• Авторизация


П.И.Бирюков, И.М.Трегубов, В.Г.Чертков. Помогите! 05-01-2013 02:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Толстой Лев Николаевич, Бирюков Павел Иванович
Гонение на христиан в России в 1895 г.

Lib.ru/Классика

 

   

   1. Л.Н.Толстой. Письмо к редактору английской газеты
   2. П.И.Бирюков. Гонение на христиан в России в 1895 г.
   3. Л.Н.Толстой. Послесловие к статье П.И.Бирюкова...
   4. Вопросы Л.Н.Толстого духобору
   5. Л.Н.Толстой. Письмо в иностранные газеты...
   6. П.И.Бирюков, И.М.Трегубов, В.Г.Чертков. Помогите!
   7. Л.Н.Толстой. Послесловие к воззванию "Помогите!"
   8. П.И.Бирюков. Фрагменты из "Биографии Л.Н.Толстого"
  
   Изд:
   (1): Л.Н.Толстой. Собр. соч. в 22 томах, т. 19/20, М., "Худ. лит.", 1984.
   (2): "Всемирный вестник", 1906, No 8, Август, СПб.
   (3, 5, 7): Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч. в 90 тт, т. 39, "ГИХЛ", М., 1956.
   (4): Неизвестный Толстой в архивах России и США. М., 1994.
   (6): "Помогите!", СПб., Тип. М. П. С. (Т-ва И. Н. Кушнерёв и К?), 1906.
   (8): П.И.Бирюков "Биография Л.Н.Толстого" (в 4-х тт). М., "Алгоритм", 2000.
  
   Date: 14 августа 2008, 29 мая 2009
   OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Помогите!

  
   На Кавказе теперь свершается ужасное дело. Более четырех тысяч людей1) страдают и умирают от голода, болезней, истощения, побоев, истязаний и других преследований русских властей.
   Эти страдающие люди -- кавказские духоборы. Они терпят гонения за то, что их религиозные убеждения не позволяют им исполнять те государственные требования, которые связаны прямо или косвенно с убийством человека или насилием над ним.
   В русской и иностранной печати за последнее время нередко появлялись краткие, отрывочные сведения об этих замечательных людях. Но все, что писалось в русских газетах, было или слишком кратко, или искажено, -- одно намеренно, другое бессознательно, третье в виде уступки требованиям русской цензуры. А что было напечатано за границей, то, к сожалению, мало доступно русской публике. И потому в этом обращении мы считаем своим долгом дать общую картину происходящих теперь событий и краткий очерк обстоятельств, им предшествовавших. Духоборы появились в половине прошлого столетия. К концу прошлого столетия и началу нынешнего учение их настолько выяснилось и число последователей настолько увеличилось, что правительство и церковь начали жестокое преследование, сочтя эту секту особенно вредной.
   Основа духоборческого учения состоит в том, что в душе человека пребывает дух Божий и наставляет его своим внутренним словом.
  
   1) В приводимых нами цифрах включены женщины, старики и дети.
  
   Пришествие Христа во плоти, его деяния, учение и страдания они принимают в духовном смысле. Цель страданий Христа, по их понятию, была та, чтобы подать нам пример страдания за истину. Христос продолжает в нас страдать и теперь, когда мы не живем согласно заповеди и духу его учения. Все учение духоборов проникнуто евангельским духом любви. Поклоняясь Богу духом, духоборы утверждают, что наружная, официальная церковь и все, что в ней совершается и к ней относится, не имеет для них никакого значения. Церковь там, где двое или трое собраны, т. е. соединены во имя Христово.
   Молятся они внутренно во всякое время: в определенные же дни, для удобства соответствующие православным праздникам, они собираются на молитвенные собрания, на которых читают молитвы или поют духовные песни (псалмы, как они их называют), и братски приветствуют друг друга земными поклонами, признавая каждого человека носителем божества.
   Учение духоборов основывается на предании. Это предание называется у них "животною книгою", потому что оно живет в их памяти и сердцах. Она состоит из псалмов, частью составившихся из содержания ветхого и нового завета, частью сложившихся самостоятельно.
   Как свои взаимные отношения, так и отношения к другим людям, -- не только к людям, но и ко всяким живым тварям, -- духоборы основывают исключительно на любви; и потому они считают всех людей равными братьями. Эту мысль о равенстве духоборы распространяют и на государственные власти, слушаться которых они не считают для себя обязательным в тех случаях, когда требования этих властей противоречат их совести. Во всем же том, что не нарушает признаваемой ими воли Бога, они охотно исполняют желания властей, как и всех людей.
   Противным своей совести и воле Бога они считают убийство, насилие и вообще нелюбовное отношение к живым существам.
   В жизни своей духоборы трудолюбивы и воздержаны; в речах своих всегда правдивы, считая всякую ложь большим грехом.
   Таковы в самых общих чертах те верования, за проявление которых духоборы издавна терпели жестокие гонения. Император Александр I в одном из своих рескриптов относительно духоборов от 9 декабря 1816 года выражается так: "Все меры строгости, истощенные над духоборами в продолжение тридцати лет до 1801 года, не токмо не истребили сей секты, но паче и паче приумножили число последователей ея". И потому он предлагает более гуманное обращение с ними. Но, несмотря на это желание Императора, гонения не прекращались. При Императоре Николае I гонения эти особенно усилились, и по повелению Николая I, в 40-х годах, они все были высланы из Таврической губернии, где были прежде поселены, в Закавказье, близко к Турецкой границе. "Польза этой меры очевидна", говорилось в ранее состоявшемся постановлении комитета министров от 6 февраля 1826 года, "пересылаемые (духоборы) за пределы Кавказской области, находясь всегда против горских народов, по необходимости должны будут оружием защищать свое имущество и семейство", т. е. должны будут отступить от своих убеждений. К тому же для поселения их назначена была местность в нынешнем Ахалкалакском уезде Тифлисской губернии на так называемых "Мокрых Горах", с суровым климатом, на высоте пяти тысяч фут над уровнем моря, где с трудом произрастает ячмень, и нередко хлебные посевы побиваются морозами. Часть же духоборов была поселена в нынешней Елизаветпольской губернии.
   Но ни суровый климат, ни соседство диких воинственных горцев не поколебали веры духоборцев и они в продолжение полустолетия, которое они прожили на Мокрых Горах, превратили эту пустынную местность в цветущие колонии и продолжали жить тою же христианскою трудолюбивою жизнью, которою они жили прежде. Но, -- как это почти всегда повторяется с людьми, -- соблазн богатства, которого они достигли на Кавказе, ослабил их нравственную силу, и они мало-по-малу стали несколько отступать от требований своей веры.
   Но отступая временно во внешней жизни от требований своей совести, они во внутреннем своем сознании никогда не отрекались от основ своих верований, и потому как только случились среди них события, нарушившие их внешнее спокойствие, так тотчас же воспрянул в них тот религиозный дух, которым руководились их отцы.
   В 1887 году введена была на Кавказе общая воинская повинность, а на военную службу потребовали даже тех, для которых она раньше того была, вследствие их религиозных убеждений, заменена другим. Мера эта застала врасплох духоборов, и они сначала внешне подчинились ей; но никогда по совести не отказавшись от признания войны великим грехом, они уговаривали своих забираемых в солдаты сыновей, подчиняясь разным механическим требованиям начальства, никогда не употреблять оружия в дело. Тем не менее это введение воинской повинности среди людей, считающих грехом всякое убийство и насилие над человеком, -- сильно встревожило их и заставило призадуматься над степенью своего уклонения от своей веры.
   В это самое время незаконное решение правительственных учреждений и лиц, вследствие которого право на владение полумиллионным общественным имуществом духоборов было передано одному из них, ради своей личной выгоды изменившему общим интересам, вызвало протест большинства духоборов против этого человека и его партии, завладевших этим имуществом, и против подкупного местного правительства, так несправедливо решившего это дело.
   Когда же несколько представителей этого большинства, -- в том числе и выборный распорядитель общественного имущества, -- были высланы в Архангельскую губернию, движение это приняло вполне определенный характер.
   Большинство духоборов, около двенадцати тысяч человек, решили с полной строгостью держаться временно оставленных ими преданий отцов, отказались от употребления табака, вина и мяса и от всякого излишества, равномерно разделили между собою все свое имущество, восполнив таким образом недостатки тех, которые оказались к тому времени обедневшими и нуждающимися, и собрали новый общественный капитал".
   В связи с этим возвращением к строгой, христианской жизни они отказались и от всякого участия в делах насилия, а потому и от воинской повинности.
   В подтверждение искренности своего решения не употреблять насилие даже для защиты себя, духоборы большой партией летом прошлого 1895 года сожгли все свое оружие, имевшееся у них, как у всех кавказских жителей, а находившиеся на военной службе отказались ее продолжать. Для сожжения своего оружия, составлявшего их частную собственность и потому находившегося в их безусловном распоряжении, они, по общему уговору, назначили ночь с 28 на 29 июня. И сожжение это было произведено при пении псалмов одновременно в трех местах: в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях и Карсской области. В Карсской области оно прошло беспрепятственно; в Елизаветпольской губернии вызвало заключение 40 духоборов в тюрьму, где они находятся и до сих пор; а в Тифлисской губернии при этом со стороны местной администрации произошло бессмысленное, ничем не вызванное и неимоверное по своей дикости нападение войска на обезоруженных людей и жестокое истязание их.
   Сожжение оружия в Тифлисской губернии должно было происходить близ села Горелого, населенного духоборами малой правительственной партии, в руках которых находилось отобранное ими общественное имущество. Эти духоборы, узнав о намерении большой партии сжечь оружие, испугавшись ли их большого скопления, или, желая оклеветать их по недоброму чувству к ним, донесли начальству, что духоборы большой партии затевают бунт и готовятся к вооруженному нападению на село Горелое. Местные же власти, не проверив основательности доноса, распорядились выслать казаков и пехоту на место мнимого бунта. Казаки прибыли на место сборища духоборов к утру, когда уже догорал костер, уничтоживший их оружие, и произвели две кавалерийские атаки на этих добровольно обезоруживших себя и певших духовные песни мужчин и женщин, и избили их плетьми самым бесчеловечным образом.
   После этого начался целый ряд гонений против всех духоборов большой партии. Прежде всего вызванные войска были поставлены на "экзекуцию" по духоборческим селениям, т. е. все имущество и сами жители этих селений были переданы во власть офицеров, солдат и казаков, стоявших в этих деревнях. Имущество духоборов было расхищено, и сами жители были всячески оскорбляемы и истязуемы; женщины же были сечены нагайками и изнасилываемы. Мужчины, около 300, отказавшихся от звания чинов запаса, и около 30, отказавшихся от действительной службы, были заключены в тюрьмы и дисциплинарные батальоны.
   Затем более четырех сот семей Ахалкалакских духоборов были оторваны от благоустроенных хозяйств и прекрасно-обработанной земли и, после продажи за бесценок их имущества, высланы из Ахалкалакского уезда в четыре других уезда Тифлисской губернии и расселены по грузинским деревням, от одной до пяти семей на деревню, и брошены там на произвол судьбы.
   Еще с прошлой осени появились среди этих расселенных духоборов эпидемические болезни: лихорадки, тиф, дифтерит, поносы; значительно увеличилась смертность, в особенности среди детей. Выселены духоборы из холодного горного климата в жаркий климат кавказских долин, где и местные жители страдают от лихорадок; и потому почти все духоборы болеют, тем более, что не имея жилищ, они ютятся в тесноте по наемным квартирам; главное же то, что у них, в их местах изгнания, нет средств пропитания.
   Единственный заработок есть поденный труд среди того населения, где они поселены и выйти за пределы которого их не пускают. Заработок же этот очень мал, тем боле, что местные жители в нынешнем году пострадали и от неурожая, и от наводнения. Поселенные вблизи железной дороги кое-что зарабатывают, работая на ней, и делятся с остальными полученною платою. Но заработок этот представляет лишь каплю в море общей нужды.
   Материальное положение духоборов становится с каждым днем все тяжелее и тяжелее. У изгнанных духоборов нет другой пищи кроме хлеба, и в том иногда бывает недостаток. У большинства уже появились зловещие признаки голодания, куриная слепота, предвестница цинги. Смертность все увеличивается и увеличивается.
   На месте ссылки в Сигнахском уезде из ста поселенных там семейств (около 1000 душ) умерло в продолжение года 106 человек. В Горийском уезде из 110 семейств умерло 91 человек. В Тионетском уезде из 100 семейств умерло 83 человека. В Душетском уезде из 72 семейств умерло 20 человек. Но положение их не лучше; почти все страдают болезнями, и болезненность и смертность все увеличиваются.
   Кроме этих смертей, не прекращаются смерти прямо насильственные среди духоборов, заключенных по тюрьмам и дисциплинарным батальонам.
   Первым, в июле 1895 года, умер такою смертью духобор Кирилл Конкин от побоев, полученных во время экзекуции, -- умер он по дороге, не доехав до места ссылки, в горячечном бреду, наступившем во время его сечения. Затем в августе 1896 года умер в Екатериноградском дисциплинарном батальоне Михаил Щербинин, замученный на смерть сечением и насильственным киданием во время расслабленного от сечения состояния через "кобылу" 1). Из числа заключенных в тюрьмах многие уже умерли. Некоторые из них умерли в полном одиночестве и без всякого призора, запертые на ключ в отдельной комнате, в то время, как товарищи их по заключению и ближайшие родственники, пришедшие проститься с умиравшими, тщетно умоляли о разрешении зайти к ним. Новые смерти готовятся как среди населения, страдающего от нужды в изгнании, так и в тюрьмах и дисциплинарном батальоне 2). 

1) Гимнастическое приспособление для развитая в солдатах способности прыгать.
2) Вышесообщенные нами вкратце общие сведения об этом деле в случае надобности могут быть нами пополнены во всех подробностях и подтверждены самыми неопровержимыми доказательствами, разрушающими всю возводимую на духоборов возмутительную клевету в таких источниках, как, напр. "Конфиденциальное Представление Тифлисского Губернатора, Князя Шерванидзе, на имя Начальника Кавказского края, Генерала Шереметева", которое было недавно почти буквально перепечатано в журнале "Русская Старина" в форме статьи некоего Тебенькова; после чего выдержки из этой статьи появились и в газете "Новое Время". Мы храним весь тщательно собранный нами материал, по которому можно проверить безусловную точность наших утверждений.
  

----------

  
   Духоборы сами не просят о помощи, ни те, которые с семьями находятся в ссылке, голодные и с голодными, больными детьми, ни те, которые в тюрьмах, и дисциплинарном батальоне медленно, но верно замучиваются до смерти. Они умирают, не испуская ни одного вопля о помощи, зная за что и для чего они терпят. Но нам-то, видящим эти страдания и знающим про них, нельзя же оставаться спокойными. -- Но как помочь им?
   Есть только два средства помощи людям, гонимым за веру: одно состоит в исполнении евангельской заповеди призрения странного, одевании нагого, посещения больного и заключенного и насыщения голодного, которую предписывает нам и сердце, и евангелие; другое -- состоит в обращении к гонителям, как тем, которые предписывают гонения и допускают их, когда они могли бы прекратить их, так и тем, которые, не сочувствуя гонениям, принимают в них участие и делаются орудиями их, -- для того, чтобы обнаружить передо всеми этими гонителями весь грех, всю жестокость и все безумие их деятельности.
   И вот, имея возможность раньше других узнать обо всем, здесь сообщенном, -- мы и обращаемся как к русским, так и нерусским людям, с просьбою помочь испытуемым тяжелыми страданиями нашим братьям, как денежными жертвами для облегчения страданий старых, больных и детей, так и возвышением голоса в защиту гонимых.
   Денежная помощь может быть прямо передана на Кавказ тем духоборцам, которые распоряжаются распределением средств среди нуждающихся братьев, а в случае невозможности прямо передать деньги, духоборам, пожертвования могут быть направляемы нам, и мы уже перешлем их заведывающим помощью духоборам.
   Самое же важное и драгоценное средство выражения сочувствия к гонимым и смягчения сердца гонителей заключалось бы в личном посещении гонимых для того, чтобы собственными глазами увидать то, что с ними в настоящее время происходит, и передать истину о них всеобщему сведению.
   Выражение сочувствия дорого духоборам потому, что хотя они и не просят о помощи, но для них нет большей радости, как видеть проявление любви и жалости к себе со стороны других людей, -- той самой любви, ради которой эти мученики жертвуют своею плотской жизнью.
   Предание же всеобщему сведению истины о духоборах важно потому, что не может же быть того, чтобы русская государственная власть действительно желала уничтожения этих людей путем неумолимого требования от них того, чего они, по своей совести, не могут сделать, и неотступного их за это преследования и истязания. Здесь, вероятно, есть недоразумение, и потому особенно важно разглашение правды, которая может устранить его.
   Помогите!
   Павел Бирюков.
   Иван Трегубов.
   Владимир Чертков.
   Москва, 12 декабря 1896 г.
  
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник П.И.Бирюков, И.М.Трегубов, В.Г.Чертков. Помогите! | leopoliss - Поиск и Познание Истины и Смысла Жизни Человека | Лента друзей leopoliss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»