• Авторизация


Золотое правило нравственности 19-12-2012 21:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Золотое правило нравственности

 
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 Золотое правило нравственности
Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

«Золотое правило» — общее этическое правило: делайте другим то, что хотите себе. Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианстве и античной философии и является основополагающим мировым этический принципом.

Содержание

 Виды Золотого Правила

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, Золотое правило в различных культурах может иметь различные вид. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы Золотого правила по этическим или социальным признакам.[1]

Мыслитель X. Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum).

  • Принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему.
  • Принцип приличия состоит в том чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему.
  • Принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Философ Г. Райнер также выделяет три формулировки Золотого Правила (перекликающиеся с трактовкой Х.Томазия).

  • Правило вчувствования (Ein-fuhlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  • Правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

 Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде Золотое Правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами». [2]

В той или иной форме встречается у Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.


 Авраамические религии

В иудаизме.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое Золотое Правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное – комментарии; теперь иди и учись».[3]

В христианстве.

В послании к римлянам К Римлянам 13:8-10 "Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя."

В послании к галатам: К Галатам 5:13-15 "весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя."

Иакова 2:7-9 "закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого"


В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Лев.19:18).

Появляется в словах Иисуса в Нагорной проповеди: "Итак, чтобы люди делали вам все то,что вы хотите, то же самое делайте и вы им", [8] (записано в Мф.7.12 и Луки 6:31). Согласно Синодальному переводу Библии это звучит так:

В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»  (Мф.7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя»  (Мф.19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»  (Мф.22:38-40)

В Евангелии от Марка от Марка 12:32-34: "любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв."

В Евангелии от Луки «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»  (Лук.6:31)

В деяниях апостолов «19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. ... 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.»  (Деян.15:19-29)

В исламе.

В Коране Золотое Правило не встречается, но оно есть в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: "Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе" [4]

 Дхармические религии

В индуизме.

В Махабхарате, Видура поучает своего брата царя Дхритараштру: na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat "Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма - прочее проистекает от желания".[5]


В буддизме.

Золотое Правило неоднократно повторяется в изречениях Будды. [6]

Дхаммапада, гл. X. Глава о наказании. 129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти – поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. 159. Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя – трудно.

 Конфуций

У Конфуция «золотое правило» сформулировано в его «Беседах и суждениях».[7] Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик Цзы-гун спросил: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" Учитель ответил: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе"

 Распространение золотого правила на мир природы

Принцип взаимности Золотого Правила Нравственности распространяется и на мир природы, например:

"Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ" (Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26)

"Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно" (Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия))

"Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали." (Л. Н. Толстой. Путь жизни)


О латинской поговорке "quod tibi non vis fieri etc." см. http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Quod_tibi_fieri_non_vis,_alteri_ne_feceris

 См. также

 Примечания

  1. ^ Reiner H. Die “Goldene Regel”: Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 3. 1948. S. 74; Lexicon fur Theologie und Kirche. Bd. 4. 1960. S. 1040
  2. ^ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [V, 21] / Общ. ред. и вступит ст. А.Ф. Лосева. М., 1979. С. 211.
  3. ^ Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а
  4. ^ "Изречения Магомета, не вошедшие в Коран" // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М., 1956. Т. 40. С. 344; Al-Suhrawardy A. The sayings of Muhammad. New York, 1990. P. 72.
  5. ^ Vidura-niti - Mhb.V.33-41, V.39.57; Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. Л.: Наука, 1976. С. 97
  6. ^ Дхаммапада, гл. X, 129; гл. XII, 159, по изданию: «Дхаммапада»: Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова.Памятники литературы народов Востока. Bibliotheca Buddhica XXXI. Издательство восточной литературы. – М., 1960.
  7. ^ Конфуций, Конфуций, «Беседы и суждения», 15:24, 12:2
  8. Евангелие (авторский перевод с древнегреческого Леонида Лутковского). Киев, 1990. Главный научный консультант д-р филос. наук, проф. Зоц В. А. Редактор Марков А. А. Издание международной благотворительно-просветлительной Ассоциации "Путь к истине"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Золотое правило нравственности | leopoliss - Поиск и Познание Истины и Смысла Жизни Человека | Лента друзей leopoliss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»