Настоящий символизм современной православной Пасхи
01-01-2012 23:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ПОИСКАХ ИСТИНЫ
МАГИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПАСХИ
(русский перевод передачи)
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Сегодня церковь называет пасхальные символы христианскими. Но когда-то и крашенные яйца, и паски, и колбасы были ею строго запрещены, как непристойные атрибуты языческой веры.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Откуда же тогда такая поразительная перемена? Почему христиане забыли про Иисусову Пасху? И откуда взяли новый, весёлый праздник?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Задолго до Христа язычники имели собственного воскресшего бога. Каждую весну они отмечали его смерть и праздновали его удивительное воскресение: пекли паски и приносили их в жертву своему божеству, устраивали эротические ритуалы, а писанками оплодотворяли женщин.
Что же должно было произойти, чтобы эти атрибуты язычества приняла церковь?
Мы едем на Житомирщину в Чернобыльскую зону и найдём людей, которые до сих пор хранят прадавние знания.
Чем приворожить любимого? Впервые на экране мы откроем секрет написания магического оберега, которым наши предки пользовались 2000 лет назад.
Сейчас мы празднуем пасху в память воскресения Христа, в чистый четверг делаем уборку в домах, в страстную пятницу целуем плащаницу. В ночь с субботы на воскресенье святим пасхальние корзинки с пасками, крашенками, ветчиной и колбасами. А в воскресенье весело приветствуем друг друга словами: "Христос воскрес!" и торжественно завтракаем священной едой за семейным столом. И даже не подозреваем, что четыре века назад никакого пасхального стола не было. На Пасху наши прапрадеды не целовали плащаницы, не носили в церковь пасхальные корзинки, не бились крашенными яйцами. Вместо этого они ели пресный хлеб и пили вино, чтя Христову смерть.
Так, Сам Христос, как и все евреи, при жизни праздновал иную Пасху, и она имела другое значение. Фактически, это был день Независимости евреев.
Когда Моисей и его народ отправились из Египта искать землю обетованную, в Ветхом Завете первой пасхой евреи отметили десятую египетскую кару.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Моисей умолял фараона отпустить его народ из рабства. Да намёков египетский властитель не понимал. И тогда Бог Яхве наслал на Египет десять ужасных наказаний. Египтяне пережили нашествие жаб, саранчи и мух; пережили град, мрак и язвы. Наконец, они согласились,чтобы евреи ушли. Но отпустив их, фараон отказался отдавать им с собой домашний скот. И тогда Бог наслал на Египет последнюю десятую кару. Это была смерть первенцев. Именно из этой кары родился праздник пасхи.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: В тот вечер по указанию Моисея евреи закололи жертвенных агнцев. Ещё тёплой кровью пометили косяки своих дверей. А мясо приготовили наспех и стали его есть стоя, с поспешностью, так, будто бы собирались в дорогу. Это жертвенное мясо и называлось пасхой. По-еврейски это означает "пройти мимо". Мимо дверей избранного народа. Той страшной ночью Бог должен был уничтожить всех египетских первенцев во всех домах, где на дверях не было кровавого знака. И случилось: ночью по всей стране поднялся траурный вопль. Погибли тысячи детей. И среди них - даже сын фараона. Так Бог Яхве наказал египтян за то, что они двести лет держали евреев в рабстве. А на следующий день напуганный фараон отпустил Моисея и его народ вместе со стадами скота.
В память об этом дне Моисей повелел каждый год отмечать пасху, как день освобождения от рабства. И именно так в 33 году нашей эры последний раз отпраздновал пасху Сам Иисус Христос.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Праздничный стол тогда был довольно скромным: пресный хлеб (ибо убегая из Египта, евреи не успели заквасить тесто); вино, как символ крови жертвенного ягнёнка и горькие травы в воспоминание о горечи бывшего рабства.
Это и была последняя вечеря Христа и апостолов.
Однако же, Библия утверждает, что в тот вечер накануне ареста Иисус изменил значение праздничных блюд.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается." Лук. 22:19,20 -
Этими словами Иисус предрёк Свою смерть и воскресение за грехи человечества.
Но Он не наказывал Своим ученикам праздновать пасху как Его воскресение. В Евангелиях об этом нет ни единого слова.
АНТОН ЗАРУБА (ПРОТЕСТАНТ): Пасха имеет значение не воскресения, а является символом смерти согласно Священному Писанию. Собственно, и апостол Павел в Новом завете пишет к христианам, которые в первые века праздновали пасху и вечерю Господню:
"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет." 1Кор.11:26
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Вот как отмечали пасху апостолы и первые христиане. Как воспоминание о смерти Иисуса за людские грехи. На скорбной вечере ели только пресный хлеб и пили виноградный сок.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Но после распятия проходит 200 лет, и неожиданно в мире начинают отмечать этот день весело. Не как воспоминание о смерти, а как воскресение с песнями, поцелуями, застольем и вином.
Откуда же такая поразительная перемена? Почему христиане забыли об Иисусовой пасхе? И откуда взяли новый весёлый праздник?
Невероятно, но сценарий веселья они переняли у язычников.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Дело в том, что римляне задолго до прихода христианства молились собственному богу покровителю растений Атису. Они стали поклоняться ему задолго до рождения Иисуса. И тут поражает удивительное совпадение:
Римляне верили, что Атис был зачат непорочно, потом из-за гнева Юпитера погиб молодым, но через несколько дней после смерти воскрес. И в честь его чудесного воскресения люди каждую весну устраивали особенный ритуал: 22 марта римские язычники срубали дерево, привязывали к нему статую юноши и с плачем несли на центральную площадь города. Там люди оплакивали смерть Атиса, а потом под странную музыку начинали массовый ритуальный танец. Проходило время, они впадали в состояние транса, и тогда доставали ножи, резали свои тела и кропили дерево и статую кровью. Так римляне прощались с Атисом. А до этого (внимание!) они придерживались поста до тех пор, пока их бог не воскресал.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): В день весеннего равноденствия римский жрец торжественно сообщал: "Случилось чудо: бог воскрес". Этот день называли днём радости. Люди пели, устраивали карнавалы и ели праздничные блюда. "Атис воскрес" - "Воистину воскрес".
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Невероятно: воскресение Атиса праздновали аж до IV века нашей эры одновременно с воскресением Иисуса и иудейской пасхой. И все: иудеи, язычники, христиане считали главным именно свой праздник.
Этот религиозный спор решил император Константин. В IV веке он сделал христианство государственной религией. А в 325 году христианскую пасху навсегда отделили от иудейской. На специальном соборе в Никее священники провозгласили: "Христово распятие не имеет ничего общего с еврейской пасхой. И следовательно отмечать дату пасхи: взять весеннее равноденствие, после него дождаться полной луны; а первое воскресенье после полной луны - это и есть день, когда воскрес Иисус - пасха.
Тогда на пасхальных столах не было ни пасок, ни крашенок, ни ветчины с колбасами. Откуда же взялись наши пасхальные символы?
Официальная версия Православной церкви такая:
Когда Христос воскрес, Мария Магдалина понесла эту новость по свету. И дошла аж до императора Тиберия. По традиции каждый посетитель должен был принести своему кесарю подарок. Но Магдалина была женщиной бедной. По-этому она подарила Тиберию обычное яйцо и сообщила: "Христос воскрес". Но в ответ на это Тиберий только рассмеялся. Он сказал: "Христос не мог воскреснуть. Так же, как и это яйцо не может стать из белого красным." И тут произошло чудо. Яйцо в руках императора действительно стало багрово-красным.
Считается, что после этого случая и возникла традиция на пасху красить яйца.
Но в Библии об этом нет ни единого упоминания.
Выходит, версия встречи Магдалины с Тиберием возникла намного позже, чтобы скрыть другое, совсем не христианское происхождение пасхальных символов.
988 год. Владимир Великий официально крестит Русь, и по совету византийских монахов начинает бороться с языческими праздниками. Но христианство - чужая и непонятная для русичей религия.
Если открыто бороться с язычеством - народ взбунтуется.
По-этому Владимир выбирает другую тактику: не силой, а хитростью.
ДЕНИС ЛЕНЧЕНКО (ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЯЗЫЧЕСТВА): Был сделан такой информационный ход: стали накладывать один праздник на другой. И трансформировали определённых святых. Определённые христианские образы наложили непосредственно на языческие.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Исследователи утверждают: постепенно каждому языческому празднику дали новое, христианское значение. А христианским святым приписали привычные русичам признаки языческих богов. Так языческие верования приобрели новые значения:
Древний праздник зимнего солнцестояния "Коляда" стал рождеством Христовым.
Летнее солнцестояние "Купайло" - праздником Иоанна Крестителя, которого и до сих пор в народе называют Иваном Купалою.
Праздник Перуна - днём Ильи Пророка.
А вот христианская пасха совпала с особенным русским праздником. Невероятно, но назывался он "Велыкдень".
ДЕНИС ЛЕНЧЕНКО (ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЯЗЫЧЕСТВА): Велыкдень - это, по сути, языческий Новый год, можно так сказать. Новый год праздновали именно в день весеннего равноденствия, когда оживала природа, начинался новый цикл, новая пора.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: И именно готовясь к велыкодню наши предки язычники издавна пекли паски и разрисовывали яйца. Вот только то, что они делали с велыкодними символами аж никак не напоминало христианские обычаи.
Когда византийские монахи впервые увидели велыкодние гулянья - они объявили их страшным грехом и назвали непристойными. И сразу стали отчаянно бороться с ними.
Но что так напугало священнослужителей?
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Эта игра называется "красное яичко" или "чем отец сильнее?". Участники бьются велыкодними яйцами "крашенками". И выиграет тот, кто побьёт наибольшее количество чужих яиц, при этом не разбив своего. Опытные игроки даже имеют свои секреты, как выбрать крашенку покрепче: яйцо должно быть небольшим и сильно удлинённым, а если постукать ногтем, звук должен быть глухим.
Даже трудно поверить, что когда-то эта невинная детская игра имела совсем не детское значение.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Задолго до христианства яйцами бились на празднике плодородия, а делали это в честь богини Макоши. Её и до сих пор иногда изображают на писанках и традиционных украинских вышивках.
ДЕНИС ЛЕНЧЕНКО (ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЯЗЫЧЕСТВА): Руки кверху - это стандартное обращение к высшим силам, к небу. Очень часто у неё подняты ноги тоже кверху. Это символ рождения ребёнка.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: В 80х годах на волне национального подъёма языческую Макош переименовали на Берегиню и приписали ей все достоинства традиционной украинской женщины, забыв при этом, что Макош никогда не была доброй домашней мамой. У язычников русичей это была грозная повелительница жизни и смерти, богиня сексуальности и плодородия, разгневавши которую можно остаться без урожая и без еды.
А задобривали её весной, как раз на страстную пятницу.
Средневековые монахи с ужасом пишут об этих ритуалах: "Пока духовенство в церквях оплакивает мученическую смерть Христа, в народе происходят развратные игрища, горят ритуальные костры, а вокруг них танцуют молодые женщины. Они выкрикивают непристойности и бъют друг друга яйцами, расписанными какими-то магическими знаками. Рядом с молодыми стоят пожилые женщины и шёпотом произносят загадочные заговоры. А после ритуальных танцев эти яйца закапывают в землю, чтоб плодородила."
Cегодня мы бьёмся яйцами, даже не подозревая, что для наших предков это было очень эротическим действом. Мужчины бились крашенками, чтоб привлечь женщин. Потому что тот, чья крашенка победила, считался наилучшим и найкрепшим мужчиной. А вот женщины таким способом символично оплодотворяли друг друга, желали плодовитости, потому что яйцо у разных народов мира издавна считалось символом новой жизни и весеннего возрождения.
ЛЕСЯ НАУМОВСКАЯ (ФОЛЬКЛОРИСТ): Постукивали друг друга, чтоб, опять таки, оплодотворить друг друга, чтоб было много детей, чтоб была плодовита, как земля.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: К этим ритуалам наши предки относились очень серьёзно, потому что считали: от их исполнения зависит жизнь целой общины.
ЛЕСЯ НАУМОВСКАЯ (ФОЛЬКЛОРИСТ): В то время считалось, что если девушки друг друга стимулируют, так сказать, эротическими играми, то таким образом они передают всю энергию земли и стимулируют её плодовитость.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Если же не выполнить эти магические действия, боги обидятся, и тогда не будет урожая, не будет размножаться скот, и не будут рождаться дети. О таких случаях люди знали из опыта.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): В 1027 году в Новгороде случился страшный голод. В том году был неурожай. И в своих несчастьях люди обвинили Архиепископа. Разъярённая толпа выгнала из города всех священников, которые плохо молились об урожае. Вместо них, чтоб вернуть благосостояние, пригласили в город волхвов и выполнили все ритуалы плодородия.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Помогла ли тогда магия новгородцам, летопись молчит, но язычники свято верили в действенность этих ритуалов. С тех времён в некоторых регионах Украины и до сих пор сохранилось игривое пасхальное пожелание: "вкусной паски и длинной колбаски". За такие непристойные пожелания кое-кто из христиан и сейчас считает, что наша пасхальная еда является греховной, особенно паска и колбаса.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Паски современные хозяйки пекут в субботу и считают, что этот обычай происходит от еврейского пасхального хлеба - мацы. Сам Иисус на тайной вечере разламывал хлеб и угощал им апостолов, но библейский хлеб был пресным и плоским. А паску делают рыхлой, добавляют изюм и сверху посыпают сладкой глазурью. А потом меряются: чья выросла выше.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Невероятно, но эта традиция возникла задолго до прихода на Русь христианства. Тогда, когда наши предки поклонялись солнцу, и верили: каждую зиму Даждьбог, то есть солнце, умирает; а каждую весну рождается заново. И в честь его солнечного воскресения каждая женщина в те времена должна была выпечь собственную паску и исполнить над ней особенный родильный ритуал.
ЛЕСЯ НАУМОВСКАЯ (ФОЛЬКЛОРИСТ): Когда женщины выпекали паску, то при этом они поднимали подол, таким образом имитируя беременность. То есть этот символ солнца ставили в печь (печь - как женское лоно) и имитировали беременность, при этом поднимая подол.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: После обряда оплодотворения паска рождалась, росла в печи и становилась символом новой жизни.
АНТОН ЗАРУБА (ПРОТЕСТАНТ): Эти хлебные предметы, которые сверху имеют цилиндрическую форму, покрыты белой глазурью и посыпаны семенами - это, фактически, эрегированный мужской фаллос.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: К таким ассоциациям наши предки относились абсолютно спокойно, ведь для них главным было, чтоб родила земля и рождали женщины. Поэтому, после того как паску вынимали из печи, на её верхушке всегда рисовали крест, который задолго до христианства был символом оплодотворяющего бога. Это был Даждьбог. Бог весеннего солнца. Он отвечал за плодородие нивы и плодовитость женщин; ведал двенадцатью знаками зодиака, о которых славянам было хорошо известно. А ещё ( невероятно) был очень похожим на Иисуса Христа.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): Совпадение двух образов поражает! Воскресение Даждьбога и воскресение Иисуса; двенадцать знаков зодиака и двенадцать апостолов; и у Христа и у Даждьбога небесный престол и главный символ - крест. Потому не удивительно, что после крещения Руси эти два образа слились. Так паска стала символом христианства.
А вот ветчине и колбасе церковь долго запрещала появляться на праздничном столе.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Ритуальные яйца Макоши, солнечный хлеб Даждьбога - вот почему наша пасхальная еда вызывала ужас у средневековых монахов.
Но почему священникам не нравилась ветчина и колбаса? В отличие от паски мясные блюда наши предки ели круглый год, независимо от праздников.
Но раз в году ими угощали необычных гостей - покойников.
В XIII веке монах Данила Заточный с ужасом пересказывает страшный дьявольский ритуал; праздник, которым язычники чествовали умерших предков. Он назывался "Радуницы":
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): "В четверг перед Велыкоднем люди собирались на кладбищах. В больших корзинах они приносили еду и раскладывали её на могилах, а потом громко и протяжно звали своих умерших вернуться в мир живых, чтобы здесь попробовать вкусную еду и посетить баню."
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Считалось, что предки выходили из земли именно в четверг перед Велыкоднем и оставались между живыми аж до следующего воскресенья после Велыкдня.
ЛЕСЯ НАУМОВСКАЯ (ФОЛЬКЛОРИСТ): На протяжении всего этого времени они ходят и слышат всё, о чём говорят. Поэтому в это время нельзя их называть трупами, покойниками, только родственниками.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: К "встрече" с родственниками люди тщательно готовились: делали уборку в домах, вешали новые обереги и задобривали домовых небольшими жертвами.
Сегодня это жуткий обычай поделился на два светлых и совсем не страшных праздника:
В чистый четверг мы убираем в домах и моемся, а на могилки идём на проводное воскресенье и несём умершим родственникам кусочки пасхальной еды.
Но такое примирение произошло не сразу. С языческими ритуалами беспощадно боролись.
В XVI веке к этой борьбе присоединился сам Иван Грозный.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): В 1551 году царь Иван Грозный пишет целых два раздела претензий к церкви. Возмущается, что священники так ничего и не сделали с двоеверами - людьми, которые и до сих пор празднуют Радовицы и Макошины пятницы. Он призывает искоренить языческие ритуалы любой ценой.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Чтоб исполнить царский указ церковники придумали специальную должность: по-киевски - старосты. Старосты должны были присматривать за религиозным порядком, запрещать языческие ритуалы и даже шпионить.
Но это не помогло. Люди не хотели отказываться от вековых традиций и оставались двоеверами.
На глазах ходили в церковь, а в домах тайно продолжали исполнять языческие ритуалы.
И наконец, священники сдались. В XVIII столетии они объявили языческие символы христианскими. И даже придумали им "божественное" происхождение.
Так Даждьбожий хлеб превратился в символ Иисуса Христа, а яйца плодородия стали символом Христового воскресения.
Тогда и появилась церковная легенда про Марию Магдалину, которая на пасху подарила Тиберию яйцо. И православные так поверили в этот сюжет,что нарисовали его в храме Марии Магдалины в Иерусалиме. Центральная фреска этого храма, построенного на деньги императора, изображает Марию Магдалину с яйцом в руке.
ВЯЧЕСЛАВ ГАРМАШ (ВЕДУЩИЙ): А после того, как языческие мифы вышли из подполья, произошло что-то совсем невероятное: в народе о них придумали новые мифы.
Казаки, например, были убеждены, что когда Божья матерь оплакивала Сына, её слёзы падали в корзинку с яйцами. Таким образом и появились писанки.
А жители Карпат верят, что высоко в горах и до сих пор прикован цепями сатана. А не порваться этим цепям помогают люди, которые каждый год перед пасхой рисуют писанки.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote