Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал он.
Источник - Притчи.ру
Причина хорошего расположения духа |
Пруд |
Маленький пруд позади дома, выкопал мальчику его отец. Мальчик давно о нём мечтал и вот он появился, маленький прудик, обсаженный вокруг растениями и цветами, с прозрачной водой и мелкой галькой на дне. Вылавливая на озере неподалёку мелких пескариков, мальчик пополнял свой прудик, ежедневно подкармливая рыбёшку. Он с радостью наблюдал за ними, как они плавают, как собирают крошки с поверхности воды, и радовался каждой минуте, проведённой здесь. Маленький прудик был его гордостью и его богатством, он им жил, и постоянно думал, как его ещё бы украсить.
Но вот однажды, из любопытства ли, или просто было плохое настроение, мальчик, выловив из озера небольшую щучку, запустил её в свой прудик.
Какого же было его горе, когда на следующее утро он не обнаружил своих любимых пескариков, и только жирная довольная щука плавала по дну пруда.
Щуку он выловил и отпустил в озеро, а пескариков снова пришлось вылавливать и запускать в пруд.
Прошло много времени, прежде чем он восстановил свой прудик, и в нём снова плавали его любимые рыбки, радуя его и близких ему людей. С тех пор, мальчик понял для себя одну истину, что одним неправильным поступком можно разрушить всё, что было создано ранее. И теперь вряд ли он, повторит свою ошибку.
Разговор учителя с учеником
Опубликовано 21.10.2010 автором Анна
Однажды к своему учителю пришел ученик. И был он чернее тучи. Посмотрел на него учитель и поинтересовался, не заболел ли он. Тот сказал, что не болен, но огорчен ссорой со своим невыносимо вредным соседом.- Вы можете представить, что он сделал…
Но учитель прервал его словами:
- Беги скорее к врачу.
- Вы что не слышите меня. Я не болен. У меня испортилось настроение от того, что мой сосед ужасный гад. Я с ним поссорился. – возмущенно заговорил ученик.
- Слышу, слышу и говорю тебе, что плохи дела. Это очень тяжелая болезнь и она может подорвать тебе здоровье. Нужно срочно к врачу.
Ученик в недоумении смотрел на учителя. Было похоже, что учитель потерял разум.
Но тут учитель прервал неловкое молчание словами:
- Я расскажу тебе историю.
Как-то раз, один человек шел мимо мастерской и из любопытства зашел посмотреть, что там делают. Он никогда раньше не заходил туда, поэтому ему все было интересно. Он ходил, наблюдал за работой, рассматривал инструменты и конечно, при этом он мешал людям, которые там работали. Его попросили отойти в сторонку и не путаться под ногами, сказав что так он и им не будет мешать, и все будет видеть, и не пострадает сам. Но человек никого не слушал, ему нужно было все потрогать и везде всунуть свой нос. Рабочие начали злиться.
Вдруг, по умыслу или случайно, на ногу бедолаге упала тяжелая деталь из станка, рядом с которым он находился. Хлынула кровь и человек выбежал из мастерской, по дороге останавливая людей и рассказывая, какие нерадивые специалисты там работают. Он рассказывал во всех подробностях и каждому предлагал посмотреть на рану. Прохожие говорили, что нужно срочно к врачу, а то может случиться заражение, да и в любом случае, кровь нужно остановить. Но он никого не хотел слушать.
Он думал о том, что если он пойдет к врачу, и тот окажет помощь, никто не поверит, что рана была серьезная. Нужно идти к судье. Так он и сделал. Но, к несчастью, судьи не было в городе. И разбирательство отложили.
Состояние его ноги ухудшалось, но больной все не шел к врачу. Наконец он совсем слег.
Когда судья вернулся, он навестил больного, назначил разбирательство в ходе которого, не удалось доказать вины работника. Хоть и заставили его заплатить символический штраф за неосторожное обращение с инструментом. Что касается раны, то так же невозможно было определить, насколько тяжелой она была. Ведь человек не обращался к врачам. А то, что ему сейчас очень плохо, виноват он сам.
Долго доктора потом лечили больному запущенную рану, но до конца восстановить здоровье так и не удалось.
- Беги скорее к Великому Врачу, пока не поздно, – продолжил учитель – попроси Его наложить на рану твоего сердца бальзам Любви, и наложить повязку Прощения. Не нужно ходить и показывать всем как кровоточит твое сердце, в ожидании справедливого возмездия. Ведь состояние твоего здоровья может непоправимо ухудшиться.
Ромашка или как все |
Однажды, когда садовник прогуливался по саду, к нему подлетела взволнованная пчела и начала звать на помощь. Она сказала, что ромашка погибает. Удивился садовник, подумав: «С чего бы это, я ведь создал ей все необходимые условия и ухаживаю за ней, как надо». Подойдя к ромашке, он увидел, что её лепестки начали вянуть, а некоторые уже отпали. Садовник нагнулся к ней и погладил её. Она положила свою головку ему на руку и горько заплакала.
— Ну-ну, маленькая, не плачь, — успокаивал он её, а когда она немного успокоилась, садовник сказал: — А теперь рассказывай, что с тобой приключилось?
И ромашка рассказала, что, родившись, она была очень счастлива. Ей очень нравилось её простое зелёное платьице, облегающее тоненькую талию, тоненькие ручки-листики и жёлтенькое сияющее личико, похожее на солнышко, окружённое вокруг белоснежными лучиками.
Но однажды она обратила внимание на окружавшие её растения, которые красиво цвели, приятно пахли или приносили вкусные плоды. Яблоня гордилась своими вкусными и ароматными яблоками, роза — своими изысканными цветками и острыми колючками, которыми она могла защищать себя, а виноград — своим виноградом и, главное, — усами. Все они говорили, что она какая-то не такая — в общем, «не как все». Это очень расстроило маленькую ромашечку, ведь ей очень хотелось быть «как все», всем нравиться, и чтобы никто не смеялся над ней. С тех самых пор счастье покинуло её, и она стала самой несчастной. Ничто теперь не радовало её: ни платьице, ни тонкая фигура, ни ручки-листики, ни даже личико-солнце с его белыми лучиками.
Садовник укоризненно посмотрел на яблоню, розу и виноград и, покачивая головой, сказал:
— Ну, куда это годится, разве я вас такому учил? Смотрите, что вы наделали — довели до слёз прекрасное безобидное создание. И не стыдно вам? Вам, поди, такого никто не говорил, а вы вон чего удумали — сравнивать себя с другими, да ещё и зазнаваться. Нехорошо, ой как нехорошо!
Провинившиеся растения потупили глаза в землю, опустили свои ветви и собирались было заплакать.
— Не слёзы должны вы лить, а понять, что вы сделали не так, и постараться больше не повторять своих ошибок, — сказал садовник и вновь обратился к ромашке и, улыбаясь, спросил: — Так, значит, ты хочешь быть «как все»?
— Конечно же, — восторженно ответила ромашка, у которой сразу же высохли слёзы.
— Хорошо, — сказал садовник, — завтра я исполню твою просьбу, если, конечно, ты не передумаешь.
От радости ромашка захлопала в ладоши-листочки и подпрыгнула бы, если бы корни крепко не держали её. Она хотела было сказать, что она ни за что не передумает, но садовник не дал ей договорить.
— Но есть у меня к тебе условие: подумай, что означает быть «как все», — сказал он уже серьёзно и, развернувшись, ушёл, приговаривая: — Ну что за растения пошли? Вы только посмотрите на неё: ей, видите ли, не нравится, какой я её создал, ей непременно хочется быть «как все».
Ромашке казалось, что всё и так ясно. Оставшись наедине с собой, она задумалась, а что же такое быть «как все». Она посмотрела на яблоню, розу и виноград, в надежде найти в них что-то общее, что объединяет их, кроме стебля и листьев, имеющихся у всех растений, хотя даже они были у всех разные. Но ей это не удалось, ведь все они были совершенно разные. Желая подстроиться под всех, она представила на своём тоненьком стебельке яблоки, цветки роз и их колючки, а также виноград с его усиками, и тут же спросила себя: «А где же тогда буду я? Всё это не поместится на мне, ведь я такая маленькая». Сначала она испугалась, а когда представила себе эту картину, по саду пронёсся нежный, звонкий смех, как звон колокольчиков.
На следующее утро садовник, навещая ромашку, изумился тому, как она преобразилась. Она уже не походила на вчерашний цветок. Её повядшие лепестки вновь распрямились, а вместо выпавших выросли новые, и на её прекрасном личике вновь засияла улыбка.
С тех пор ромашка перестала сравнивать себя с другими растениями, а начала ценить то, какой она была и старалась цвести как можно чаще, радуя всех своим видом.
http://pritchi.ru/
Твои сыновья не сделают того, что ты не сделал
Ингушская притча
У некоего мужчины подрастало несколько сыновей, чем он очень гордился. У этого мужчины был друг, с которым он всегда делился своими мыслями и делами. Гордясь своими сыновьями, он сказал этому другу:
— Немного времени осталось, чтобы мои сыновья отомстили за своего деда, моего отца. Пройдёт года два, и нашим кровникам не поздоровится.
Друг слушал все эти кичливые слова, а потом пренебрежительно сказал:
— Ничего подобного не произойдёт. Оставь надежду на то, что они совершат кровное возмездие. Как они могут подобное сделать, когда их отец не отомстил за своего отца. А ты думаешь, что они будут мстить за деда.
Нечего было ответить тому мужчине, и он промолчал.
Только учитель может это не делать
Даосская притча
Однажды в день Постижения Истины Мудрейший из клана Спокойных показал нескольким избранным ученикам своё умение превращать камни в золото и серебро.
Один из учеников Мудрейшего, потрясённый увиденным, спросил другого ученика:
— Если наш Учитель способен превращать камни в золотые слитки, почему он не стал самым богатым и могущественным человеком в Поднебесной?
— Да, наш Учитель может делать это, — гордо ответил тот, — но он не был бы Великим Учителем, если бы не был способен не делать этого.
Источник: Медведев А., Медведева И. Легенды и притчи Шоу-Дао.
Правитель и наставник
Суфийская притча от Руми
В некотором государстве правитель его спросил учителя:
— О мой шейх! Не терпишь ли ты какой-нибудь нужды? Есть ли у тебя достойная одежда? Хватает ли еды?
— Великий царь! — ответил шейх. — Как же я могу испытывать в чём-нибудь недостаток, если я сам владею двумя рабами, которые, в свою очередь, управляют всеми правящими на Земле государями?
— Кто же эти два раба, которые, судя по твоим словам, управляют и мной? — удивился царь.
— Эти два раба — гнев и желание, — прямо и откровенно сказал шейх. — И истинный царь лишь тот, кто держит их в узде, помня о том, что солнце с небес светит не только для царей, но и для всех прочих, включая рабов.
Источник: Суфии: Восхождение к истине.
Кроткое поведение
Суфийская притча
У Халкави спросили:
— Какого поведения вы придерживались в вашей жизни по отношению к встречавшимся вам людям, чтобы распознать их качества? Он ответил:
— Обычно я вёл себя кротко и смиренно. Тех, в ком моё поведение вызывало агрессивность, я избегал как только мог. Тех, кто уважал меня за мою наружность, я остерегался так же.
Источник: Шах И. Мыслители Востока.
Во всём он виноват
Ингушская притча
Некий мальчик где-то украл курицу и принёс её домой. Отец похвалил сына. Мальчику понравилось воровство. И года не прошло, как сын уже привёл чужую корову. И тут отец всячески расхвалил сына. Шли годы, сын стал заправским вором. Обнаглев, он решил унести казну именитого князя и попался. Суд приговорил его к отсечению головы. Судья предоставил вору последнее слово, и тогда вор сказал:
— Во-он сидит мой отец, который привил мне вкус к воровству, который поощрял меня к нему, который вовремя не остановил меня. На нём столько же вины, сколько и на мне. Если рубите мою голову, то то же самое делайте и с ним.
— Правда всё это? — поинтересовался судья, докопался до сути и выяснил, что молодой человек говорит правду, и добавил:
— В данном случае на тебе вины нет, и вся вина лежит на твоём отце.
Тут судья поменял своё решение: наказав сыну больше не красть, он его отпустил, а отца приговорил к казни.
Пусть все спасутся, один я погибну
Христианская притча
Святой Антоний молил Господа открыть ему, кому он равен. Бог дал ему знать, что он ещё не пришёл в меру сапожника из Александрии. Антоний оставил пустыню, отправился к сапожнику и стал расспрашивать о его жизни. Тот ответил, что даёт две трети своего дохода бедным, а прочее оставляет себе. Это дело не показалось необыкновенным Антонию, оставившему всё своё богатство и живущему в пустыне в совершенной бедности. Следовательно, не в этом заключалось превосходство сапожника. Антоний сказал ему:
— Господь послал меня к тебе узнать о жизни твоей.
Смиренный ремесленник, почитавший Антония, поведал ему тайну своей жизни:
— Я не делаю ничего особенного. Просто за работой гляжу на прохожих и говорю себе: «Пусть все спасутся, один я погибну».
Давать больше, давая меньше
Суфийская притча
Инкилаби сказал:
— Я посещал многих уважаемых мастеров, весьма почитаемых их последователями, почитаемых также и мной.
Затем я нашёл иного мастера. Он рассказал мне столь много такого, чего я и представить себе никогда не мог и вообразить, что стал для меня образцом щедрого человека.
Но когда с его помощью я достиг полного знания Тайны, я понял, что именно другие были гораздо более щедрыми. Они поведали мне всё, что знали, но полезно это было лишь с виду, а не в действительности.
Щедрость без содержания — это благородство, но не питание. Почему же он не дал мне ещё больше из того, чем обладал? Я обвинил бы его в скупости, но не сделал этого, ибо в конце концов понял, что — как в случае с ребёнком — хотя то, чему он учил меня, мало по сравнению с тем, что имелось, он вёл меня правильно. Он дал мне не то, что было замечательно, а то, что было необходимо.
Источник: Шах И. Мыслители Востока.
Изгнанник
Мастера выдворили из страны: его учение вызвало неодобрение властей.
Ученики интересовались, тоскует ли он по родине.
Мастер ответил:
— Нет.
— Но ведь человеку свойственно скучать по родному дому?
— Стоит обнаружить, что твой дом — Вселенная, и уже никогда не будешь себя чувствовать изгнанником.
Источник: де Мелло Энтони. Одна минута мудрости.
Шесть лепёшек
Ингушская притча
Некая хозяйка ежедневно пекла по шесть лепёшек. Ни больше, ни меньше, а всегда шесть. Однажды соседка спросила её:
— Почему ты ежедневно печёшь именно шесть лепёшек: ни больше и ни меньше?
Хозяйка ответила:
— Двумя я отдаю долг, другие две я даю в долг, одну выбрасываю, а шестую съедаю сама.
— Теперь раскрой смысл своих слов, — попросила соседка.
Хозяйка ответила:
— Две я отдаю мужу и свёкру и тем самым исполняю свой долг снохи; две я отдаю детям — это в долг; одна, которую я отдаю свекрови, — потерянная лепёшка, ну, а шестую я съедаю сама.
Плод смоковницы
Индийская притча
— Принеси мне плод смоковницы, — говорит отшельник ученику.
— Вот он, господин.
— Разломи его.
— Я разломал его, господин.
— Что видишь ты в нём?
— Нежные зёрна, господин.
— Разломи одно из них. Что ты видишь в нём?
— Ровно ничего, господин.
— Это тонкая часть, которой ты, дорогой мой, не замечаешь. Из неё, дорогой мой, из этой тонкой части возникла вся большая смоковница. Верь мне, дорогой мой, эта тончайшая сущность есть во всём мире. Это — Истина; это есть во мне и в тебе.
Источник: Индуистская мудрость
Практика лучше
Буддийская притча
Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы.
— Обход ступы — хорошее дело, — сказал Дром. — Но практика ещё лучше.
Человек подумал: «Ну, значит надо читать священные книги».
Так он и поступил. Но однажды Дром увидел его за чтением и сказал:
— Чтение священной книги — хорошее дело, но практика — ещё лучше.
Человек подумал: «Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика».
Застав его за медитацией, Дром сказал:
— Медитация — хорошее дело, но практика — ещё лучше.
Человек изумился и спросил:
— Как же надо практиковать?
И Дром ответил:
— Не привязывайся к этой жизни, заставь всю свою жизнь стать практикой.
Источник: Притчи человечества.
Хотение
Суфийская притча
Человек, намеревавшийся стать учеником, сказал Дхун-Нуну Египтянину:
— Превыше всего в этом мире я хочу быть принятым на Путь Истины.
Дхун-Нун сказал ему:
— Вы можете присоединиться к нашему каравану лишь в том случае, если для начала сумеете принять два условия. Первое — вам придётся делать то, что вам не хочется делать. Второе — вам не будет позволено делать то, что вам хочется делать. Именно «хотение» стоит между человеком и Путём Истины.
Источник: Шах И. Мыслители Востока.
pritchi.ru