• Авторизация


Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. ГЛАВА VIII и ГЛАВА IX 22-01-2013 19:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    ГЛАВА VIII


          ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ АРАБСКИХ ОТШЕЛЬНИКОВ И СТАРЦЕВ

    272. ОГОНЬ ГЕЕННЫ



     Один отшельник сказал:
     - Погаси огонь своего гнева, вспомнив об огне геенны.

    275. ВСЕ СУЕТА СУЕТ



     Один отшельник сказал:
     - Все земные страсти бесплодны.  Те,  которые  были  пережиты,  -
подобны снам,  те же,  которые нас ожидают,  - закончатся для тех, кто
еще надеется, разочарованием.

    276. В ОДИНАКОВОЙ МЕРЕ



     Один отшельник сказал:
     - В одинаковой мере движут мир и те,  которые служат богу,  и те,
которые богу не служат.

    277. БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ



     Одного аскета спросили:
     - Сделал ли ты в течение своей жизни что-нибудь такое, чем был бы
доволен?
     Тот ответил:
     - Не знаю.  Не берусь утверждать,  что сделал.  Но  одно  я  знаю
твердо:  что  бы  я  ни  делал,  я  всегда  опасался  отступить от закона бога.

    278. ЕСЛИ ТЫ КОПИШЬ СОСТОЯНИЕ...



     Увидев человека,    раздававшего    милостыню    в    присутствии
посторонних, отшельник заметил:
     - Если ты копишь  состояние,  делай  это  тайком,  дабы  люди  не
разграбили его.

    280. ЦАРЬ И ОТШЕЛЬНИК



     Царь сказал отшельнику:
     - Проси у меня все, что тебе нужно, - и ты это получишь.
     На это последовал ответ:
     - Одно сознание того, что ты готов мне прийти на помощь по первой
моей просьбе,  что ты откроешь свою дверь,  когда я постучусь в нее, -
составляет половину твоего дара.

    282. ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ



     Одного отшельника спросили:
     - Почему  ты  с  такой  легкостью  отказался  от всех благ, достатка, земной
жизни?
     Отшельник ответил:
     - Я знаю,  что смерть насилую отняла бы у меня все  блага  жизни,
поэтому предпочел отказаться от них добровольно. И, по возможности, с того имущества, что было у меня, я помог людям.

    285. ПОЧЕМУ ОН НУЖДАЕТСЯ В СТРАЖЕ



     Увидев правителя, окруженного сильной стражей, отшельник сказал:
     - Видно, немало зла сделал он людям. Если бы он не творил зла, то
не боялся бы людей и не нуждался бы в страже. Так и любой правитель.

    286. ЕГО СОБЕСЕДНИК



     У одного отшельника спросили:
     - Как  у  тебя  хватает  терпения  пребывать в одиночестве в этом
заброшенном уголке земли?
     Он ответил:
     - Я не нахожусь в одиночестве.  У меня есть собеседник -  владыка
вселенной.  Когда я хочу,  чтобы он говорил со мною,  - я читаю мудрые книги, а когда я хочу сам говорить с ним - я молюсь.

    288. НИКОМУ НЕ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМЕЗДИЯ



     Другой отшельник сказал:
     - Берегись,  как бы с тобой не случилось то, что случилось с тем,
кто угнетал тебя.

    289. КТО ЖЕ НАСТОЯЩИЙ АСКЕТ?



     Некий правитель сказал отшельнику:
     - Уж слишком строг ты в своем воздержании.
     Отшельник ответил:
     - Ты,  пожалуй,  более строг в своем воздержании и аскетизме, чем
я.  Ведь  я  отказался  лишь  от  этого мира,  который преходящ.  И ты
лишишься его,  когда умрешь.  Но ты отрекся также от мира вечного,  ты
презрел  его.  Поэтому  можно  сказать,  что  ты  являешься аскетом по
отношению к обоим мирам,  в то время как я являюсь аскетом  только  на
этом свете.

    290. ЖАДНЫЙ КОПИТ ДЛЯ ДРУГИХ



     Один отшельник сказал:
     - Тот,  кто стремится накопить больше того, что ему нужно самому,
копит для других.

    291. ПОДГОТОВКА К СМЕРТИ...



     Одного старика  упрекали  в  том,  что  он  слишком щедро раздает
милостыню. Он ответил:
     - Как  вы  не можете понять,  что человек,  переезжающий в другое
жилище, должен полностью очистить старое жилье!

    292. КТО ЧЕЙ СЛУГА



     Некий правитель упрекнул аскета:
     - Почему  ты  не  поклоняешься мне,  как это надлежит делать всем
моим слугам?
     Аскет ему ответил:
     - Пойми ты,  что не я твой слуга,  а ты слуга моих слуг.  Я обрел
господство над всеми мирскими желаниями,  и они мне подчиняются. Ты же
- раб мирских желаний, они победили тебя, властвуют над тобой, и ты их
слуга.

    293. КОМУ РАДОВАТЬСЯ И КОМУ ПЕЧАЛИТЬСЯ



     Богач спросил у отшельника:
     - Почему на твоем лице всегда радостное выражение,  как будто  ты
ведешь жизнь, полную удовольствий?
     Аскет ответил:
     - Так и должно быть. Мне подобает радоваться и ликовать, а тебе -
стонать и плакать.  Ведь для тебя с  окончанием  жизни  кончаются  дни
наслаждений,   для   меня  же  с  окончанием  жизни  кончаются  земные
страдания.

    294. ВСЕБЛАГИЙ



     Некоего аскета спросили:
     - Кто это, кого именуют всеблагим?
     Аскет ответил:
     - Всеблагий  -  это тот,  против которого ты ежеминутно грешишь и
кто всегда прощает тебя.

    295. НЕ РАССЧИТЫВАЙ ОСТАТЬСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ



     Другой сказал:
     - Согрешив   против   господина,   дающего  тебе  пропитание,  не
рассчитывай остаться безнаказанным.

    296. КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ СРАВНЕНИЕ...



     Другой сказал:
     - Какое  может  быть  сравнение  между  теми,  от которых сей мир
убегает и кому его вожделенные блага не даются в руки,  хотя эти  люди
из  кожи  лезут  вон,  чтобы овладеть ими,  - и теми,  кто пребывает в
вечном блаженстве, хотя они убегают от мира сего?!

    297. ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ



     Другой сказал:
     - Гораздо  лучше для человека если его господин* взыщет с него за
то,  что он не сделал чего-то,  чем спросит у  него:  "Почему  ты  это
сделал?"
     Это значит,  что лучше не совершать ни добродетельных,  ни дурных
поступков, чем грешить.     (* Имеется в виду бог.)

    298. ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ



     У одного спросили:
     - Что такое земная жизнь?
     Он ответил:
     - Посмешище для того, кто ее испытал.

    299. УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК



     У одного спросили:
     - Кто по-настоящему умен?
     Он ответил:
     - Тот, кто не радуется жизненным благам.

    300. НА МОГИЛЕ РАЗБОЙНИКА



     Другой, ступив на могилу разбойника, сказал:
     - Ну и герой!  Сколько душ ты загубил, пока наконец не успокоился
в могиле! Я бы на твоем месте и в гробу не нашел покоя.

    301. НИЧТОЖНЫЙ МИР



     У одного спросили:
     - Чему можно уподобить сей мир?
     Он ответил:
     - Сей мир презреннее всего, с чем можно было бы его сравнить, ибо
все, что находится вне земного мира, превосходит его.

    302. МЫ ЛИШЬ НАПОМИНАЕМ...



     Один отшельник  сказал,  обращаясь  к сынам человеческим и поучая
их:
     - Мы учим вас не тому, чего вы не знаете, а лишь напоминаем вам о
том, что вы знаете.

    303. ИМУЩЕСТВО ОТШЕЛЬНИКА



     К одному из отшельников ночью пробрался  вор.  Не  найдя  у  него
ничего ценного, вор спросил:
     - Где же все твое имущество?
     Отшельник ответил:
     - Я все припрятал в верхнем доме.
     Он говорил о небе.

    304. НЕ ЛИШЕН НЕДОСТАТКОВ



     У одного отшельника спросили:
     - Почему ты не порицаешь в людях их недостатки?
     - Потому, что я сам не лишен их, - ответил он.

    305. СМЕЛЫЙ ОТВЕТ



     Один из властителей спросил у отшельника:
     - Почему ты никогда не приходишь к нам?
     Он ответил:
     - Потому, что ты не обладаешь тем, что я хотел бы приобрести, а у
меня, я полагаю, нет ничего такого, на что ты мог бы позариться.

    306. ЧТО ДАЕТ БОГАТСТВО



     Другой отшельник сказал:
     - Подумайте о том,  есть ли выгода от богатства для того,  кто им
обладает.   Оно  заставляет  бояться  властелина,  быть  осторожным  и
опасаться разбойников, вызывает зависть у друзей и ненависть у родного
сына, который надеется наследовать тебе после смерти.

    309. ИЗЛЕЧИСЯ САМ!



     Другой сказал:
     - Наставники  - врачи народа,  а страсти - его болезни.  Но когда
врач не в состоянии излечить самого  себя,  глупо,  если  он  пытается
лечить других.

    310. ЕСЛИ БЫ МЫ СОБИРАЛИСЬ ОСТАТЬСЯ...



     К одному отшельнику пришли люди. И когда они не обнаружили у него
даже рогожи, на которую можно было бы присесть, то очень удивились.
     Он же им ответил:
     - Если бы мы собирались здесь остаться,  то я разостлал бы лучшие
ковры.*   (* Намек на недолговечность земной жизни.)

    312. НЕИЗБЕЖНОСТЬ



     Другой говаривал:
     - Не достоин особой похвалы тот,  кто отрицает сей мир.  Ибо если
человек  в  течение  своей  короткой  жизни  не согласится добровольно
отречься от него,  впоследствии он придет к этому, независимо от своей
воли.

    313. ПРИЗРАЧНЫЙ МИР



     Один отшельник написал своему другу отшельнику письмо,  в котором
попросил объяснить ему,  чему можно уподобить сей мир и мир  грядущий.
Тот ему ответил:
     "Сей мир подобен сну,  а мир грядущий  подобен  бодрствованию.  В
снах,  как  известно,  мы  имеем  дело  с  кратковременными явлениями,
которые  трудно  уловимы  из-за  своей  иллюзорности.   И   когда   мы
просыпаемся,   то  сразу  убеждаемся,  что  все  нами  пережитое  было
призрачным".

    314. В ПУТИ



     У одного отшельника спросили:
     - Почему ты постоянно опираешься на посох?  Ты ведь не болен и не
стар!
     Он ответил:
     - Этим я хочу подчеркнуть, что я - в пути и выжидаю удобное время
для  перехода.  А  посох  -  необходимая  принадлежность каждого,  кто
отправляется в дорогу.

    315. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ УБЕДИТЬСЯ...



     Другой отшельник сказал:
     - Если   ты   хочешь   убедиться   в   ничтожности  всех  мирских
приобретений, посмотри, у кого они водятся.
     Он имел   в   виду   людей  ничтожных,  ибо  люди  возвышенные  и
добродетельные лишены их.

    316. СОРАЗМЕРНО ВРЕМЕНИ



     Другой отшельник говаривал:
     - Человеку следует сделать запасы для мира сего на то время, пока
он будет в нем находиться, и для мира грядущего тоже на то время, пока
он будет в нем пребывать.
Здесь имеется в виду, что никто не знает когда он умрет, поэтому, и запасы делать бессмысленно. А в вечном мире мы будеи пребывать вечно, для него и нужно старатся. Глупо терять вечное взамен на временное.

    317. ДВЕ СОКРОВИЩНИЦЫ



     Другой отшельник,  прогуливаясь,  увидел  человека,  стоявшего на
кладбище возле памятника. И он сказал ему:
     - О  человече!  Подумай,  и ты убедишься,  что стоишь между двумя
удивительными сокровищницами.  В одной хранятся сыны человеческие, а в
другой - их страсти.

    318. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?



     Отшельника, поселившегося на кладбище, как-то спросили:
     - Что ты здесь делаешь?
     - Я изучаю останки мертвецов,  - ответил отшельник.  - Хочу найти
хоть какое-нибудь отличие в строении тела правителей и  их  рабов,  но
безуспешно. Они не отличаются друг от друга, они совершенно одинаковы.

    321. ДУМАЙ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ



     Другой отшельник говаривал:
     - То,  что ты не хочешь иметь завтра,  отбрось сегодня, а то, что
хочешь иметь завтра, приобретай сегодня.

    322. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УДОБНЫМ СЛУЧАЕМ



     Другой отшельник сказал богачам:
     - Клянусь  именем  бога,  что когда вы покинете сей мир,  то ни к
чему так не будете стремиться,  как к тому,  чтобы  вернуться  в  него
снова  и  творить добро,  дабы удостоиться блаженства вечного и спасти
себя от наказания.  Так совершайте же  благие  дела  сейчас,  пока  вы
пребываете  в  мире сем,  до того как вы покинете его и уже никогда не
сможете вернуться снова.

    323. О ЧЕМ ОН ДУМАЕТ...



     Другой отшельник сказал:
     - Сорок  лет  подряд  я  прошу  бога об одном и том же,  но он не
выполнил мою просьбу.
     Его спросили:
     - В чем же заключается просьба, с которой ты обращаешься к богу и
которую он не выполнил?
     Он ответил:
     - Я  прошу  только  об  одном  - не думать о бесполезных для меня
вещах.




    ГЛАВА IX


          РАССКАЗЫ О ЛЕКАРЯХ И ОБО ВСЕМ, ЧТО К НИМ ОТНОСИТСЯ

    325. ЧТОБЫ СТАТЬ ПРИДВОРНЫМ ВРАЧОМ...



     Рассказывают, что  Арташир,  царь  персидский,  не   принимал   в
услужение  врача  до  тех  пор,  пока этого врача не ужалит ехидна.  И
только в  том  случае,  если  врач  был  в  состоянии  полностью  себя
вылечить, Арташир брал его на службу и назначал ему содержание. Так же и с духовными врачевателями - стоит смотреть на то, выличили ли они себя от тех недугов, от которых хотят лечить других.

    327. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РОБОСТЬ



     К врачу обратился человек с жалобой на то,  что он  робеет  перед
женщинами. И врач ему посоветовал:
     - Ешь мясо, пей вино, думай о прелестях любви, общайся с повесами
- и ты преодолеешь свою робость.

    328. ОТКРОВЕННОСТЬ ВРАЧА



     К начинающему врачу пришел пациент и сказал:
     - У меня отрыжка и бурчит в животе.
     Врач ответил:
     - Бурчит в животе от газов - пища плохо  переваривается;  что  же
касается отрыжки, то я еще об этом не успел прочесть и не знаю, отчего
она бывает.

    329. ЕШЬ В МЕРУ



     Другой врач говаривал:
     - Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. Ешь
поэтому в меру, дабы съеденное тобой могло перевариться.

    330. ЕЛЕЙ СВЕТИЛЬНИКА ЖИЗНИ



     Один врач говаривал:
     - Тот,   кто  увлекается  любовными  похождениями,  расточительно
уменьшает запасы елея в своем  жизненном  светильнике.  Следовательно,
только от самого человека зависит увеличить или уменьшить расходование
его.

    333. О ПИТАНИИ



     Другой врач говорил:
     - Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.

    334. МЫ БЫ НЕ БОЛЕЛИ, ЕСЛИ Б...



     Другой врач говорил:
     - Если  бы  мы  были созданы только из однородной материи,  мы бы
никогда не болели,  ибо она не могла бы соединиться  с  чужеродными  и
враждебными ей элементами.

    335. НАС ТРОЕ...



     Врач сказал больному, который пришел к нему лечиться:
     - Смотри,  нас трое - я, ты и болезнь. Поэтому, если ты будешь на
моей стороне,  нам двоим будет легче одолеть ее.  Но если ты перейдешь
на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих.
     Этим он  хотел  сказать,  что  если  больной не будет щадить свой
организм,  не будет соблюдать диеты,  то такое поведение принесет  ему
вред и усилит болезнь.

    338. ДВА НАЧАЛА



     У одного лекаря спросили:
     - Почему так тяжело тело покойника?
     Он ответил:
     - Потому  что  в  теле  соединяются  воедино два начала:  легкое,
активное,  которое несет,  и тяжелое, пассивное, которое надо нести. И
когда легкое начало уходит, возрастает тяжесть пассивного начала.

    342. СОВЕТ ВРАЧУ



     Другой врач говаривал:
     - Раздели  свои  сутки  на  три части:  время работы для других -
посещение больных,  время работы для себя - чтение медицинских книг, и
время отдыха - для восстановления сил своего организма.

    343. СПОСОБНОСТИ НЕ НАСЛЕДУЮТСЯ



     У другого  лекаря  был сын - тупица,  которому совсем не давалось
учение. И сказала жена этого лекаря своему супругу:
     - Как  же  так?  Почему  это  твой  родной сын совсем не в отца и
ничего не соображает?
     Он ответил:
     - Способности не наследуются; душа-то у него своя, а не моя.

    345. СОБЛЮДАЙТЕ УМЕРЕННОСТЬ



     Другой лекарь говаривал:
     - Умеренность - союзник природы и страж здоровья.  Поэтому, когда
вы пьете,  когда вы едите,  когда двигаетесь и  даже  когда  любите  -
соблюдайте умеренность.

    346. ОСОБАЯ ОПАСНОСТЬ



     Другой врач говаривал:
     - Люди, которые ни разу не болели, подвергаются особой опасности,
если заболевают.

    348. ТРИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ



     Один лекарь говаривал:
     - Во  врачевании  возможны  три больших преступления:  назначение
лекарства,  убивающего  организм,  назначение  лекарства,  вызывающего
бесплодие, и назначение лекарства, влекущего за собой выкидыш.

    351. ДАБЫ ВРАЧИ НЕ БОЛЕЛИ



     Рассказывают, что если у греческих правителей  заболевали  врачи,
они их лишали содержания.

    353. СРЕДСТВО ПРОТИВ КОЛИК



     К врачу-шутнику подошел человек и попросил средство против колик.
Врач ему сказал:
     - Попробуй пожевать колючки дикого боярышника.
     Пациент вынул  чернила  и  бумагу,  чтобы  записать рецепт.  И он
сказал врачу:
     - Повтори, пожалуйста, свое назначение.
     И ответил ему врач:
     - Попробуй  пожевать  колючки  дикого  боярышника  вместе с мерой
ячменя.
     И сказал этот человек:
     - О ячмене ты раньше ничего не говорил.
     Ответил ему врач:
     - Потому что я не знал раньше, что ты осел.

    357. САМОЕ УДОБНОЕ ВРЕМЯ



     У одного врача спросили:
     - Какое время удобнее всего для еды?
     Врач ответил:
     - Тот,  кто имеет ее, пусть ест, когда проголодается, тот же, кто
не имеет,  - когда раздобудет ее.*  (*  Этот  рассказ  почти  дословно
совпадает  с  рассказом  Э  42,  с  той  лишь разницей,  что в Э 42 он
приписан Сократу и слегка перефразирован.)

    360. СРЕДСТВО ОТ РАССТРОЙСТВА ЖЕЛУДКА



     Врач спросил   больного,  страдавшего  расстройством  желудка,  о
причинах заболевания.
     - Я ел горелый хлеб, - ответил больной.
     Врач ему сказал:
     - Советую тебе сурьмить веки, это улучшит твое зрение.
     Больной ему возразил:
     - Не по поводу глаз я к тебе обращаюсь, а по поводу живота.
     Ответил ему врач:
     - Я знаю, но даю тебе совет, относящийся к зрению, для того чтобы
ты впредь отличал горелый хлеб от обычного и не ел его.

    361. НЕ БЕСЕДУЙ С ГЛУПЦАМИ



     Другой врач говаривал:
     - Не  следует  человеку беседовать с глупцами,  ибо беседа с ними
воспламеняет душу подобно тому,  как пребывание в знойный день в  тени
ореховых деревьев воспламеняет тело.

    363. ТАК СПОКОЙНЕЕ...



     Некто, бывший  в  прошлом  художником,  бросил  рисовать  и  стал
лекарем. Когда его спросили о причине этого, он ответил:
     - Ошибки,  допущенные при рисовании,  все видят и все  критикуют,
ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.

    368. О ЛЕЧЕНИИ ДОМАШНИМИ СРЕДСТВАМИ



     Другой врач,  увидев человека,  у которого была шишка на голове и
который посыпал ее солью и тмином, сказал ему:
     - Не  собираешься  ли  ты  положить свою голову в печь,  дабы она
испеклась там?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. ГЛАВА VIII и ГЛАВА IX | leopoliss - Поиск и Познание Истины и Смысла Жизни Человека | Лента друзей leopoliss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»