ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ АРАБСКИХ ОТШЕЛЬНИКОВ И СТАРЦЕВ
Один отшельник сказал:
- Погаси огонь своего гнева, вспомнив об огне геенны.
Один отшельник сказал:
- Все земные страсти бесплодны. Те, которые были пережиты, -
подобны снам, те же, которые нас ожидают, - закончатся для тех, кто
еще надеется, разочарованием.
Один отшельник сказал:
- В одинаковой мере движут мир и те, которые служат богу, и те,
которые богу не служат.
Одного аскета спросили:
- Сделал ли ты в течение своей жизни что-нибудь такое, чем был бы
доволен?
Тот ответил:
- Не знаю. Не берусь утверждать, что сделал. Но одно я знаю
твердо: что бы я ни делал, я всегда опасался отступить от закона бога.
278. ЕСЛИ ТЫ КОПИШЬ СОСТОЯНИЕ...
Увидев человека, раздававшего милостыню в присутствии
посторонних, отшельник заметил:
- Если ты копишь состояние, делай это тайком, дабы люди не
разграбили его.
Царь сказал отшельнику:
- Проси у меня все, что тебе нужно, - и ты это получишь.
На это последовал ответ:
- Одно сознание того, что ты готов мне прийти на помощь по первой
моей просьбе, что ты откроешь свою дверь, когда я постучусь в нее, -
составляет половину твоего дара.
Одного отшельника спросили:
- Почему ты с такой легкостью отказался от всех благ, достатка, земной
жизни?
Отшельник ответил:
- Я знаю, что смерть насилую отняла бы у меня все блага жизни,
поэтому предпочел отказаться от них добровольно. И, по возможности, с того имущества, что было у меня, я помог людям.
285. ПОЧЕМУ ОН НУЖДАЕТСЯ В СТРАЖЕ
Увидев правителя, окруженного сильной стражей, отшельник сказал:
- Видно, немало зла сделал он людям. Если бы он не творил зла, то
не боялся бы людей и не нуждался бы в страже. Так и любой правитель.
У одного отшельника спросили:
- Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом
заброшенном уголке земли?
Он ответил:
- Я не нахожусь в одиночестве. У меня есть собеседник - владыка
вселенной. Когда я хочу, чтобы он говорил со мною, - я читаю мудрые книги, а когда я хочу сам говорить с ним - я молюсь.
288. НИКОМУ НЕ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМЕЗДИЯ
Другой отшельник сказал:
- Берегись, как бы с тобой не случилось то, что случилось с тем,
кто угнетал тебя.
289. КТО ЖЕ НАСТОЯЩИЙ АСКЕТ?
Некий правитель сказал отшельнику:
- Уж слишком строг ты в своем воздержании.
Отшельник ответил:
- Ты, пожалуй, более строг в своем воздержании и аскетизме, чем
я. Ведь я отказался лишь от этого мира, который преходящ. И ты
лишишься его, когда умрешь. Но ты отрекся также от мира вечного, ты
презрел его. Поэтому можно сказать, что ты являешься аскетом по
отношению к обоим мирам, в то время как я являюсь аскетом только на
этом свете.
290. ЖАДНЫЙ КОПИТ ДЛЯ ДРУГИХ
Один отшельник сказал:
- Тот, кто стремится накопить больше того, что ему нужно самому,
копит для других.
291. ПОДГОТОВКА К СМЕРТИ...
Одного старика упрекали в том, что он слишком щедро раздает
милостыню. Он ответил:
- Как вы не можете понять, что человек, переезжающий в другое
жилище, должен полностью очистить старое жилье!
Некий правитель упрекнул аскета:
- Почему ты не поклоняешься мне, как это надлежит делать всем
моим слугам?
Аскет ему ответил:
- Пойми ты, что не я твой слуга, а ты слуга моих слуг. Я обрел
господство над всеми мирскими желаниями, и они мне подчиняются. Ты же
- раб мирских желаний, они победили тебя, властвуют над тобой, и ты их
слуга.
293. КОМУ РАДОВАТЬСЯ И КОМУ ПЕЧАЛИТЬСЯ
Богач спросил у отшельника:
- Почему на твоем лице всегда радостное выражение, как будто ты
ведешь жизнь, полную удовольствий?
Аскет ответил:
- Так и должно быть. Мне подобает радоваться и ликовать, а тебе -
стонать и плакать. Ведь для тебя с окончанием жизни кончаются дни
наслаждений, для меня же с окончанием жизни кончаются земные
страдания.
Некоего аскета спросили:
- Кто это, кого именуют всеблагим?
Аскет ответил:
- Всеблагий - это тот, против которого ты ежеминутно грешишь и
кто всегда прощает тебя.
295. НЕ РАССЧИТЫВАЙ ОСТАТЬСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ
Другой сказал:
- Согрешив против господина, дающего тебе пропитание, не
рассчитывай остаться безнаказанным.
296. КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ СРАВНЕНИЕ...
Другой сказал:
- Какое может быть сравнение между теми, от которых сей мир
убегает и кому его вожделенные блага не даются в руки, хотя эти люди
из кожи лезут вон, чтобы овладеть ими, - и теми, кто пребывает в
вечном блаженстве, хотя они убегают от мира сего?!
297. ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ
Другой сказал:
- Гораздо лучше для человека если его господин* взыщет с него за
то, что он не сделал чего-то, чем спросит у него: "Почему ты это
сделал?"
Это значит, что лучше не совершать ни добродетельных, ни дурных
поступков, чем грешить. (* Имеется в виду бог.)
У одного спросили:
- Что такое земная жизнь?
Он ответил:
- Посмешище для того, кто ее испытал.
У одного спросили:
- Кто по-настоящему умен?
Он ответил:
- Тот, кто не радуется жизненным благам.
300. НА МОГИЛЕ РАЗБОЙНИКА
Другой, ступив на могилу разбойника, сказал:
- Ну и герой! Сколько душ ты загубил, пока наконец не успокоился
в могиле! Я бы на твоем месте и в гробу не нашел покоя.
У одного спросили:
- Чему можно уподобить сей мир?
Он ответил:
- Сей мир презреннее всего, с чем можно было бы его сравнить, ибо
все, что находится вне земного мира, превосходит его.
302. МЫ ЛИШЬ НАПОМИНАЕМ...
Один отшельник сказал, обращаясь к сынам человеческим и поучая
их:
- Мы учим вас не тому, чего вы не знаете, а лишь напоминаем вам о
том, что вы знаете.
303. ИМУЩЕСТВО ОТШЕЛЬНИКА
К одному из отшельников ночью пробрался вор. Не найдя у него
ничего ценного, вор спросил:
- Где же все твое имущество?
Отшельник ответил:
- Я все припрятал в верхнем доме.
Он говорил о небе.
304. НЕ ЛИШЕН НЕДОСТАТКОВ
У одного отшельника спросили:
- Почему ты не порицаешь в людях их недостатки?
- Потому, что я сам не лишен их, - ответил он.
Один из властителей спросил у отшельника:
- Почему ты никогда не приходишь к нам?
Он ответил:
- Потому, что ты не обладаешь тем, что я хотел бы приобрести, а у
меня, я полагаю, нет ничего такого, на что ты мог бы позариться.
Другой отшельник сказал:
- Подумайте о том, есть ли выгода от богатства для того, кто им
обладает. Оно заставляет бояться властелина, быть осторожным и
опасаться разбойников, вызывает зависть у друзей и ненависть у родного
сына, который надеется наследовать тебе после смерти.
Другой сказал:
- Наставники - врачи народа, а страсти - его болезни. Но когда
врач не в состоянии излечить самого себя, глупо, если он пытается
лечить других.
310. ЕСЛИ БЫ МЫ СОБИРАЛИСЬ ОСТАТЬСЯ...
К одному отшельнику пришли люди. И когда они не обнаружили у него
даже рогожи, на которую можно было бы присесть, то очень удивились.
Он же им ответил:
- Если бы мы собирались здесь остаться, то я разостлал бы лучшие
ковры.* (* Намек на недолговечность земной жизни.)
Другой говаривал:
- Не достоин особой похвалы тот, кто отрицает сей мир. Ибо если
человек в течение своей короткой жизни не согласится добровольно
отречься от него, впоследствии он придет к этому, независимо от своей
воли.
Один отшельник написал своему другу отшельнику письмо, в котором
попросил объяснить ему, чему можно уподобить сей мир и мир грядущий.
Тот ему ответил:
"Сей мир подобен сну, а мир грядущий подобен бодрствованию. В
снах, как известно, мы имеем дело с кратковременными явлениями,
которые трудно уловимы из-за своей иллюзорности. И когда мы
просыпаемся, то сразу убеждаемся, что все нами пережитое было
призрачным".
У одного отшельника спросили:
- Почему ты постоянно опираешься на посох? Ты ведь не болен и не
стар!
Он ответил:
- Этим я хочу подчеркнуть, что я - в пути и выжидаю удобное время
для перехода. А посох - необходимая принадлежность каждого, кто
отправляется в дорогу.
315. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УБЕДИТЬСЯ...
Другой отшельник сказал:
- Если ты хочешь убедиться в ничтожности всех мирских
приобретений, посмотри, у кого они водятся.
Он имел в виду людей ничтожных, ибо люди возвышенные и
добродетельные лишены их.
Другой отшельник говаривал:
- Человеку следует сделать запасы для мира сего на то время, пока
он будет в нем находиться, и для мира грядущего тоже на то время, пока
он будет в нем пребывать.
Здесь имеется в виду, что никто не знает когда он умрет, поэтому, и запасы делать бессмысленно. А в вечном мире мы будеи пребывать вечно, для него и нужно старатся. Глупо терять вечное взамен на временное.
Другой отшельник, прогуливаясь, увидел человека, стоявшего на
кладбище возле памятника. И он сказал ему:
- О человече! Подумай, и ты убедишься, что стоишь между двумя
удивительными сокровищницами. В одной хранятся сыны человеческие, а в
другой - их страсти.
Отшельника, поселившегося на кладбище, как-то спросили:
- Что ты здесь делаешь?
- Я изучаю останки мертвецов, - ответил отшельник. - Хочу найти
хоть какое-нибудь отличие в строении тела правителей и их рабов, но
безуспешно. Они не отличаются друг от друга, они совершенно одинаковы.
321. ДУМАЙ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
Другой отшельник говаривал:
- То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что
хочешь иметь завтра, приобретай сегодня.
322. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УДОБНЫМ СЛУЧАЕМ
Другой отшельник сказал богачам:
- Клянусь именем бога, что когда вы покинете сей мир, то ни к
чему так не будете стремиться, как к тому, чтобы вернуться в него
снова и творить добро, дабы удостоиться блаженства вечного и спасти
себя от наказания. Так совершайте же благие дела сейчас, пока вы
пребываете в мире сем, до того как вы покинете его и уже никогда не
сможете вернуться снова.
Другой отшельник сказал:
- Сорок лет подряд я прошу бога об одном и том же, но он не
выполнил мою просьбу.
Его спросили:
- В чем же заключается просьба, с которой ты обращаешься к богу и
которую он не выполнил?
Он ответил:
- Я прошу только об одном - не думать о бесполезных для меня
вещах.
РАССКАЗЫ О ЛЕКАРЯХ И ОБО ВСЕМ, ЧТО К НИМ ОТНОСИТСЯ
325. ЧТОБЫ СТАТЬ ПРИДВОРНЫМ ВРАЧОМ...
Рассказывают, что Арташир, царь персидский, не принимал в
услужение врача до тех пор, пока этого врача не ужалит ехидна. И
только в том случае, если врач был в состоянии полностью себя
вылечить, Арташир брал его на службу и назначал ему содержание. Так же и с духовными врачевателями - стоит смотреть на то, выличили ли они себя от тех недугов, от которых хотят лечить других.
327. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РОБОСТЬ
К врачу обратился человек с жалобой на то, что он робеет перед
женщинами. И врач ему посоветовал:
- Ешь мясо, пей вино, думай о прелестях любви, общайся с повесами
- и ты преодолеешь свою робость.
К начинающему врачу пришел пациент и сказал:
- У меня отрыжка и бурчит в животе.
Врач ответил:
- Бурчит в животе от газов - пища плохо переваривается; что же
касается отрыжки, то я еще об этом не успел прочесть и не знаю, отчего
она бывает.
Другой врач говаривал:
- Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь
поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло перевариться.
330. ЕЛЕЙ СВЕТИЛЬНИКА ЖИЗНИ
Один врач говаривал:
- Тот, кто увлекается любовными похождениями, расточительно
уменьшает запасы елея в своем жизненном светильнике. Следовательно,
только от самого человека зависит увеличить или уменьшить расходование
его.
Другой врач говорил:
- Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.
334. МЫ БЫ НЕ БОЛЕЛИ, ЕСЛИ Б...
Другой врач говорил:
- Если бы мы были созданы только из однородной материи, мы бы
никогда не болели, ибо она не могла бы соединиться с чужеродными и
враждебными ей элементами.
Врач сказал больному, который пришел к нему лечиться:
- Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Поэтому, если ты будешь на
моей стороне, нам двоим будет легче одолеть ее. Но если ты перейдешь
на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих.
Этим он хотел сказать, что если больной не будет щадить свой
организм, не будет соблюдать диеты, то такое поведение принесет ему
вред и усилит болезнь.
У одного лекаря спросили:
- Почему так тяжело тело покойника?
Он ответил:
- Потому что в теле соединяются воедино два начала: легкое,
активное, которое несет, и тяжелое, пассивное, которое надо нести. И
когда легкое начало уходит, возрастает тяжесть пассивного начала.
Другой врач говаривал:
- Раздели свои сутки на три части: время работы для других -
посещение больных, время работы для себя - чтение медицинских книг, и
время отдыха - для восстановления сил своего организма.
343. СПОСОБНОСТИ НЕ НАСЛЕДУЮТСЯ
У другого лекаря был сын - тупица, которому совсем не давалось
учение. И сказала жена этого лекаря своему супругу:
- Как же так? Почему это твой родной сын совсем не в отца и
ничего не соображает?
Он ответил:
- Способности не наследуются; душа-то у него своя, а не моя.
345. СОБЛЮДАЙТЕ УМЕРЕННОСТЬ
Другой лекарь говаривал:
- Умеренность - союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда
вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда любите -
соблюдайте умеренность.
Другой врач говаривал:
- Люди, которые ни разу не болели, подвергаются особой опасности,
если заболевают.
Один лекарь говаривал:
- Во врачевании возможны три больших преступления: назначение
лекарства, убивающего организм, назначение лекарства, вызывающего
бесплодие, и назначение лекарства, влекущего за собой выкидыш.
351. ДАБЫ ВРАЧИ НЕ БОЛЕЛИ
Рассказывают, что если у греческих правителей заболевали врачи,
они их лишали содержания.
353. СРЕДСТВО ПРОТИВ КОЛИК
К врачу-шутнику подошел человек и попросил средство против колик.
Врач ему сказал:
- Попробуй пожевать колючки дикого боярышника.
Пациент вынул чернила и бумагу, чтобы записать рецепт. И он
сказал врачу:
- Повтори, пожалуйста, свое назначение.
И ответил ему врач:
- Попробуй пожевать колючки дикого боярышника вместе с мерой
ячменя.
И сказал этот человек:
- О ячмене ты раньше ничего не говорил.
Ответил ему врач:
- Потому что я не знал раньше, что ты осел.
У одного врача спросили:
- Какое время удобнее всего для еды?
Врач ответил:
- Тот, кто имеет ее, пусть ест, когда проголодается, тот же, кто
не имеет, - когда раздобудет ее.* (* Этот рассказ почти дословно
совпадает с рассказом Э 42, с той лишь разницей, что в Э 42 он
приписан Сократу и слегка перефразирован.)
360. СРЕДСТВО ОТ РАССТРОЙСТВА ЖЕЛУДКА
Врач спросил больного, страдавшего расстройством желудка, о
причинах заболевания.
- Я ел горелый хлеб, - ответил больной.
Врач ему сказал:
- Советую тебе сурьмить веки, это улучшит твое зрение.
Больной ему возразил:
- Не по поводу глаз я к тебе обращаюсь, а по поводу живота.
Ответил ему врач:
- Я знаю, но даю тебе совет, относящийся к зрению, для того чтобы
ты впредь отличал горелый хлеб от обычного и не ел его.
361. НЕ БЕСЕДУЙ С ГЛУПЦАМИ
Другой врач говаривал:
- Не следует человеку беседовать с глупцами, ибо беседа с ними
воспламеняет душу подобно тому, как пребывание в знойный день в тени
ореховых деревьев воспламеняет тело.
Некто, бывший в прошлом художником, бросил рисовать и стал
лекарем. Когда его спросили о причине этого, он ответил:
- Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и все критикуют,
ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.
368. О ЛЕЧЕНИИ ДОМАШНИМИ СРЕДСТВАМИ
Другой врач, увидев человека, у которого была шишка на голове и
который посыпал ее солью и тмином, сказал ему:
- Не собираешься ли ты положить свою голову в печь, дабы она
испеклась там?