Общество потребления
Материал из Lurkmore
« Вам лишь бы вкусно пожрать, крепко поспать и сладко посрать... » — Из обращения командира роты к своим подопечным.
« Есть кишечник и гонады. Что еще для счатья надо? » — Наблюдательный анонимус.
ОМП (о, может перекусим!?) — Общество Массового Потребления — это такое общество, в котором внешнее стимулирование потребления товаров становится главным условием роста экономики.
Содержание
•1 Происхождение
•2 Евангелие от Маркса
•3 Евангелие от Делеза
•4 Культ потребления
•5 McWorld
•6 Уровни потребления и потребители
?6.1 Элита
?6.2 Богема
?6.3 Средний класс
?6.4 Илита
?6.5 Маргиналы
•7 Преимущества ОМП
•8 Апокалипсис
•9 Копипаста
•10 Алсо
•11 Критика критики «общества потребления»
•12 Примечания
•13 Ссылки
[править] Происхождение
« Предложение определяет спрос » — Старая формула[1]
Точная дата рождения ОМП не известна, но, предположительно, это произошло во время Великой депрессии на основе теоретических изысканий г-на Кейнса. В текущем виде сабж сформировался после Второй Мировой войны.
В конкурентной борьбе каждый бизнесмен старается произвести больше и дешевле, поэтому при капитализме производство патологически растёт. В случае, если товары не покупают, наступает ситуация перепроизводства, которое обваливает всю экономику в жесточайший кризис — предпрениматель сокращает бесполезный персонал, чем еще больше сокращает способность быдла покупать.
В до-потреблядскую эпоху проблему расширения производства решали за счёт колоний, зохватывая колонии и увеличивая количество потребителей. Известно, что Первая Мировая началась из-за того, что ничейных колоний уже не осталось. Таким образом вопрос, стоявший перед Кейнсом во время Депрессии был таким: «как увеличить потребление?». Все колонии уже были поделены, начать военные действия (чтобы в перспективе отобрать колонии и увеличить производство за счёт вооружения — как в первую мировую) было политически плохим вариантом. Пришлось стимулировать потребление.
Доходило до смешного: люди выполняли бесполезную работу за реальные деньги, лишь бы они могли что-то купить. Например, раскапывали яму и тут же её закапывали. Однако, это сработало, и ожившее потребление оживило производство. За этим последовал пересмотр учебников по экономике и на первый план вышла новая формула: «спрос определяет предложение». Началось разделение мир на сытый «золотой миллиард» и загибающийся от голода «третий мир», до того рабочие Европы были ничуть не более сытыми, чем рабочие Индии.
Иными словами, общество потребления это не просто общество, в котором ты покупаешь что-то, что тебе навязали, а именно такое общество, в котором навязывать потребление хуиты есть экономическая необходимость, потому что иначе не будет того самого роста производства и, следовательно, наступит очередной экономический пипец.
[править] Евангелие от Маркса
Несмотря на то, что после 1991 года книги Маркса вывозили из советских библиотек на КАМАЗах в неизвестном направлении, а в мире уже начали праздновать победу капитализма, актуальность марксистских взглядов не исчерпана и сегодня. Несмотря на критику от либерастов, заслуга Маркса огромна и состоит прежде всего в том, что он открыл тенденцию капитализма к вырождению.
Два ключевых понятия, чтобы понять что это — эксплуатация и отчуждение. Маркс выделял четыре вида отчуждения, но в целом его сущность можно представить так: рабочий, который пашет на капиталиста, не видит результата своего труда, не заинтересован в своём труде, так как прибыль, которую создает рабочий, «присваивает» себе капиталист.
Единственный верный способ, по Марксу, чтобы прекратить этот замкнутый круг — определить тот класс, который продолжит развитие после того, как капитализм в лице буржуев исчерпает все возможности развития и будет его тормозить. Этот новый класс, устроит революцию и уничтожит капиталистов как класс — сначала отобрав у них политическую власть, а потом и собственность (физически выпиливая отдельных поциентов по обстоятельствам). Единственный класс, который остаётся по мере развития капитализма — класс продавцов рабочей силы (пролетариат), следовательно, только он и сделает революцию. На деле эту концепцию конкретизировал и по обстоятельствам воплотил Ленин, напугав при этом огромное число капиталистов.
Однако, после появления ОМП, капиталисты получили возможность сохранить и приумножить свою прибыль и капитал, а рабочий получил возможность иметь много товаров и еды. Революция захлебнулась: дилемма «умирать за революцию или умирать в нищете» исчезла.
Действительно, французский философ Бодрийар заявляет, что при капитализме пропадает необходимость в революции, якобы социализм не вытесняется, но поглощается капитализмом! Однако, у всякого явления всегда две стороны. В индустриальную эру капиталисты пытались избежать проблем ценой потери части прибыли. Теперь же они получали прибыль за то, что их избегали! Но избежать — не значит решить проблему.
Кому лень читать Маркса может ознакомится с его вольным изложением в книге американского автора Джека Лондона «Железная пята», глава 9, который в свое время был известен не как автор попсовых рассказов о поисках золота на Аляске, а как видный социалист. С тех пор прошло 100 лет, но ничего не изменилось.
[править] Евангелие от Делеза
Им нужен только твой рот. Как было сказано выше, погоня за прибылью усугубляет эксплуатацию. Конечно, Капитан очевидность говорит, что капитализм значительно вырос, но где же тут эксплуатация? На самом деле, она переместилась на другой уровень. Если раньше капиталист эксплуатировал отдельного человека и его труд, то теперь он эксплуатирует его органы! Ты можешь не работать и не вкалывать на дядю, но твои органы должны потреблять товары, чтобы обеспечивать прибыль капиталисту и от этого никуда не деться (разве что махнуть в скит)! Капиталист смотрит на тебя как на машину из органов![2][3]
Борьба капиталистов за органы. Действительно, представь себе капиталиста-промышленника-фармацевта, который производит капли для носа. Его интересует только твой нос, причем лучше всего с воспалением, чтобы ты закапывал туда его капли. Особо жесткая конкуренция на рынке идет за желудки и почки пациентов. Тело и чувства буквально поделены, и каждый капиталист тайно желает иметь монополию на них. Алярм! Капиталист очень хитер, в рекламе он смотрит на тебя как на Личность, но думает о тебе как о машине из органов.
[править] Культ потребления
а вот всякие местные вкусности… все эти бесконечные салаты и невообразимые блюда в Тайланде… или милый ресторанчик поздним вечером на пешеходной улице Старой Риге..и кушать вкусности, укутувшись в плюшевый плед ..ммм) а украинская кухня?) из Киева можно уезжать только с набитым пузом. потому что там все очень вкусно, мега дешево и ОГРОМНЫЕ порции. последний раз...мы сидели в каком-то кофейном заведении..порция салата была просто огромной. тазики с салатами на новый год — просто отдыхают:) во Франции, будь моя воля, я бы только и делала — что перемещалась между ресторанчиками, кафешками и ела, ела....
http://mirolubova.livejournal.com/504556.html
Проблему чрезмерного потребления обозначил еще Фромм в своей книге «Иметь или быть?». Показав, что история со времен Адама не знала еще такого культа потребления, а употребление Евой яблока в райском саду — невинность, по сравнению с современным потреблядством, бессмысленным и постоянно увеличивающимся. Оказалось, что потреблять можно не только продукты питания и товары, но и культуру и искусство как таковые. Возникли целые направления в отраслях производства, удовлетворяющие якобы естественные (на самом деле — навязанные) потребности масс.
При помощи зомбоящиков и прочей рекламы культ потребления поддерживают современные жрецы — модельеры, повара, известные «личности» и другие псевдоспециалисты. Кстати, западное общество, породившее ОП, удачно разродилось и его критикой в искусстве — поп-артом, стебущим это самое ОП.
[править] McWorld
Термин McWorld (не путать с одноименным журналом!) впервые ввел в обиход Барбер, обозначив им массовую культуру.
Само слово McWorld (макмир) — состоит из приставки «Mc», взятой у слова Макдональдз, и корня «World» — обозначающего Мир. McWorld является составной и необходимой частью ОМП. Капитан очевидность говорит нам: чтобы потреблять, люди должны хотеть потреблять. Следовательно, было бы отлично для капиталиста превратить желание потребления в ценности и нормы, а может даже в цели жизни. Тут и приходит на помощь McWorld. В результате этой культагрессии весь мир узнал о Микки Маусе, MTV, МакДональдсе, Пепси и другой херне, которая в быту и в жизни бесполезна. В свою очередь это потянуло за собой другие потребности и желания. Короче, пошла цепная реакция.
Против McWorld ополчились постмодернисты. Некоторые стали выпускать консервы с собственным калом, дабы показать всю убогость ОМП. Другие стали устраивать перфомансы, то есть единичное (а потому уникальное) представление или произведение искусства, которое нельзя размножить и сделать массовым. Однако когда появились современные средства записи и передачи информации, перфоманс перестал быть таким уж уникальным произведением искусства. К тому же это действовало лишь на илиту и на небольшую часть других потреблядей.
[править] Уровни потребления и потребители
Современное ОМП можно разделить на классы по уровню и масштабам потребления: Элита, Средний класс, Маргиналы. Олсо, между этими классами выделяется две прослойки: Богема и Илита.
[править] Элита
Элитное потребление подразумевает, что потребляются дефицитные, эксклюзивные и дорогие товары. Большей частью это единичные товары (не массовое производство) из редких материалов, часто ручной работы. Такое потребление могут позволить себе немногие, и их по праву в ОМП называют Элитой. Сюда входят крупные капиталисты собственной персоной, а также наиболее богатые представители человечества. Аналог высшей партийной номенклатуры в советской системе ценностей.
[править] Богема
Это первая, но не единственная прослойка. Богема — это та часть общества, которая не может быть творческой (в силу своей бездарности) и при этом не хочет работать, но много потребляет и стремится к единичным товарам. Определение, конечно, не совсем четкое, но оно выделяет сущность этой прослойки. Наиболее яркими примерами могут быть Собчак, Свидетели Дома-2, большая часть российской эстрады и др.
[править] Средний класс
Сюда входит весь «средний класс», естественно, с хомячками. Здесь дорогие товары и услуги (массового производства) часто берут в кредит, и также часто этот кредит долго отдают или не отдают вообще. В западных развитых странах этот класс составляет большую часть ОМП, что обеспечивает постоянный приток прибыли Элиты и Богемы.
[править] Илита
Кто мало потребляет в ОМП, тот — маргинал и изгой.
Это вторая и последняя прослойка. Илита — исковерканное слово «Элита». Люди в этой прослойке считают себя мега-, пупер-, суперилитой только лишь потому, что посещают клабы, носят типа модные шмотки (массового производства), ездят на папиных тачках и т. д. Сюда входят: быдло, кисо, некоторая школота и другие. В бывших странах СССР эта прослойка наиболее многочисленна и обеспечивает прибыль Элиты и Богемы, а также, косвенно — рабочие места для Среднего Класса.
[править] Маргиналы
Это самый низший класс в ОМП. Сюда входят бомжи, бездомные, пенсионеры, представители некоторых непрестижных профессий и т. д. Маргинал — изначально, культурологический термин, подразумевающий личность, находящуюся на стыке культур, например, мигрантов в чужой стране. Маргиналы испытывают трудности с самоопределением и являются чуждыми любой культуре, а, значит, находятся в самом низу иерархической лестницы. Маргиналы в ОП могут принадлежать к любому из классов, они выделяются только тем, что меньше потребляют.
[править] Преимущества ОМП
Рабочие вместо 14-часового рабочего дня получили возможность покупать свистелки и перделки, которые вроде как ничем не хуже, чем у буржуев — еду, машины, яблофоны и прочее подобное. Другое дело, что рабочими от этого они быть не перестали, просто большая часть их работы переместилась на потребление этих самых ездилок и хрустелок, недопотребление которых в наши дни вполне может аукнуться изгнанием из стаи (непристижно, хуле!), такие дела. И естественно, такие люди должны хорошенько пахать, так как эти свистелки куплены в кредит.
[править] Апокалипсис
ОМП не может существовать долго, стабильно и счастливо. Ну правда, представь себе, что завтра все в мире (то есть миллиарды китайцев, индусов и все остальные три человека) захотят все блага развитых стран! Это приведет к неминуемому коллапсу, исчерпанию природных ресурсов и т. д. Только если не займутся всерьёз альтернативными источниками энергии (всё остальное не так важно, поскольку можно тот же металл или пластик перерабатывать). К тому же, мы живём не в Солнечном городе имени Незнайки, а в злой рыночной экономике, где не дают каждому по потребностям, и потребление каждого из нас ограничено теми же ценами на дефицитные природные ресурсы. Короче, кризис будет глобальным и не только экономическим. Во-вторых, как уже было сказано, всякое увеличение потребления рано или поздно ведет к экономическому кризису. В-третьих, потребности увеличиваются постоянно, и весь человеческий прогресс сосредоточился исключительно на них, что безумно само по себе. Существует также масса других проблем, но уже становится понятно, что и этих хватает. Однако, некоторые не парятся на этот счет и продолжают потреблять.
[править] Копипаста
Я затеял небольшой ремонт в своём доме. Электрику переделать, сантехнику заменить, кое-какую технику установить. Сделал всё сам — времени потратил не так много, зато теперь точно знаю, где, что и как у меня сделано. Кто я после этого? Правильно, нищеброд — пожалел денег таджиков нанять! У меня вышел из строя мобильник. Гарантия уже закончилась, но поломка незначительная — разобрался и отремонтировал сам, мобильник опять как новенький. Кто я теперь? Правильно, лох — надо было выкинуть и новый купить! Решил мебелью новой обзавестись — чтобы и красивая была, и удобная. Квартира маленькая, поэтому место надо использовать рационально. Поездил по магазинам, посмотрел — не получается рациональных решений с покупной или полузаказной мебелью, да и надёжностью она что-то не радует. Сел, сам начертил то, что хочу, нашёл фирму, которая делает мебельные панели по чертежам заказчика, заказал, привезли, собрал, все вещи удобно разложил, сижу радуюсь. Ну и кто я после этого? Правильно, совок — можно же было всё в «Икее» купить! Поехали на рыбалку, поломалась машина. Поддомкратил, посмотрел, покумекал и починил подручными средствами. Половили рыбку в своё удовольствие и без проблем уехали домой своим ходом в запланированное время. Кто я теперь? Правильно, идиот — надо же было эвакуатор вызвать! Задолбали вы, хомо потреблятусы. Подумайте о том, что всё, что вокруг вас, сделано такими, как вы считаете, нищебродами, лохами, совками и идиотами. Сами-то вы ничего, кроме фекалий, производить не умеете.
[1]
[править] Алсо
ОМП — оружие массового поражения. Что, в общем, не противоречит содержимому статьи. Ваш. К. О.
[править] Критика критики «общества потребления»
Существует мнение, что критика «общества потребления» — это троянский конь, который был предложен критически настроенным личностям идеологами капитализма[4]. «Критиканов» хотели убедить в том, что рынок оптимально справляется с задачей обеспечения людей необходимыми благами. Эту похвалу в адрес рынка просто-напросто сформулировали в критической форме: «Потребители зажрались!» И вот уже полчища псевдо-левых вторят этой лабуде и при этом мнят себя критиками капитализма. Что тут скажешь — попались!
Сатирическая песенка про общество потребления: http://www.youtube.com/watch?v=Z3JXMsY6bkU
[править] Примечания
1.^ Смысл - покупать может только тот, кто что-то продаёт, остальные идут в жопу.
2.^ Машина из органов — концепт введенный Ж.Делезом
3.^ Не «машина из органов», а «тело без органов» и «машины желания». Чтобы понять, что это вообще такое и не скатиться в повальный постмодерн, следует прочесть хотя бы первую главу вот этого вот: http://politzoneinua.s8.yourdomain.com.ua/news/dat...izm-i-shizofreniya-chast-1.rar Предупреждаю: сложно
4.^ Критика критики «общества потребления»
[править] Ссылки
•Роль креативного класс в обществе массового потребления
•Материальный мир — Андрей Диченко // Sgustok Magazine. — 2011.
•Сообщество «Общество потребления» в живом журнале. Там-же есть список литературы