ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ МУДРЕЦОВ
125. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ И РАСПУЩЕННОСТЬ
Один мудрец сказал:
- Воздержанность и распущенность проявляются не только в
поступках, но и в словах.
127. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ГОЛОДОВКА
Одного очень богатого человека спросили:
- Почему ты недоедаешь? Ведь у тебя всего вдоволь!
- Для того чтобы помнить о тех, кто голодает потому, что
нуждается, - ответил он.
Некто начертал на дверях тюрьмы:
"Вот дом печали, где люди похоронены заживо. Здесь испытывается
истинная дружба и познается мера ненависти врагов".
129. О СЛАБОМ ВРАГЕ И СИЛЬНОМ ДРУГЕ
Мудрец сказал:
- Слабого врага рассматривай как сильного. Не спускай с него глаз
и остерегайся его. Сильного друга рассматривай как слабого. Помни, что
всецело положившись на его поддержку, ты можешь оказаться битым
врагом, равным тебе по силе.
Мудрец сказал:
- Не следует царю торопиться с местью. Ведь он всегда, как только
вздумает, сможет отомстить.
Один аскет, увидев человека, который ел мясо, сказал:
- Мясо ест мясо.* (* Игра слов: "бесра" на сирийском языке
означает слова "мясо", "плоть", "презренный", так что изречение может
читаться также: "Презренный ест мясо".)
Говорят, что некий аскет попросил у бога показать ему мясо без
крови, дабы он мог его есть. И бог - слава его доброте! - указал ему
на саранчу и сказал:
- Вот тебе мясо без крови...
133. ДАР НЕ ПОГАШАЕТ ДОЛГА
Мудрец сказал:
- Человек, который, нарушив закон благочестия, совершил другое
хорошее дело, не заслужил награды, так как дар не погашает долга.
Мудрец сказал:
- Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит
посеву.
Рассказывают, что когда Иосиф заключил в темницу своего брата
Вениамина, их отец Иаков написал Иосифу письмо, в котором говорилось:
"Пророки не крадут и не порождают воров".* (* В библейской
легенде говорится, что Иосиф посадил в темницу Вениамина, обвинив его
в краже своего кубка Иаков и все его сыновья считались пророками.)
137. ОБМАНЧИВАЯ ВНЕШНОСТЬ
Мудрец сказал:
- Коварный человек подобен обнаженному мечу: внешний вид его
привлекателен, но малейшая неосторожность в обращении с ним грозит
увечьем.
139. НЕ СУДИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
Мудрец сказал:
- Не презирай человека, если его внешность неприглядна и он ходит
в скромных, черных одеяниях. Возможно, в нем заключены, сокрытые от
глаз твоих, такие достоинства, о которых ты и не подозреваешь.
141. ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА УЧЕНИЯ
Мудрец сказал:
- Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить
ее учением - она оживает, подобно заброшенной земле, на которую
пролился дождь.
142. СНИСХОДИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОСТУПКАМ
Мудрец сказал:
- Снисходительное отношение к проступкам присуще каждому умному человеку.
Мудрец сказал:
- Богатство скрывает все пороки.
144. КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ УГРЫЗЕНИЙ СОВЕСТИ
Мудрец сказал:
- Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен
от угрызений совести.
145. УПРЯМСТВО И СТОЙКОСТЬ
Мудрец сказал:
- Большой порок юности - упрямство - приводит иногда в зрелые
годы к большому достоинству - стойкости.
146. АНАЛИЗИРУЙ СВОИ ПОСТУПКИ
Некто сказал:
- Анализом своих поступков можно обнаружить допущенные ошибки.
147. В ПРИЗНАНИИ ВИНЫ - ПУТЬ К ПРОЩЕНИЮ
Некто сказал:
- Признание заблудшего в своем безрассудстве равносильно мольбе о
прощении, и она должна быть услышана. Его оправдание - в его
раскаянии.
Некто сказал:
- Не надейся на вспыльчивого друга, даже если по натуре он добрый
человек.
Некто сказал:
- Жадность - родная сестра глупости, которую сама предваряет.
152. КОГДА ОГОРЧЕНИЯ НЕИЗБЕЖНЫ
У одного спросили:
- У кого и в каком случае неизбежны огорчения?
Он ответил:
- У слабого человека, когда он на многое надеется.
Некто сказал:
- Фамильярность уменьшает уважение и наносит ущерб истинной
любви.
154. ДАРЫ И БЛАГОДАРНОСТЬ
Некто сказал:
- Когда дары принимаются с благодарностью, количество даров
возрастает. Когда же оскудевает благодарность - оскудевают и дары.
155. ПОЧЕМУ ОН ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ПОСРЕДНИКОМ
Один написал другому:
"Направляю к тебе такого-то и такого-то с просьбой помочь мне в
моей нужде. Не осуждай за то, что я лично не явился к тебе. Я так
поступаю для того, чтобы этот человек стал посредником в принятии
твоего дара и был свидетелем твоего благожелательного ко мне
отношения".
156. НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙ МАЛЕНЬКИМИ ЛЮДЬМИ
Некто сказал:
- Не пренебрегай маленькими людьми - они могут помочь тебе
возвыситься.
157. ПОРОК ЗРЕНИЯ, СВОЙСТВЕННЫЙ ГЛУПЦАМ
Некто сказал:
- Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на
их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на
воспаленную часть тела.
Некто сказал:
- Если ты претендуешь на вознаграждение, которое превышает твои
заслуги, и тебе в нем отказано, - пеняй на себя, потому что ты
запросил больше того, что тебе положено.
Некто сказал:
- Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор этот
неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна, и оба в
конце концов к ней придут. Когда же спорящие стремятся не к истине, а
к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти
победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался
побежденным.
160. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ ПРАВИТЕЛЯМ
Правитель, который задумал сделать всех своих подданных хорошими
людьми, должен прежде всего сам стать хорошим человеком. Это
необходимо, дабы он не уподобился чудаку, задумавшему выпрямить кривую
тень, не выпрямив того предмета, который эту тень дает.
У мудреца спросили:
- Чем отличается страх от ужаса?
Он ответил:
- Страх бывает перед искушением, ужас - после того как поддашься
ему.
164. ВЕРХ РИТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Некто сказал:
- Высшая степень риторического искусства заключается в том, чтобы
уметь выдавать истину за ложь, а ложь - за истину и заставлять людей
делать то, чего они не хотят делать, и не делать того, к чему они
стремятся. При этом надо так убедить их, чтобы они действовали с
охотой, без всякого принуждения.
165. ВСЕ ДОЛЖНО ИДТИ НА ПОЛЬЗУ
Некто сказал:
- Человек молчит - разум спит, человек говорит - разум
бодрствует. Когда то и другое в меру - разум достоин похвалы.
Отсюда следует, что и бодрствование, и сон, и молчание, и
разговор - все должно идти на пользу человеку.
Некто сказал:
- Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том,
что молчал.
Некто сказал:
- Пока слово не произнесено, оно - узник того, кто собирался его
сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто
произнес его.
Некто сказал:
- Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на
котором лежит множество камней преткновения.
170. НЕ СЧИТАЙ ЧУЖИХ ГРЕХОВ
Другой сказал:
- Блажен тот, кто занят исправлением собственных пороков и не
тратит время на подсчеты чужих грехов.
171. БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ
У одного мудреца спросили:
- В чем суть божьего благословения и в чем суть его проклятия?
Мудрец ответил:
- Когда юноши по уму и благочестию уподобляются старикам - это
божье благословение. Когда же старики по уму и благочестию
уподобляются юношам - это божье проклятие.
ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ МОНАХОВ
Некий старец налил отцу Сисоису чашу вина, и тот его выпил. Он
налил вторично, и тот снова выпил. Когда же он налил ему в третий раз,
отец Сисоис отказался пить, говоря:
- Убери чашу, отче, с глаз моих. Ты разве не знаешь, что в вине -
сатана?
Этим он хотел сказать, что пьянство - мать многих пороков.
Отец Агафон говаривал:
- Вспыльчивый человек не будет пользоваться благосклонностью
окружающих, даже если он воскресит мертвого.
Один из братьев спросил отца Сисоиса:
- Что ты скажешь, святой отец, по поводу моего падения?
Старец ему ответил:
- Вставай!
Сказал ему брат:
- Много раз я падал и вставал.* Доколе же я буду падать и
вставать?
- Пока тебя не настигнет смерть - то ли во время падения, то ли
во время раскаяния, - ответил ему старец.
(* Имеется в виду "грешил" и "раскаивался".)
Отец Фома говаривал:
- Низменные страсти - медная стена между богом и человеком.
205. КАК ПОБОРОТЬ ДУРНЫЕ МЫСЛИ
Отец Фома говаривал:
- Подобно тому как змеи и скорпионы, помещенные на долгое время в
сосуд, в конце концов погибают, так и дурные мысли, тревожащие сердце
отшельника, погибают и исчезают, если он не дает им осуществиться.