Добрый царь и крестьянин
Жил-был царь. Добрый царь, который очень любил своих подданных и был с ними ласков. Кроме того, ему очень хотелось, чтобы их жизнь стала лучше. Он часто размышлял о том, какое бы благодеяние подданным сделать. Но никак не мог придумать такое, чтобы разом осчастливить всех. Поэтому он ничего доброго и не делал — боялся, что кого-то осчастливит, а остальные на него обидятся и назовут злым. Так и умер царь, не придумав, как осчастливить всех. После смерти о нем почти не вспоминали. Ну, жил и жил добрый царь, но ведь никого он своей жизнью не осчастливил...
И жил в том же царстве крестьянин — не нищий, да и не богатый, не злой, да и не ангельского характера. Но своим соседям он всегда помогал в меру сил. Чем мог, тем и помогал. Умер этот крестьянин в один день с царем. Соседи его и по сей день добрым словом вспоминают. Оказалось, что за свою жизнь он очень многим помог. Не осчастливил, но помог.
Злая правда...
Жил-был человек, который всем и всегда говорил правду. Увидит длинноносого и кричит:
— У тебя длинный уродливый нос! Увидит слепого и кричит:
— Да ты, браток, слеп, как крот! Увидит женщину с тяжелой поклажей и кричит:
— Эх, тяжела твоя ноша! Был бы у тебя муж, он помог бы. Да вот только знаю я, что нету у тебя мужа.
Но никто никогда ему не отвечал. Никто почему-то не хотел с ним разговаривать.
Недаром говорят: если не знаешь, что с правдой делать, лучше иногда неправым оставаться, да в любви со всеми жить.
Солнце во свидетелях
Жил-был в монастыре монах, который стремился к добродетели и хотел стать великим подвижником. Жил он по самому строгому уставу и ни на шаг от него не отступал. И пошла о нем слава как о самом великом подвижнике. Но вот услышал он как-то, что в другом монастыре на другом краю земли есть подвижник, которого считают святее него. Очень это монаху не понравилось. И решил он призвать Солнце в свидетели:
— Скажи, Солнце, видело ли ты меня Хоть раз за трапезой?
— Нет, — отвечает Солнце, — не видело.
— Заставало ли ты меня хоть раз за праздной болтовней?
— Нет, — отвечает Солнце, — не заставало ни разу.
— Почему же подвижника из далекого Монастыря считают большим, чем я?
— Наверное, потому, — отвечает Солнце, — что у тебя тень длиннее.
— В твоем свете каждый человек тень отбрасывает! Длинна или коротка тень - не от человека зависит.
— Да нет. Когда свет Божий в душе светит, он в тень вытесняет то, чего быть не должно в человеке. У того монаха тень короткая. А за тобой шлейф гордыни тянется.
Исповедь
Однажды пришел на исповедь человек. Священник его и спрашивает:
— Признавайся, сын мой, ты воровал?
— Было...
— И жену, наверное, бил?
— И это случалось...
— Материшься, небось?
— Есть немного.
— Может, и постов не соблюдал?
— Боже упаси! Что я, нехристь, что ли?!
(не все те, кто ходит в церковь хорошие, и не все те, кто не ходит в церковь плохие)
Богат ли он?
Однажды мудреца спросили об одном человеке, богат ли он.
— Не знаю, — ответил тот. — Мне лишь известно, что у него много денег.
— Значит, он богат?
— Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, — ответил мудрец. — По-настоящему богат лишь тот, кто вполне доволен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.
Выбор...
Текла по земле река. С горы спустилась, через лес прожурчала, через луг проскользнула, степь прорезала, до пустыни добралась. Тут и задумалась: как ей перебраться через горячую пустыню? Спрашивает она у Солнца:
— Ты с высоты светишь, все видишь. Смогу ли я пустыню преодолеть?
— Не сможешь. Высохнешь. Я всю пустыню своим жаром сожгло — и тебя спалю. Пустыня для реки — смерть.
Спрашивает река у Ветра:
— Ты быстр, летаешь, где хочешь. Все видел, все знаешь. Скажи, удалось ли хоть одной реке через пустыню перебраться?
— Видел я в пустыне русла пересохшие, — отвечает Ветер. — Ни одна река не смогла пустыню пересечь. Пустыня для реки — смерть.
Задумалась река. И тут подползает к ней черная змея:
— Знаю, — шипит, — как твое желание исполнить. — Умри — и переберешься через пустыню. Позволь мне яду своего в тебя пустить. Станет твоя вода отравленной, ни Солнце, ни Ветер к ней не притронутся. Так и дотекут мертвые воды до другого конца пустыни. Но река решила:
— Если суждено мне умереть — умру лучше от лучей светлого Солнца, чем от яда черной змеи, — и, сделав свой выбор, стала таять река под лучами Солнца, превращаясь в белое облако. А как растаяла, Ветер перенес ее на другой край пустыни, где пролилось облако дождем. Дождевые воды соединились в поток, и потекла река дальше. Оказывается, все дело в выборе...
Пустое сердце
Жил-был человек, который никак не мог насытиться. Бывало, все ест да ест, уж и утроба полная, а есть все хочется. Как придет домой - давай тут же орать на всех:
— Кормите меня, есть хочу!
Он и по врачам ходил, которые внутренности да кишки лечат, но ни один лекарь не смог его горю помочь. И вот как-то попал он к доктору, который в сердце человеческом разбирался. Доктор послушал, послушал, как у того человека сердце бьется и говорит:
— Голубчик, а сердце-то у вас — пустое! Вот когда сердце ваше наполнится, тогда и аппетит зверский пройдет.
— А чем же мне сердце, доктор, наполнить? Может, лекарство какое от напасти этой есть?
— Нет, голубчик, мы — доктора — этим не занимаемся. Вы уж сами о своем сердце позаботьтесь. А то запущенное оно у вас...
Недаром говорят, полная утроба пустое сердце не наполнит.
Царь и рубашка
Один царь был болен и объявил, что отдаст полцарства тому, кто его вылечит. Один мудрец сказал, что если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, то царь выздоровеет. Послы царя долго искали по всему царству счастливого человека. Не было ни одного, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши. Все на что-нибудь да жалуются. Царский сын шел мимо избушки и услышал слова мужика, что тот счастлив, послал к нему слуг, но счастливый был так беден, что на нем не было рубашки.
***
Счастье внутри человека, независимо от числа рубашек на нем
Самое дорогое
Посватался судья за дочь бедного мужика, но поставил условие: если она вмешается в его судейские дела, то уйдет из его дома.
Поженились они и стали счастливо жить, так жена очень любила своего мужа, несмотря на его тяжелый характер и дурные наклонности.
Но вот однажды пришли к судье два мужика и попросили их рассудить. Один говорит, что жеребенка родила его кобыла, а другой — что его жеребец. Хозяин жеребца был побогаче и пообещал судье взятку, и вопрос был решен в его пользу.
А жена сидела в соседней комнате и все слышала. И дала она тогда бедному мужику совет. На следующий день, когда судья с друзьями пошел гулять, он у них на виду стал забрасывать сеть на гору, как будто бы он на горе ловит рыбу. Судья с друзьями стали смеяться. А мужик и говорит: «Если жеребец может родить жеребенка, то и рыба в горах может водиться».
Судья покраснел и стал выспрашивать мужика, кто ему такой совет дал. Тот сослался на жену судьи.
Рассердился судья, что жена не выполнила договоренность, и стал ее из дома гнать. Но, перед уходом разрешил взять из дома самое для нее дорогое.
Она согласилась. Но попросила последний раз с ней весело поужинать. Накрыла на стол, стала угощать мужа, насыпала в вино сонного порошка. Когда он уснул, приказала слугам отнести судью прямо на кровать к себе домой.
Когда он проснулся и увидел жену, то узнал, что жена вынесла из дома его, как самую дорогую вещь.
Растрогался судья, возлюбил свою жену и стали они жить опять вместе
***
Терпение и любовь все побеждают
Загнанный обстоятельствами
Один влюбленный потерял свою возлюбленную и очень устал от безнадежных поисков. Однажды вечером несчастный влюбленный покинул свой дом и отправился в путь. Вдруг он заметил погоню. За ним по пятам следовали страшные убийцы. И когда все пути к спасению были отрезаны, когда он уже думал, что жизнь закончена, на его пути стала высокая стена, окружавшая сад. Он с великим трудом взобрался на нее и спрыгнул с головокружительной высоты вниз. Там он увидел свою возлюбленную и от радости воскликнул:
— О Господи, пошли моим преследователям любовь, счастье и долгую жизнь.
***
Человеку часто посылаются испытания, чтобы они привели его к счастью.
Хорошо ли Земля устроена?
Наработавшись за день, лег садовник в саду под ореховым деревом. Лежит на спине, глядит вверх. Ореховое дерево большое, все орехами усыпано.
— Да…, — сказал он себе, — плохо Господь Землю устроил: на таком большом дереве такие мелкие плоды, а на грядке тыквы лежат громадные. Надо, чтобы на большом дереве росли большие плоды, а на маленьких стебельках — маленькие.
В это время с дерева сорвался орех и ударил его прямо в лоб. Бедняга схватился за шишку на лбу и закричал:
— Как хорошо устроил Господь, что тыквы растут не на деревьях. Была бы у меня сейчас не голова, а лепешка.
Иточник: Из армянской сказки
Лучше помолчи
Старец и его ученик-послушник встретили человека, который, считая послушника своим обидчиком, начал ругать его. Ученик довольно долго молча и терпеливо переносил это, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда старец пошел дальше, оставив этих двоих заканчивать ссору. Когда послушник опять подошел к старцу, он с обидой спросил:
— Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека? Старец отвечал:
— Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, я видел вокруг тебя десять ангелов, которые любовались тобою, твоей выдержкой. Но когда ты начал отвечать обидчику, ангелы оставили тебя. Отошел и я.
«Богоискатель»
Один человек, отправляясь на поиски Бога, прощался с домашними и вопрошал:
— Кто приковал меня колдовскими чарами к порогу этого дома?
— Я, — отвечал Бог. Но крикливый голос глупости заглушил тихий голос совести.
Красавица-жена, прижимая к груди младенца, умоляла мужа остаться. Однако супруг отстранил ее твердой рукой:
— Кто эта глупая женщина, клянущаяся мне в любви и манящая своей красотой?
— Это я, — опять говорил ему Бог.
И опять не услышал человек его тихого голоса. Он искренне вознес руки к Востоку:
— Где ты, Всевышний? Я дойду к Тебе через любые преграды, я разыщу Тебя в заснеженных Гималаях. Моя воля и решимость не знают границ!
— Как же ты найдешь меня в Индии, когда я остаюсь здесь, у тебя в душе и ты меня не можеш найти?
Но человек опять не услышал и ушел от Бога в колючую ночь...
Друзья и обед
Трое друзей собрались пообедать. Уселись за стол, и один из них сказал: «Уж очень я есть захотел, с утра ничего не ел!» Двое его приятелей дружно воскликнули: «И мы ничего не ели, даже животы заболели!» Тут первый из друзей подумал, и проговорил: «Правду сказать, я утром еще поел творожку!» А двое остальных ответили: «Честно говоря, и мы съели по пирожку!» Тогда тот, кто съел творожок, покраснел и пробормотал: «Скрывать не буду, я еще съел пюре и салат». А двое приятелей стыдливо признались: «И мы съели еще по салату и по омлету...»
***
Сначало себя смири. Чем больше повинишься сам, тем больше повинятся и другие
Автор притчи: Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом.
Плотник и его дом
Хозяину было жаль расставаться с хорошим работником, и он попросил его об услуге — построить еще один дом. Плотник согласился, но было видно, что во время работы он думал о чем-то другом, совсем не старался, материалы брал какие попало.
Когда плотник закончил работу и дом был готов, хозяин протянул плотнику ключи от входной двери. «Этот дом, — сказал он, — мой подарок для тебя». Как же расстроился плотник. Если бы он знал, что строит для себя, он бы сделал все совсем по-другому.
***
Делай все как для себя. Как ты помогаешь устраивать жизнь другим, так же и устроится и твоя собственная.
Хорошо, завтра сделаю
Жил на свете плотник, мастер он был неплохой, только любил все дела на завтра откладывать. Как только к нему обращались с просьбой, он отвечал: «Хорошо, завтра сделаю!» В молодости говорили плотнику: «Женись, мол, да женись», а он отвечал: «Хорошо, завтра женюсь!» Так и молодость прошла. А дел всегда много: то одно, то другое, так и отвечал всегда: «Хорошо, завтра, завтра сделаю!» Что успевал сделать, что не успевал, особо не огорчался, так жизнь и шла себе потихоньку. Как-то утром попросили его люди заказ исполнить. Наш плотник по-привычке ответил: «Хорошо, завтра сделаю!» А ему люди говорят: «Да когда же завтра? Тебе-то сколько уже лет? А вдруг помрешь и не сделаешь?» — «И то-верно! — поразился плотник. — Действительно, сколько мне сейчас лет?» Посчитал-посчитал, и на стул присел, плохо стало: «Вот это да! - сказал он себе. — А мне и правда уже шестьдесят лет стукнуло! Когда же это вся жизнь прошла?»
***
Сказал старый монах: В духовной жизни нет завтра, спасай душу сейчас»
Автор притчи: Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом.
Притча о мудрости
Два брата росли вместе. Со временем старший брат стал профессором ботаники, а младший — простым рабочим. У каждого из них была семья, и часто братья собирались вместе со своими семьями и беседовали о жизни. Бывало, профессор умолкал и внимательно слушал младшего брата, рассуждения которого заставляли прислушиваться к его словам окружающих. Как-то жена старшего брата сказала своему мужу: «Почему ты слушаешь младшего брата? Ведь ты профессор, а он — простой рабочий!» — «Да, я — профессор., но всего лишь ботаники, а не самой жизни!» — ответил рассудительный муж.
***
Сказал старый монах: «Житейская мудрость не зависит от обучения, так и духовная мудрость не зависит от седин и многознания»
Автор притчи: Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом.
Золото и милосердие
Жил один мастер. Он резал из дерева красивые киоты и иконостасы, богато -украшал их золотом и серебром. Слава о его мастерстве разнеслась по всей округе. Богатые люди охотно покупали киоты и иконостасы, вышедшие из-под резца мастера, и всю свою жизнь жил он в довольстве и достатке.
Настал день, и Смерть пришла и в его дом. Предстала его душа перед Господом. Подвел его Господь к краю пропасти и указал перстом вниз. Глянул резчик вниз, а там, на самом дне, лежат все киоты и иконостасы, что он в земной жизни своей сделать успел.
— Господи! — взмолился он. — Разве неугодны были Тебе дела мои, что я с таким тщанием и любовью совершал?
И ответил ему Господь:
— Отметил Я тебя талантом великим. Но не киотов золоченных и не иконостасов резных ждал Я от тебя, а милосердия и любви. А этого не дал ты ни Мне, ни людям.
Нужные знания
В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.
— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение ?
— Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.
Источник: Китайская басня
Три сына
Однажды отец семейства решил отделить сына. Отрезал ему земли, дал хлеба, скотины и сказал:
— Живи так, как я жил, и будет тебе во всем удача! Ушел сын от отца и стал жить в свое удовольствие. «Отец ведь говорил, чтобы жил я так, как он живет, — думал он, — а живет он радостно, вот и я так же буду».
Жил так сын и не тужил, и очень скоро надел отцовский и прожил. Стал он отца просить, чтобы он еще ему дал, но отец и слушать его не стал. Подумал сын, что отца своего чем-то обидел, и стал у него просить прощения, но и тогда отец ничего ему не дал. Тогда стал он ругать отца своего и поносить:
— Сам же мне сказал, мол, так же живи, как я жил, и удача тебе во всем будет. Ты в свое удовольствие жил, а я в свое. Только у тебя и теперь все есть, а мне недостало. Обманул ты меня...
Вскорости решил отец семейства отделить и второго сына. Отрезал ему земли, дал хлеба, скотины и сказал:
— Живи так, как я жил, и будет тебе во всем удача! Ушел сын и стал жить отдельно. Помнил он о судьбе своего брата, поэтому задумывался над словами отца. Понял он, что жить так, как отец его жил, не значит только удовольствия искать. Стал он жизнь свою по обычаю отцовскому строить да отца расспрашивать, что заводить и как. Но ничего ему отец не отвечал. Расстроился сын, стал вещи отцовские рассматривать и разбирать, чтобы до всего своим умом дойти. И переломал все, и перепортил, а своего сделать не сумел. Стал он отца просить, чтобы он еще ему дал. Но ничего ему отец давать не стал.
И этот сын стал отца своего ругать и поносить, говоря всем, что отец его обманул. Отделил отец и третьего сына, и так же ему сказал: — Живи так, как я жил, и будет тебе во всем удача! Ушел и этот сын. Много он размышлял над тем, почему братьям его ни в чем удачи не было. Один решил в свое удовольствие жить — и пропал. Другой все по-отцовски делал — и тоже ничего не вышло. Что же означают слова отца? И стал третий сын вспоминать, что отец его в жизни делал. Родил его отец, вспоил, выкормил. Так же, как братьев его, когда его самого на белом свете не было.
Уму-разуму еще отец их учил, а еще как зло от добра отличать. И ничего, кроме добра, от него они в жизни не видели.
И понял вдруг сын, жить так, как отец жил, значит творить добро. И только он слова эти про себя произнес, как появился рядом отец.
— Вижу, сынок, — ласково молвил он, — все понял ты! Иди же скорее братьям своим расскажи и всем людям на белом свете, что только тот найдет счастье в жизни, кто будет делать другим добро!
И пошел сын, и рассказал обо всем братьям своим и всем на белом свете. И с той поры радуются люди на земле не тому, чем отец их наделяет, а тому, что могут они жить, как родитель их, творя добро.
***
Разумей под отцом Отца нашего Небесного, под сыновьями — людей, под наделом отцовским — жизнь людскую.
Одни люди ждут от жизни только наслаждения. Они прожигают жизнь, а в смертный час, когда приходит прозрение, обвиняют не себя, а Бога. Это первый сын.
Другие люди не ждут от жизни одного только веселья. Они пытаются дойти до всего своим умом и сделать жизнь лучше той, что была дана им Господом. Добиться им ничего не удается, и они только губят себя. Это второй брат.
И есть такие люди, которые знают, что Господь печется о них, желает им только блага и делает для них одно только благо. И Бог не оставляет таких людей.