• Авторизация


Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. ГЛАВА II и ГЛАВА III 22-01-2013 19:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    ГЛАВА II


                ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ПЕРСИДСКИХ МУДРЕЦОВ

    68. КТО В КОМ БОЛЬШЕ НУЖДАЕТСЯ



     Кир написал мудрецу Хурмузду:
     "Если бы правители знали,  как они нуждаются в мудрых советниках,
а мудрецы понимали, насколько они не зависят от правителей, то не было
бы ничего удивительного в том,  что  правители  постоянно  обивали  бы
пороги мудрецов".
     Дело в  том,  что  правители  нуждаются  в  мудрецах  значительно
больше, чем мудрецы в правителях.

    69. ПОБЕДА И "ПОБЕДА"



     Бузурджмихр* сказал:
     - Лучше временно унизиться,  чтобы в конце концов  победить,  чем
победить  таким образом,  что в конечном счете эта победа привела бы к
постоянному  унижению.  Был  же  такой  случай,  когда  некто  вначале
унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами.
     (* Бузурджмихр - визирь Хосрова I Ануширвана,  персидского  царя,
жившего в VI веке.)

    70. НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО



     Его же спросили:
     - Каким неоценимым богатством люди пренебрегают?
     Он ответил:
     - Скромностью.

    74. СУДЬБУ НЕ ИЗМЕНИШЬ



     У одного мудреца спросили, как раздобыть средства к жизни. На это
он ответил:
     - Если таковые тебе предназначены  -  не  торопись,  они  к  тебе
придут;  если  же  не  предназначены  -  не  трудись,  все равно их не
получишь.

    76. В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ



     Один мудрец сказал:
     - Тот,  у кого хватает силы воли и сознательности  выполнять  все
требования закона*,  в конечном счете станет еще сильнее.  Тот же, кто
проявляет свою силу в нарушении законов и в безнравственных поступках,
в конечном счете утратит свою силу. (* Имеется, очевидно, в виду закон
божий.)

    78.СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ



     Однажды правитель  Ануширван  издал  приказ,  запрещавший есть те
блюда,  которые он сам ест,  и пить те напитки,  которые он сам  пьет.
Вскоре после этого один высокопоставленный сановник приготовил царское
блюдо и пригласил другого сановника разделить с ним трапезу. Отобедав,
гость  написал  Ануширвану донос на хозяина,  угощавшего его запретным
кушаньем. "Я сам это видел и не в силах скрыть от тебя", - писал он.
     В ответ   доносчик  получил  от  Ануширвана  следующее  послание,
написанное на оборотной стороне доноса:*
     "Мы воздаем  тебе  хвалу  за верноподданнические чувства и сурово
осуждаем нарушителя приказа.  Особенно за то,  что он не умеет хранить
тайны и раскрывает их перед такими, как ты".
     (* В целях экономии бумаги, пергамента, папируса, кожи на Востоке
был очень распространен обычай отвечать на оборотной стороне письма.)

    80. НЕ ПО ЗАСЛУГАМ



     Бузурджмихр сказал:
     - Беда  нашего  общества  заключается   в   том,   что   оно   не
вознаграждает  человека  по  заслугам.  Либо  оно дает ему значительно
больше того, что ему положено, либо оно дает ему значительно меньше.

    81. ГНЕВ ВЛАДЫК



     Царь Арташир* как-то заметил,  что гнев владык должен проявляться
в  оказании милости и снисхождения тем,  кто вызвал этот гнев,  а не в
том,  чтобы отказывать им в самом необходимом. (* По всей вероятности,
Арташир I, основатель династии Сасанидов (III в.).)

    82. О ГОСУДАРСТВЕ



     Царь Арташир сказал:
     - Религия - фундамент мира, а правитель - его страж. Строение без
крепкого  фундамента  быстро  разрушается,  дом,  не  имеющий сторожа,
подвергается опасности грабежа.

    83. ТРИ ИЗРЕЧЕНИЯ ЗА ТЫСЯЧУ ДИНАРОВ



     Рассказывают, что во времена Хосрова один человек  расхаживал  по
улицам и выкрикивал:
     - Кто хочет купить три изречения за  тысячу  динаров?  Подходите,
покупайте!
     Когда царь это услышал, он подозвал человека и спросил:
     - Что это за изречения?
     - Положи динары, и тогда ты их услышишь, - ответил мудрец.
     Когда динары были приготовлены, он сказал:
     - Первое мое изречение гласит:  "Нет в твоем  царстве  ни  одного
по-настоящему порядочного человека".
     Второе мое изречение гласит:  "Хотя все люди  таковы,  невозможно
избегать их и без них обходиться".
     Третье изречение вытекает из предыдущих:  "Царь должен знать меру
зла,  заключающуюся  в  людях,  дабы  в  большей  или  меньшей степени
избегать их".
     Понравились эти  изречения  царю.  Он  похвалил  мудреца  и велел
выдать ему приготовленные динары, но тот от денег отказался.
     - Почему же ты так настойчиво спрашивал их и даже захотел,  чтобы
их заранее приготовили? - удивился царь.
     - А  я  задумал  проверить,  найдется  ли  в наше время хоть один
человек,  который готов расплачиваться золотом за мудрость,  - ответил
философ. Мир за все полатит деньги, а мудрость отвергает. Она самая драгоценная, но мир за нее вовсе не платит - она бесплатна. Для её приобритения нужно только желание.

    84. О БЕЗДЕЛИИ



     Ануширван сказал:
     - Безделие возбуждает праздные мысли, а праздные мысли возбуждают
беспокойство.

    88. РАЗРУШАТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СОЗИДАТЬ



     Бузурджмихра спросили:
     - Почему друзья легко превращаются во  врагов,  в  то  время  как
враги с большим трудом становятся друзьями?
     Он ответил:
     - Разрушить  дом легче,  чем его построить,  разбить сосуд проще,
чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести.

    89. ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА



     Он же говаривал:
     - Хороши  фрукты  в  месяце тешри*,  цветы - в месяце нисане),  а
девичья краса,  юношеская ловкость и скромность  чужеземца  -  во  все
времена года. (* Тешри - октябрь - ноябрь. ** Нисан - апрель - май.)

    90. ДА ПОУМНЕЮТ ВРАГИ!



     Царю Хосрову был задан вопрос:
     - Кому из людей ты пожелал бы в первую очередь поумнеть?
     Он ответил:
     - Моим врагам.  Замечено,  что умные,  замыслив злое, очень редко
выступают  в  поход.  Глупых же ничто не останавливает от безрассудных
поступков.

    91. ЧЕТЫРЕ УТЕШЕНИЯ



     Когда Бузурджмихр был заключен в тюрьму,  его друзья обратились к
нему с вопросом:
     - Чем ты утешаешься в своем несчастье?
     Он ответил:
     - Четыре изречения повторяю я сейчас.  Во-первых,  говорю я себе,
все  предопределено судьбою,  и случившегося невозможно было избежать.
Во-вторых,  говорю я себе,  если эти страдания и выше  моих  сил,  мне
остается только одно - терпеть.  В-третьих,  говорю я себе, можно было
бы попасть в еще более страшную беду.  И в-четвертых,  говорю я  себе,
возможно, избавление уже близко, а я об этом еще не знаю.

    93. ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК



     Однажды царь сильно разгневался на Бузурджмихра  и  повесил  его.
Когда  об этом узнала царская дочь,  она побежала с непокрытой головой
среди толпы мужчин.* Ее настигли у самой виселицы,  возле которой  она
стояла с покрытой головой.
     - Почему ты так странно поступила? - спросил ее царь.
     - Потому  что  он  - единственный мужчина,  который достоин того,
чтобы к нему относились с уважением, - ответила она.
     (* Женщине  показываться  в  обществе мужчин с непокрытой головой
считается в Иране неприличным.)

    96. ПОЧЕМУ ТАК БЫВАЕТ?



     Бузурджмихр сказал:
     - В жизни бывает так:  к тому,  кто  тебя  любит,  ты  совершенно
равнодушен, а к тому, кто тебя ненавидит, ты пылаешь страстью.

    97. КТО ЛИШЕН НЕДОСТАТКОВ



     Бузурджмихра спросили:
     - Кто лишен недостатков?
     - Лишь  тот,  кто  бессмертен,  -  ответил он.* (* То есть только
боги.)

    98. ЗА ЧТО ЕМУ ПЛАТЯТ



     Жена Бузурджмихра задала своему мужу какой-то вопрос,  на который
он не смог ответить. Тогда она ему сказала:
     - Ты ведь советник царя  и  получаешь  большое  жалованье,  а  не
можешь ответить на мой вопрос!
     На это он ей возразил:
     - Я  получаю  жалованье за то,  что я знаю,  а не за то,  чего не
знаю.  Если бы мне платили за то,  чего я не  знаю,  то  всех  царских
сокровищ не хватило бы,  чтобы со мной расплатиться.  Ибо то,  что мне
неведомо, неизмеримо больше того, что я знаю.

    99. КТО В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ



     Мудрец Эсфендияр говаривал:
     - Самая  послушная  лошадь  нуждается  в  кнуте,  самая  скромная
женщина нуждается в муже, самый умный муж нуждается в совете других.

    101. КРАСНОРЕЧИВОЕ МОЛЧАНИЕ



     Когда скончался царь Кейкобад, один из его мудрецов сказал:
     - Вчера он много говорил,  но сегодня увещевает гораздо  сильнее,
хотя и не говорит вовсе.

    102. СЕРДЦЕ И ТЕЛО



     Один мудрец сказал:
     - Сердце нуждается в разуме не менее, чем тело в пище.

    103. СУДЬБА ЛЮДЕЙ И ИХ ДОСТОИНСТВА



     Мудрец Шапур сказал:
     - Когда  я  вижу,  что процветают дела глупцов и очень плохи дела
умных, я прихожу к убеждению, что судьба людей не находится ни в какой
связи с их достоинствами.

    104. О ЦАРСКОМ ОКРУЖЕНИИ



     Арташир сказал:
     - Окружи себя тем,  что достойно тебя, дабы не дать доступа тому,
что тебя недостойно.

    106. ПЕЧАЛЬ И ДОСАДА



     Спросили Mapдавиджа:
     - Какая разница между печалью и досадой?
     Он ответил:
     - Когда на человека обрушивается несчастье,  он сильно печалится,
когда же его постигает неприятность, он только досадует.






    ГЛАВА III


                 ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ИНДИИСШХ МУДРЕЦОВ

    108. УТЕШЕНИЕ



     Говорят, что   когда  у  индийцев  умирает  человек,  его  друзья
вооружаются,  подходят к дому покойника и обращаются к  его  родным  с
такими словами:
     - Покажите нам,  кто умертвил близкого вам чело века,  мы  убьем
его.
     Им отвечают:
     - Его убийца незрим, победить его нельзя.
     Тогда пришедшие говорят:
     - Не  стоит  вам  так сильно горевать,  если власть его настолько
велика, что никто из нас не в силах с ним бороться.
     Так они утешают скорбящих.

    109. НЕИЗЛЕЧИМОЕ РАНЕНИЕ



     Один мудрец сказал:
     - Рана от копья быстро заживает,  но ранение, причиненное словом,
неизлечимо.

    110. О СТРАСТЯХ



     Один мудрец сказал:
     - Земные страсти подобны морской воде.  Чем больше ее пьешь,  тем
сильнее испытываешь жажду.

    111. КОМУ НЕТ ПОЛЬЗЫ ОТ УЧЕНИЯ



     Один мудрец сказал:
     - Учение придает еще больше ума умному,  но глупцу  оно  идет  во
вред.  Точно так же солнце помогает видеть здоровым глазам и причиняет
страдания глазам больным.

    112. НЕ ВЕРЬ ВРАГУ



     Один мудрец сказал:
     - Не  верь  своему  врагу,  даже  когда он говорит тебе приятное.
Помни,  что вода, нагретая огнем до кипения, часто проливается и гасит
огонь.

    113. ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА



     Один мудрец сказал:
     - Вино сообщает каждому,  кто пьет его,  четыре качества. Вначале
человек  становится  похожим  на  павлина  - он пыжится,  его движения
плавны и величавы.  Затем он приобретает характер обезьяны и  начинает
со всеми шутить и заигрывать.  Потом он уподобляется льву и становится
самонадеянным,  гордым,  уверенным в своей силе.  Но в  заключение  он
превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

    114. ДУХ И ТЕЛО



     Один мудрец сказал:
     - Умные люди стремятся укрепить свой  дух,  глупые  же  заботятся
лишь о том, чтобы укрепить свое тело.

    115. САМАЯ ПЛОХАЯ СТРАНА



     Одному индийскому мудрецу задали вопрос:
     - Какая страна хуже всех?
     - Та, где нет ни сытости, ни спокойствия, - ответил он.

    116. КАКАЯ ТЕНЬ ЛУЧШЕ ОТТЕНЯЕТ



     Другой мудрец сказал:
     - Золотая середина - вот лучший путь в отношениях  между  людьми.
Вот пример. Столб, стоящий на солнце, подчас хуже виден, чем стоящий в
тени. Небольшая тень оттеняет лучше, чем густая.

    117. О НЕПОСТОЯННЫХ ВЕЩАХ



     Один индийский мудрец сказал:
     - Следующие шесть вещей непостоянны по своей природе:  тень тучи,
дружба глупца,  женская любовь, богатство,  деспотический
правитель, ложная слава.

    118. УТОМИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ



     Один мудрец сказал:
     Есть пять типов людей, бесплодно утомляющих себя и своих близких:
     1. Невежда, берущийся обучать других.
     2. Человек, стремящийся к ложной цели.
     3. Правитель, не советующийся со своими приближенными.
     4. Человек, взявшийся за непосильное для него дело.
     5. Лукавый служитель, надеющийся всех обмануть.

    120. КОГО ЛЕГКО УЛИЧИТЬ ВО ЛЖИ



     Один мудрец сказал:
     - Следующие два человека легко могут быть изобличены во лжи:
     хвастливый воин,  утверждающий,  что  он  героически  сражался на
войне, хотя на теле его нет ни единой царапины;
     лицемерный святоша, который говорит, что ведет аскетический образ
жизни, а у самого толстая шея и жирное тело.

    121. БЕЗНАДЕЖНЫЙ ГЛУПЕЦ



     Одного философа спросили:
     - Кого можно считать безнадежно глупым?
     Тот ответил:
     - Мужчину,  который  женился  на красивой девушке и,  оставив ее,
уехал в далекую страну.

    122. НЕ К ЧЕМУ...



     Одного мудреца спросили:
     - На что не следует тратить слишком много денег?
     Он ответил:
     - На одежду, которая предназначена для покойника.

    123. БЕЗВОДНАЯ РЕКА



     - С  чем можно сравнить женщину,  у которой нет мужа?  - спросили
одного мудреца.
     - С безводной рекой, - ответил он.

    124. В ЧЕМ СХОДСТВО



     - В  чем  сходство  между  глупым  и  слепым?  -  спросили одного
философа.
     - Подобно  тому  как  слепой не отличает свет от тьмы,  глупец не
отличает разума от глупости.

    125. СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК



     - Кого можно считать по-настоящему  сильным?  -  спросили  одного
мудреца.
     - Того,  кто уберегает себя от  сетей  обжорства  и  разврата,  -
ответил он.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. ГЛАВА II и ГЛАВА III | leopoliss - Поиск и Познание Истины и Смысла Жизни Человека | Лента друзей leopoliss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»