние христиане. Лучше всего начать изучение вегетарианства в христианской традиции с Библии, включая сюда и Ветхий Завет, так как христианство корнями уходит в иудаизм. Ветхий Завет главным образом посвящен законам, данным иудеям от Господа, и наказанию, которое иудеи понесли за нарушение этих законов. Новый Завет говорит о том, что Иисус дарует прощение искренним раскаявшимся, подчеркивая, что первый и главнейший долг человека состоит в том, чтобы возлюбить Господа умом, сердцем и духом.
Однако история показывает, что этот долг исполняется редко, а Ветхий Завет говорит, что Господь часто идет на уступки и смягчает некоторые законы в надежде, что нарушители станут хотябы частично следовать Его заповедям и постепенно разовьют в себе любовь к Нему. Но изначальный закон о пище раскрывает волю Божию:
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу…и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:29, 31)
В английском переводе Библии последние слова звучат примерно так: “…вам это будет вместо мяса”. Бытие также прямо запрещает мясоедение:
“Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша».
В поздних книгах Библии главные пророки также осуждают мясоедение.
Так, Исайя указывает: “К чему мне множество жертв ваших? – говорит
Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов, и туком откормленного скота;
крови тельцов и агнцев не хочу я.” “И когда вы простираете руки ваши,
я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не
слышу; ваши руки полны крови”. Наиболее отвратительно убийство коров:
“Закалывающий вола – то же самое, что убивающий человека”. (Исайа
66.3).
Библия рассказывает историю Даниила, который, находясь в
вавилонской тюрьме, отказался есть мясо, предпочитая ему простую
вегетарианскую пищу. Главный аргумент многих христиан в пользу
потребления мяса – многочисленные указания в Новом Завете на то, что
Христос ел мясо. Однако углубленное изучение греческих рукописей
показывает, что в подавляющем большинстве своем слова, переведенные
как “мясо” – “трофе”, “броме” и другие, означают “пища” и “еда”. Так в
Евангелии от Луки (8.55) мы читаем о том, что Христос, вернув к жизни
мертвую девушку, велел дать ей мяса (так в английском переводе Библии,
в русском синодальном же “…велел дал ей есть”).
В греческом оригинальном дается слово “фаго”, его точный
перевод не “мясо”, а всего лишь “есть”. Поэтому, правильно было бы
перевести слова Христа “Дайте ей поесть”. По-гречески мясо и плоть -
“креас”. Это слово нигде не поминается в повествовании о Христе. В
Новом Завете нет непосредственных указаний на то, что Иисус ел мясо.
Неизменно рекомендует вегетарианство для своей паствы ЦЕРКОВЬ
Адвентистов Седьмого Дня. Широкой публике мало известно, что мощная
американская индустрия “хлебных завтраков” появилась на одном из
адвентистских оздоровительных курортов и была опробована доктором
Джоном Х.Келлогом. Он постоянно изобретал все новые виды
вегетарианских завтраков для богатых пациентов санатория в Бэтл Крик.
Одним из его изобретений были кукурузные хлопья, которые впоследствии
стали популярны во всем мире.
Больше всего вегетарианство проживает в Индии, на родине
буддизма и индуизма. Буддизм возник как реакция на повсеместное
распространение убоя животных, которое совершалось из-за неправильного
толкования религиозных ритуалов. Будда положил конец этой практике,
провозгласив свою доктрину ахимсы, т.е. ненасилия.
Ведические писания Индии, предшествовавшие буддизму, также
подчеркивают важность ненасилия как этической основы вегетарианства. В
“Маху-самхите”, древнеиндийском своде законов, говориться: “Невозможно
получить мясо, не причинив страдания животному, а вред, приносимый
способным чувствовать живым существам не дает обрести небесное
блаженство, поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо”. В
другом месте “Ману-самхиты” говориться: “Хорошо обдумав, каким
отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и
забивать животных, человек должен навсегда
отказаться от поедания плоти”.
За прошедшие годы движение Харе Кришна распространило
этические принципы вегетарианства по всему миру. Шрила Прабхупада,
Ачарья – Основатель Движения, как-то заметил: “В “Ману-самхите” дается
принцип “жизнь за жизнь” и этот принцип фактически действует во всем
мире. Есть и другие подобные законы, которые утверждают, что никто не
может убить кого-либо, не понеся за это наказания. Мы не способны
никого сотворить, а поэтому не имеем права убивать ни одно живое
существо. Состряпанные человеком законы, проводящие различие между
убийством человека и убийством животного, несовершенны… По закону
Бога убийство человека и убийство животного одинаково наказуемы. Те
же, что видят в этом различие, состряпали свои собственные законы. В
Десяти заповедях говориться: “Не убий”. Этот совершенный закон люди
извратили посредством различных спекуляций и разграничений.” Я могу
убить животное, но не могу убить человека”. Так люди обманывают себя
сами, навлекая страдания на себя и других.”
Подчеркивая ведическую концепцию единства всего живого, Шрила
Прабхупада говорит далее: “Все живые существа – божьи твари, несмотря
на то, что обладают разными телами. Господь – духовный отец каждого. У
отца может быть много детей, некоторые очень разумны, другие не
совсем. Но если разумный сын скажет отцу: “Мой брат не слишком умен,
можно я убью его?” Разве отец на это согласиться ? Точно также, Бог -
высший отец, не позволяет убивать животных, которые тоже являются Его
детьми”.
Христиане вегетарианцы
Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, Иоанн Златоуст (345-407 нэ), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал:
«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу…мясоедение противно естеству и оскверняет нас»
Климент Александрийский (160-240 нэ), один из основателей церкви, несомненно , оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на 100 лет раньше он написал:
«Те же, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать демоном чрева, худшим из демонов. Лучше заботится о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса»
Почему современные христиане едят плоть животных? Истоки великого заблуждения!
Средневековые христиане получили от Фомы Аквинского (1225-1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением. Возможно, на мнение Аквината повлияло его личные вкусы, поскольку, хотя он был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют. Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию.
Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа:
«А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (быт 1:30)
Письмо к христианам от искренней девушки христианки
Учитель Христос был вегетарианцем. Он бережно и с любовью относился ко всем Божьим тварям. Он чтил в них творение Бога-Отца. И совершать в честь Его рождения массовые убийства животных – кощунство над самим Учителем, над его учением. Рождество – это не бойня.
Являются ли христианами те, кто совершают подобное?
Учитель не может общаться с жителями Земли именно по причине массовых заблуждений во всех областях. Праздники в Его честь становятся для Него причиной невыразимых страданий за человечество, ибо миллионы и миллионы жертв связываются с Его именем, с Тем, Кто никогда не нарушил здесь заповедь «не убий». С точки зрения этики – это кощунство. С точки зрения религии – нарушение одной из главных заповедей. С точки зрения живой человеческой мысли осознанного существа – это безжалостно и грубо.
Человек – высшее творение Господа. Он не может вести себя подобным образом. Человек – венец творения, убивает тех, кто видят в нём «бога», кто был доверен ему как «младший брат» на воспитание, кто с доверием и лаской взирает на него. Называя животных человеческими именами, живя рядом с ними очень близко, ощущая их тепло и глядя им прямо в глаза, задумайтесь – желают ли они этого убийства, имеете ли вы на это право – лишать их света солнца, жизни? Они идут своим путём, не менее сложным, но эволюционным путём развития, и лишая их жизни, человечество связывает всех, как единый организм, общей кармической петлёй. Убивая невинных тварей, мы останавливаем своё развитие, ибо показываем своё несовершенство, свою несостоятельность мыслить глубоко, быть милосердными и сострадательными.
Множество плодов, зерна подарено нам. Множество блюд действительно великолепных может быть составлено в честь праздника. И праздник без крови, без насилия, без предсмертных агоний – это лучшее доказательство веры в Учителя, веры в Бога-Творца. Праздник не состоит в том, чтобы совершать чревоугодие, праздник – это ощущение таинства в душе. Это очищение души в тот миг, когда она начинает мыслить на другом уровне. Ощущение гармонии состоит именно в этом – в ощущении праздника в душе, а не в том, чтобы наполнять свою жизнь пьяными пиршествами, кровавыми застольями.
Пора, наконец, искать и находить зёрна истины во всём. Пора, наконец, не формально относиться к христианскому учению. Христианство и поедание плоти – несовместимо. Христианские праздники не могут служить покрытием массовым убийствам животных и коммерческой стороне дела.
Задумайтесь о сути происходящего!
Задумайтесь, ведь мы же мыслящие существа!
Мы живём не в угоду тем, кто желает за наш счёт обогатиться, мы – свободные личности и можем и должны призвать всё своё осознание к ответственности за каждое своё деяние, за каждую свою мысль. Не совершение убийства, а лишь покупка убитого имеет такую же равнозначную ответственность, ибо вы являетесь заказчиком, тем, ради кого оно совершается.
Рождество, новогодние праздники могут стать самыми нежными и чистыми. Христос родился, по евангельским преданиям, в хлеву. И наши дети взирают на умилительные сцены нахождения новорожденного рядом с коровами и овцами. Католическая церковь предлагает покупать фигурки и составлять из них милые сценки. Хлев, мать и дитя. Как красиво и трогательно… Особенно с точки зрения чистой детской души. Умилительно составлять подобные сценки и одновременно поедать тех, кем умиляешься. Умилительно восхищаться рождеством в хлеву и поощрять убийства на фермах и на собственном заднем дворе. Пора, наконец, смотреть на всё глубже. Пора включать осознанность во всём. Пора, наконец, вырваться из порочного круга заблуждений и учиться быть Человеком.
«Мы в ответе за тех, кого мы приручили.» И те, кто включили осознанность, уже понимают это.
Елена
Великие люди о вегетарианстве
До тех пор пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга. И, действительно, то, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь.
Пифагор
Спросите себя «Что нравственно?», а не «что принято среди людей?»
Сенека
Будьте последовательны и сделайте все сами, без тесаков, дубин и топоров – как волки, медведи и львы делают это, убивая и поедая свою жертву. Но если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрет, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда вопреки законам Природы вы продолжаете поедать живых существ?
Плутарх, «О поедании плоти»
Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров ни скрывалась бы скотобойня, вы соучастник
Ральф Уолдо Эмерсон
Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдании мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдании каннибализма
Герберт Шелтон «Совершенное питание»
Животные – это мои друзья…и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных. Но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище – сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими
Джордж Бернард Шоу
Правда, что человек – это царь зверей, по своей жестокости он превосходит их. Мы живем за счет смерти других. Мы просто ходячее кладбище. С раннего детства я отказался от употребления мяса и придет время когда человек будет смотреть на убийство животного так же как сейчас он смотрит на убийство человека
Леонардо да Винчи
О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными
Махатма Ганди
Если бы на мясокомбинатах были стеклянные стены, все стали бы вегетарианцами
Пол Маккартни
Трупы нужно хоронить, а не кушать – вот почему я вегетарианец
(Сказал какой-то человек)