Аборт
| Медицинский аборт | ||
|---|---|---|
| МКБ-10 | O04.004.0 O04.104.1 O04.204.2 O04.304.3 O04.404.4 O04.504.5 O04.604.6 O04.704.7 O04.804.8 O04.904.9 | |
| МКБ-9 | 635635 636636 | |
| MeSH | CE04.520.050 | CE04.520.050 |
Аборт (искусственный аборт, от лат. abortus — «выкидыш») — искусственное прерывание беременности. По современным медицинским стандартам, аборт проводится, как правило, при сроке до 20 недель беременности или, если срок беременности неизвестен, при весе плода до 400 г[1].
|
|
[править] Виды аборта
Методы проведения аборта делятся на хирургические, или инструментальные, и медикаментозные. Хирургические методы подразумевают извлечение плода с использованием специальных инструментов, но необязательно включают хирургическую операцию. Медикаментозный, или фармацевтический аборт — это провокация самопроизвольного аборта при помощи лекарственных препаратов.
[править] Хирургические методы аборта
Аборт хирургическими методами, то есть с использованием медицинских инструментов, проводится только специально подготовленными медицинскими работниками в медицинских учреждениях. Основные инструментальные методы аборта — это вакуумная аспирация («мини-аборт»), дилатация и кюретаж (острый кюретаж, «выскабливание») и дилатация и эвакуация. Выбор того или иного метода зависит от срока беременности и от возможностей конкретного медицинского учреждения. В России хирургическим абортом также часто называют процедуру дилатации и кюретажа.
[править] Вакуумная аспирация
При мануальной (то есть ручной) вакуумной аспирации в полость матки вводится шприц с гибкой пластиковой трубкой (канюлей) на конце. Через эту трубку высасывается плодное яйцо с находящимся внутри него плодом. При электрической вакуумной аспирации плодное яйцо высасывается при помощи электрического вакуумного отсоса.
Вакуумная аспирация приводит к полному аборту в 95-100 % случаев. Это атравматичный метод, который практически исключает риск перфорации матки, повреждения эндометрия и других осложнений, которые возможны при дилатации и кюретаже[8].
Дилатация и кюретаж
Дилатация и кюретаж (также острый кюретаж, в обиходе «выскабливание») — это хирургическая процедура, при которой врач сначала расширяет канал шейки матки (дилатация), а затем выскабливает стенки матки при помощи кюретки (кюретаж). Расширение шейки матки может проводиться с помощью специальных хирургических расширителей или путём приёма специальных препаратов (в этом случае сильно сокращается риск травмирования тканей и развития впоследствии цервикальной недостаточности). Перед процедурой женщине обязательно должны сделать обезболивание и дать успокоительные препараты.
Дилатация и эвакуация — это метод аборта, который применяется во втором триместре беременности. Процедура дилатации и эвакуации начинается с расширения шейки матки, которое может занять от нескольких часов до 1 дня. После этого для удаления плода применяется электрический вакуумный отсос. В некоторых случаях этого достаточно для полного аборта[10][11], в других случаях для завершения процедуры используются хирургические инструменты.
[править] Искусственные роды
Искусственные роды — метод аборта, применяемый на поздних сроках (начиная с второго триместра беременности) и представляющий собой искусственную стимуляцию родов.
[править] Небезопасные «народные» методы
В истории человечества для прерывания беременности использовались различные растения: пижма, мята болотная и другие. Применение растительных средств для аборта может приводить к серьёзным, в том числе смертельным побочным эффектам, как, например, полиорганная недостаточность, и категорически не рекомендуется врачами.
Иногда выкидыш пытаются вызвать при помощи травм брюшной полости, самостоятельного употребления медицинских препаратов (например мизопростола), введения в полость матки острых предметов, таких как вязальные спицы или разогнутые проволочные вешалки, и других средств. Эти методы используются в странах, где аборты запрещены или малодоступны. Их использование приводит к высокому уровню осложнений и смертности среди женщин.
[править] Резус-конфликт
Женщинам с отрицательным резус-фактором особенно настоятельно рекомендуется избегать абортов. При беременности резус-положительным плодом уже начиная с 4 — 5-й недели беременности в организме матери вырабатываются антитела против резус-положительных эритроцитов плода. После аборта антитела остаются в организме матери, и в случае следующей беременности резус-положительным плодом увеличивается вероятность тяжёлого течения гемолитической болезни плода и новорождённого — при этом состоянии резус-положительные эритроциты плода разрушаются (происходит их гемолиз) антителами, образовавшимися в организме матери. Для предотвращения последующего резус-конфликта необходимо своевременное проведение иммунопрофилактики[12].
[править] Моральные аспекты
В современном мире допустимость абортов и её пределы — остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах (например, в США, Польше) эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточённое противостояние в обществе.
Первый моральный вопрос, вызывающий споры, — прерывается ли при аборте уже существующая человеческая жизнь? (см.[13],[14]) Противники абортов говорят о «зачатом ребёнке», «нерождённом младенце», «ребёнке в лоне матери». Многие верующие, в частности христиане, относятся к аборту как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его развития. См. Аборт и христианство. По мнению сторонников права на аборт, эмбрион не может считаться ребёнком ни с юридической, ни с социальной, ни с биологической точки зрения[15].
Второй дискуссионный моральный вопрос касается приоритета интересов эмбриона над интересами женщины или наоборот. Противники абортов ставят право эмбриона на жизнь наравне с правами женщины. Сторонники права на аборт отдают приоритет праву женщины на личную неприкосновенность и свободу распоряжения собственным телом.
Аборт и психическое здоровье
Значимое место в полемике вокруг проблемы аборта занимает вопрос, влияет ли аборт на психическое здоровье[16][17][18]. Ряд исследований указывает, что процент психических заболеваний среди женщин, сделавших аборт, существенно выше по сравнению с родившими или не забеременевшими женщинами того же возраста[20][21][22][23][24]. Необходимо учитывать, что эти результаты не означают наличия причинно-следственной связи между абортом и психическими расстройствами, а могут отражать последствия уже имевшихся для заболевания предпосылок[25]. Ряд исследователей и учреждений считают вопрос о наличии такой связи не до конца изученным.[18]. Исследователи, утверждающие наличие высокого риска психиатрической госпитализации после аборта, указывают на то, что последствия для психического здоровья могут наступить не сразу, а спустя длительное время после аборта.[24]
[править] Историческая справка
В языческой античности прерывание беременности считалось вполне рядовым явлением. Это было связано с тем представлением, что новорождённый считался человеком только после обряда sublatio, когда отец, поднимая младенца над головой в храме, признавал его новым членом своей семьи.
Платон (427—347 до н. э.) писал: «повитухи могут оказывать помощь беременным или сделать выкидыш, если таковой желателен». Аристотель (384—322 до н. э.) говорил о том же: «Если у супругов против ожидания зарождаются дети, то плод должен быть вытравлен раньше, чем в нём появились ощущения и жизнь». Диаметрально противоположный подход отражен в первоначальной версии клятвы Гиппократа, датируемой тем же периодом (V в. до н. э.): «не вручу никакой женщине абортивного пессария».
Тема абортов широко обсуждалась в обществе. Овидий Назон (43 до н. э. — 17 н. э.) писал («Elegiae», librum II «Amores»):[26]
Мать, что в утробе зародыша жизнь погасила,
Тогда же должна бы погибнуть мучительной смертью.
Только затем, чтоб избегнуть рубцов некрасивых
Ты ополчаешься в бой на такое ужасное дело.
Острым оружьем своё же ты тело терзаешь,
Яд смертоносный младенцу даёшь до рожденья.
Не умерщвляет и львица детёнышей малых,
Жаль их тигрице свирепой, живущей в ущельи.
Кроткие ж девушки делают это, но кара
Их настигает, и часто, плод погубив свой,
Гибнут и сами мучительной длительной смертью.
С появлением христианства взгляд на прерывание беременности изменился. Аборты были решительно осуждены на VI Соборе в Константинополе. Широко известно изречение папы Стефана V (VI), вошедшее в его послание «Consuluisti de infantibus» (887 или 888 г.): «Si ille, qui conceptum in utero per abortum deleverit, homicida est» («Если кто посредством выкидыша устранит зачатое в чреве матери, он человекоубийца»)[1].
В эпоху Средневековья аборты осуждались всеми существующими законами и уложениями и жестоко карались. Лишь во Франции в эпоху Просвещения (1738—1794) начинали было говорить о смягчении наказания для женщин с учётом их конкретных ситуаций, но после Французской революции согласно Кодексу Наполеона однозначная казнь за прерывание беременности была возвращена.
[править] Россия, СССР, СНГ
Все дореволюционные Российские законы также осуждали абортное дело. Российское уложение о наказаниях считало аборт убийством и наказывало за него тюремным заключением на срок от 4 до 5 лет с лишением прав. В Уложении 1903 года срок наказания был снижен до 3 лет. С началом XX века в некоторых кругах русского общества начали говорить об изменении законодательства об абортах. Решениями XI Пироговского съезда (1910), Съезда акушеров-гинекологов (1911), XII Пироговского съезда (1913), Съезда русской группы Международного союза криминалистов (1914) было рекомендовано исключить наказание женщин вообще, а наказывать только врачей, выполняющих аборт по корыстным соображениям.
Советская власть была первой, легализовавшей аборты в XX веке. Во время революций (1917—1918) законодательно этот вопрос не был регламентирован, и женщин наказывали по законам военного времени. 18 ноября 1920 года Наркомздрав и Наркомюст издали совместное постановление «Об охране здоровья женщины», где провозглашались бесплатность и свободный характер абортов. Согласно официальной советской статистике, легализация значительно уменьшила смертность женщин от аборта: с 4 % до 0,28 %[27].
Указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года преследование женщин за аборты было прекращено, а указом от 23 ноября 1955 года «Об отмене запрещения абортов» свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены[29].
Статистика абортов в СССР была засекречена, обнародована в конце 1980-х годов[30]. СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рождённых детей. Пик числа абортов пришёлся на 1964 год — 5,6 млн абортов (!!!), что было максимальным за всю историю России[31]. Как отмечала исследовательница проблемы абортов Е. А. Садвокасова, разрешение абортов не привело к полной ликвидации криминального прерывания беременности.
В декабре 2009 года в России была принята поправка к закону «О рекламе», ограничивающая рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности[36][37].
[править] Дополнительная информация
[править] Количество абортов в России и в мире
По данным ВОЗ, ежегодно в мире выполняется примерно 46 миллионов искусственных абортов, что составляет 22 % от числа наблюдавшихся беременностей.
В настоящее время в мире причинами абортов являются следующие обстоятельства (Henshaw & Morrow, 1990):
- 40 % по желанию женщины
- 25 % по жизненным показаниям
- 23 % по социальным показаниям
- 12 % по медицинским показаниям.
Несмотря на значительное снижение числа абортов в отношении к количеству живорождений, наблюдаемое с середины 1990х годов в странах бывшего СССР[38], уровень абортов здесь остаётся одним из высочайших в мире. В 2001 году в России родились 1 млн 320 тыс. детей, а абортов было произведено 1 млн 800 тыс.[39]. По данным ООН на 2004 год Россия находилась на первом месте по количеству абортов (53 аборта на 1000 женщин)[40]. В России в 2006 году было зарегистрировано 1 млн 582 тыс. абортов, из них около 10 % были произведены женщинам в возрасте до 19 лет (включительно)[41].
По данным Росстата[42], в 2007 году количество абортов немного сократилось, до 1 млн 479 тыс. (эти цифры включают[43] данные по медицинским учреждениям системы Минздравсоцразвития России, других министерств и ведомств, негосударственным лечебно-профилактическим учреждениям) и стало незначительно меньше по отношению к количеству родов — 92 аборта на 100 родов.
В 2009 году в России произведено 1 млн 292,4 тыс. абортов[44]. На 100 родов в России в этом году приходилось по 73,7 абортов[44].
В США в 2008 году на 100 родов приходилось по 23,4 аборта[45].
[править] Другая статистика
- По данным представленным газетой «Зеркало Недели» d Украине в 2000 году на каждые 100 живых рождений приходилось 106 искусственных прерываний беременности[46], по данным 1999 года ежегодно совершали аборты 400—500 девочек в возрасте 10—14 лет и 30 000—35 000 — достигших 15—17-летия.[47] 70—80 % случаев бесплодия связаны с воспалительными процессами женской репродуктивной системы, наступившими в результате перенесённых абортов, особенно первого аборта[48][49].
- B Украине разрешено прерывание беременности по социальным показаниям: наличие у женщины трёх и более детей, развод во время беременности, смерть мужа, беременность вследствие изнасилования, пребывание женщины или её мужа в местах лишения свободы, лишение женщины родительских прав, наличие у женщины ребёнка-инвалида, тяжёлое заболевание мужа или травма, обусловившая его инвалидность во время беременности жены[50].
- В 2001 году Высший апелляционный суд Франции признал право ребёнка-инвалида не быть рождённым. Согласно этому решению дети, рождённые инвалидами, имеют право на компенсацию, если их матерям не предоставили шанс сделать аборт[51].
- По заявлениям украинской газеты «Зеркало Недели», у 95 % женщин, родивших мёртвого ребёнка (или ребёнка, который скончался в течение 6 суток после рождения) ранее были либо самопроизвольные, либо медицинские, либо мини-аборты.[50]
- [править] Литература
Б. Денисов, В. Сакевич Аборты в России (по материалам выборочного обследования). «Доказательная медицина и клиническая эпидемиология». М.: Ньюдиамед 2009, вып. 2. —
Денисов Б. П., Сакевич В. И., Перейдет ли Россия от аборта к планированию семьи? Демоскоп-Weekly, 2011, 2-20 мая, №№ 465-466. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 1 декабря 2009.
Б. Денисов, Оценка вклада участников процесса в динамику абортов в России. New Russian Demographic Livejournal (blogpost) (27 июня 2011). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 2 августа 2011.
[править] Источники
- ^ Искусственный аборт // Словарь Терминов ВРТ. Пересмотренный ИКМАРТ и ВОЗ словарь терминов ВРТ, 2009
- ^ 1 2 3 Какие виды аборта бывают? Краткое объяснение и сравнение по методам аборта
- ^ (December 2009) «Unsafe abortion: global and regional incidence, trends, consequences, and challenges» (PDF). Journal of Obstetrics and Gynaecology Canada 31 (12): 1149–58. PMID 20085681.
- ^ Акулова В. Досье: аборты в России
- ^ 1 2 3 Всемирная Организация Здравоохранения. Безопасный аборт: Рекомендации для систем здравоохранения по вопросам политики и практики. Женева, 2004.
- ^ Gaufberg, Slava V. Abortion, Complications. eMedicine (29 августа 2006). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 30 июня 2007.
- ^ В. Сакевич. Аборт — одна из основных причин материнской смертности в России. Demoscope Weekly. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
- ^ 1 2 3 Российское общество акушеров-гинекологов, Российская ассоциация «Народонаселение и развитие». Качество оказания медицинской помощи женщинам при аборте: нерешенные вопросы. Пособие для врачей. М., 2011.
- ^ Дикке Г. Б., Ерофеева Л. В., Яроцкая Е. Л. От кюретки до таблетки. Артифициальный аборт: российские реалии // Status Praesens. Акушеру гинекологу — врачу и человеку. — № 1(4), февраль 2011 г.
- ^ Health and Ethics Policies of the AMA American Medical Association. H-5.982 Retrieved April 24, 2007.
- ^ ACOG Statement on the US Supreme Court Decision Upholding the Partial-Birth Abortion Ban Act of 2003 (April 18, 2007). Retrieved 2007-04-22.
- ^ Журнал 9 месяцев № 2 2005 http://www.9months.ru/ginekologia/705
- ^ Верховный суд США в 1973 году решил, что 14 поправка в конституции не относится к еще не рождённым (the word "person, " as used in the Fourteenth Amendment, does not include the unborn) http://www.tourolaw.edu/Patch/Roe/
- ^ В 2004 году Дж. Буш мл. подписал акт «О нерождённых жертвах насилия»
- ^ Джойс Артур. Является ли эмбрион человеком?.
- ^ Bazelon, Emily. Is There a Post-Abortion Syndrome?, 'New York Times Magazine' (21 января 2007). Проверено 11 января 2008.
- ^ Times. Abortion has risks, whatever the research says
- ^ 1 2 Position Statement on Women’s Mental Health in Relation to Induced Abortion. Royal College of Psychiatrists (14 марта 2008). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 июня 2009.
- ^ Stotland NL (2003). «Abortion and psychiatric practice». J Psychiatr Pract 9 (2): 139–49. DOI:10.1097/00131746-200303000-00005. PMID 15985924. “Currently, there are active attempts to convince the public and women considering abortion that abortion frequently has negative psychiatric consequences. This assertion is not borne out by the literature: the vast majority of women tolerate abortion without psychiatric sequelae.”
- ^ Abortion and mental health disorders: evidence from a 30-year longitudinal study. — Fergusson et al. 193 (6): 444 — The British Journal of Psychiatry.
- ^ Invited commentaries on… Abortion and mental health disorders. — Casey et al. 193 (6): 452 — The British Journal of Psychiatry
- ^ Pregnancy loss and psychiatric disorders in young women: an Australian birth cohort study. — Dingle et al. 193 (6): 455 — The British Journal of Psychiatry.
- ^ Abortion and depression: A population-based longitudinal study of young women. — Pedersen 36 (4): 424 — Scandinavian Journal of Public Health.
- ^ 1 2 Psychiatric admissions of low-income women following abortion and childbirth // Canadian Medical Association Journal, 13 мая 2003, том 168, номер 10, стр. 1253—1256.
- ^ «The observed associations may be the result of less social support for women who have an abortion compared with women who deliver, reactions to abortion itself or common risk factors among mentally ill women and those who have abortions that have not yet been identified.» http://www.cmaj.ca/cgi/content/full/168/10/1253
- ^ В переводе С.В.Ширвинского этот отрывок из «Любовных элегий» Овидия звучит так:
Подлинно ль женщинам впрок, что они не участвуют в битвах
И со щитом не идут в грубом солдатском строю,
Но и довольно: потом пусть наказанье несет.
Если себя без войны они собственным ранят оружьем,
Слепо берутся за меч, с жизнью враждуя своей?
Та, что пример подала выбрасывать нежный зародыш,-
Лучше погибла б она в битве с самою собой!
Если бы в древности так матерям поступать полюбилось,
Сгинул бы с этаким злом весь человеческий род!
Снова пришли бы искать того, кто в мире пустынном
Стал бы каменья бросать, вновь зачиная людей.
Кто бы Приамову мощь сокрушил, когда бы Фетида,
Моря богиня, свой плод не захотела носить?
Если в тугом животе не оставила б Илия двойню,
Кто бы тогда основал этот властительный Град?
Если б в утробе своей погубила Энея Венера,
То не пришлось бы земле в будущем Цезарей знать. Так же погибла б и ты, хоть могла уродиться прекрасной,
Если б отважилась мать сделать, что сделала ты.
Сам я, кому умереть от любви предназначено, вовсе
Не родился бы на свет, не пожелай меня мать.
Можно ль незрелую гроздь срывать с лозы виноградной?
Можно ль жестокой рукой плод недоспелый снимать?
Свалятся сами, созрев. Рожденному дай развиваться.
Стоит чуть-чуть потерпеть, если наградою - жизнь.
Что же утробу язвить каким-то особым оружьем?
Как нерожденных детей ядом смертельным травить?
Все колхидянку винят, обагренную кровью младенцев;
Каждого Итиса жаль: мать погубила его.
Матери-звери они. Но у каждой был горестный повод:
Обе мстили мужьям, кровь проливая детей.
Вы же скажите, какой вас Терей иль Ясон побуждает
С дрожью, смущенной рукой тело свое поражать?
Сроду не делали так и в армянских логовах тигры;
Разве решится сгубить львица потомство свое?
Женщины ж этим грешат, хоть нежны, - и ждет их возмездье:
Часто убившая плод женщина гибнет сама,-
Гибнет, - когда же ее на костер несут, распустивши
Волосы, каждый в толпе громко кричит: "Поделом!"
Пусть же мои растворятся слова в просторах эфира!
Пусть предсказанья мои станут лишь звуком пустым!
Боги благие, лишь раз без вреда согрешить ей дозвольте...— Овидий. Любовные элегии; Метаморфозы; Скорбные элегии / Пер. с латин. С.В. Шервинского; Вступ. статья С. Ошерова; Коммент. М. Томашевского; Послесл. В. Левика;; Худож. Д. Шимилис. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 64-65
- ^ Аборт (прекращение беременности) — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ^