ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ
ПРАВИТЕЛЕЙ И ИХ МУДРЕЦОВ
- Кто глава вашего племени? - спросили одного почтенного
человека.
- Злосчастная судьба внушила моим соплеменникам мысль сделать
меня своим главою, - ответил он.
214. ТАК СОБЛЮДАЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ
- Почему в твоих владениях всегда царит спокойствие? - спросили
одного правителя.
Он ответил:
- В то время, когда я витаю в облаках, мои помощники находятся на
земле, а когда они витают в облаках, я нахожусь на земле. Когда я
гневаюсь, они меня успокаивают, а когда они сердятся, я их
умиротворяю.
Правитель сказал одному из своих мудрецов:
- Трех вещей жаждет душа моя. Первое мое желание - чтобы никто не
совершал такого проступка, который бы я не в силах был простить.
Второе желание - чтобы никогда не случилось так, что я не смогу
удовлетворить просьбу того, кто ко мне обратится в нужде. Третье мое
желание - чтобы никто долголетием не мог сравняться со мною.
Услышав это, мудрец улыбнулся, а правитель спросил его:
- Почему ты смеешься?
- Как мне не смеяться, - сказал мудрец, - если ты пожелал для
себя то, что свойственно одному лишь богу!
Правитель ему ответил:
- Пусть будут мои слова тайной, схорони их у себя, не разглашай,
ибо знаю я, что всякий, кто услышит их, будет надо мной смеяться.
Один мудрец сказал:
- Правители, поглощенные собиранием золота, думают, должно быть,
что будут жить вечно. Правители, раздающие свое имущество, полагают,
вероятно, что завтра умрут. Они ничего не жалеют, лишь бы удержаться у
власти.
223. КОГДА ЦЕЛУЮТ ПРАВИТЕЛЮ РУКУ...
Один из правителей не позволял никому целовать свою руку. Он
говаривал:
- Поцелуй руки для друга унизителен, а поцелуй недруга - лишь
проявление лести.
Один из мудрецов сказал:
- Обладание возможностью удовлетворить свою страсть гасит ее
подобно тому, как вода гасит огонь.
228. ОН ДОСТОИН СТАТЬ ЦАРЕМ
У халифа Харуна ар-Рашида* было два сына. Один, по имени Амин,
был сыном его жены, а другой, по имени Мамун, был сыном его служанки.
Халиф хотел, чтобы после его смерти власть перешла к сыну служанки, но
жена его этому противилась. Однажды Харун ар-Рашид сказал ей:
- Давай испытаем разум обоих - кто окажется умнее, тот и будет
править.
И они послали доверенных людей к одному и другому и поручили им
задать сыновьям, каждому в отдельности, один и тот же вопрос:
- Почему бы тебе не взять власть в свои руки?
Услышав эти слова, сын жены Харуна обещал доверенному царя
высокий пост и должность главного советника. Но когда этот же вопрос
был задан сыну служанки, тот схватил стоявшую рядом чернильницу и,
ударив доверенного по голове, воскликнул:
- О, глупец! Ты говоришь о смерти халифа, да еще требуешь
награды! Да я скорее согласился бы, чтобы все мы погибли, а наш халиф
остался здравствовать, ибо таких людей, как мы, много, но где взять
другого такого халифа, как наш?
Узнав об этом, жена халифа согласилась, что сын служанки, а не ее
сын должен управлять халифатом.
(* Харун ар-Рашид (VIII в.) - арабский халиф из династии Аббасидов.)
Некий правитель возненавидел одного из своих воинов. И он спросил
у царедворца:
- Нет ли у тебя человека, который мог бы убить такого-то воина?
- Я сам убью его хоть сейчас же, - ответил царедворец.
Но правитель ему ответил:
- Нет, это мне не подходит. Ведь я хочу, после того как убийство
будет совершено, привлечь убийцу к ответственности и осудить его на
смертную казнь, как того требует закон.
230. ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕВИЧ
У одного из сыновей царя умерла служанка. И он так горевал, что
даже по ночам ходил на ее могилу и плакал. Когда узнал об этом царь,
он написал сыну:
"Как ты можешь надеяться, что я дам тебе власть над народом, если
ты так горюешь, потеряв какую-то служанку".
На это царевич ответил:
- Я горюю не о потере денег, которые я заплатил за эту служанку,
а о потере хорошего человека.
239. СМЕРТЬ-ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА
У сына правителя был слуга-подросток, и оба они посещали одну
медресе.* Внезапно слуга заболел и умер. Узнав об этом, правитель
сказал своему сыну:
- Мне жалко твоего слугу, он умер таким молодым.
- Да, он умер, но зато избавился от мук учения, - ответил сын.
(* Медресе - духовная школа мусульман.)
Некоего правителя развеселил такой случай.
Однажды ему подали блюдо, которое он очень любил. Он начал есть и
нашел там муху. Выбросив ее и еще немного отведав кушанья, он
обнаружил вторую муху, затем третью... Кончив есть, он сказал:
- Прошу и назавтра приготовить мне такое же блюдо. Только
желательно несколько уменьшить количество мух.
242. ЛУЧШЕ ПРОЩАТЬ, ЧЕМ МСТИТЬ
Один мудрец сказал:
- Прощая вину, испытываешь значительно больше удовольствия, чем
мстя за нее. Когда прощаешь, тебе сопутствует слава, а когда мстишь -
твоим уделом бывают сожаление и угрызение совести.
244. КТО О КОМ ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ
После смерти султана некто спросил у его младшего сына:
- Кому из своих приближенных приказал султан заботиться о тебе?
- Султан приказал мне заботиться о них, - ответил сын султана.
Один из правителей так наставлял учителя своих детей:
- Будь прежде всего требователен к самому себе, а уж затем к моим
детям, ибо к тебе устремлены их взоры. Выучи их святому писанию,
расскажи им о пророках и правителях. Но не угрожай им моим гневом.
Убедившись, что ты ничего не можешь с ними поделать, они начнут
высмеивать тебя. Не заставляй их чрезмерно учиться, дабы они не
возненавидели учение. Но и не пренебрегай своими обязанностями, дабы
они не привыкли к безделью.
246. КОГДА СТРАДАЕТ САМОЛЮБИЕ
Некий мудрец сказал:
- В двух случаях особенно страдает самолюбие: когда ты просишь
для самого себя и когда ты вынужден говорить с глупцами.
247. КОГДА НЕ ПОНИМАЮТ СЛОВ
Юный правитель долго увещевал своих воинов, но они не
прислушивались к его словам. Тогда, разгневавшись, он сказал:
- Вам, видно, нужен такой правитель, который бы действовал, а не
говорил. Побои, видимо, более доходчивы, чем слова.
У одного мудреца спросили:
- Где предел твоего милосердия?
Он ответил:
- Как бы я ни был разгневан на человека, я всегда оставляю в
своем сердце место для примирения с ним.
250. НЕ ДОЖИДАТЬСЯ ПРОСЬБ!
Один из правителей сказал:
- Не достоин подарка тот, кто не снисходит, чтобы его попросить.
Присутствовавший при этом мудрец ответил ему:
- Тот, кто просит и берет, - больше теряет, чем получает.
Истинная добродетель заключается в том, чтобы давать до того, как тебя
попросят.
ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ И КНИЖНИКОВ
252. НЕ СТЕСНЯЙСЯ СПРАШИВАТЬ
Один ученый сказал:
- В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать
вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики
не считали для себя зазорным обращаться по всем неясным вопросам и к
тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и
совершенными.
253. ОТКРОВЕННОСТЬ - ВСЕГО ЛУЧШЕ
Некто рассказал про своего учителя, что однажды тому было задано
более пятидесяти вопросов, на которые он без малейшего смущения
отказался ответить, ссылаясь на незнание. "Не знаю", - говорил он,
даже когда знал, но в чем-то сомневался. У него было обыкновение
отвечать только на те вопросы, в которых он безукоризненно разбирался.
254. НЕМНОГО, НО ОСНОВАТЕЛЬНО
Один ученый говорил:
- Я знаю немного, но то, что знаю, - знаю в совершенстве.
255. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК
Ученый человек присутствовал за пиршественным столом среди
гостей, упивавшихся медом и молоком. И он сказал слугам:
- Принесите мне такой напиток, за который человек готов душу
отдать, если этот напиток отсутствует, но который мы небрежно
проливаем, если его имеется вдоволь.
Он намекал на воду.
257. О ПОХВАЛЕ И ОСКОРБЛЕНИИ
Один книжник говаривал:
- Лучшая похвала - это та, что исходит от человека, которому ты
ничего хорошего не сделал. И самое тяжкое оскорбление - это то, что
исходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого.
Один ученый сказал:
- Человек находится в добром здравии до тех пор, пока у него целы
все зубы. Когда зубы начинают портиться - это значит, что человек
заболел.
260. БЕСПОЛЕЗНОЕ ПРИТВОРСТВО
Другой ученый сказал:
- Три категории людей получают взаимную выгоду: тот, кто обучает
(он получает плату), тот, кто учится (он получает знания), тот, кто
присутствует при этом (он вспоминает). Но тот, кто хочет обучать,
только притворяясь знающим, никому не приносит пользы.
261. ОКУПИТСЯ СО ВРЕМЕНЕМ
Один ученый сказал:
- Тот, кто изобретает нечто, в чем сейчас не нуждаются, извлечет
пользу со временем, когда в этом изобретении появится необходимость.
266. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
Один учитель делал вид, будто он узнает что-то новое из ответа
своего ученика. Тогда его спросили:
- Разве люди, подобные ему, могут тебя чему-нибудь научить?
Он ответил:
- Разумеется, я знаю этот вопрос лучше, чем он. Но я хочу, чтобы
он испытал удовольствие обучать других, дабы возбудить в нем желание
лучше учиться.
268. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ПРОЦЕНТЫ
Один сказал:
- Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным
капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на
него.
Другой сказал:
- Есть одна категория людей, которым благоразумно служить:
людям, от которых можно получить знания;