Перспектива интерьера
Тема 1 -рисунок стоящего стула с близкого расстояния.
Все задания раздела "перспектива интерьера", кроме последнего, будут выполняться как конструктивный рисунок. В материалах занятия 8 из раздела "конструктивный рисунок" было упомянуто об условностях в построении изображения в перспективе: принято считать что точка зрения одна и что она зафиксирована.
Также принято считать, что луч зрения зафиксирован в горизонтальной плоскости. Но, кроме этого, он условно зафиксирован и в конкретной точке на линии горизонта. Эта точка называется главной точкой.
Через главную точку проходит главная вертикаль - линия, на которой находятся точки схода для вертикальных параллельных прямых.
Перспективные со 414e42be 82;ращения вертикалей становятся заметными тогда, когда изображаемый предмет заметно удален от уровня горизонта. Это со 414e42be 86;тветствует нашему случаю со стулом. Поскольку мы рисуем стул с близкого расстояния, перспективные со 414e42be 82;ращения вертикалей становятся еще более выраженными. Лучше всего использовать стул прямоугольной конструкции - это значительно облегчит понимание персрективных построений.
[249x199]Если с линией горизонта все ясно, то где располагается главная вертикаль? Мы назначаем ее позицию произвольно. Обычно ее строят по середине изображения. Мы ее намеренно несколько сдвинем относительно середины листа.
В перспективном построении стула у нас будет три точки схода: две точки на линии горизонта для двух семейств параллельных прямых принадлежащих горизонтальным плоскостям и одна точка схода на главной вертикали для семейства вертикальных параллельных прямых.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ
[279x259]На втором занятии мы выполним
рисунок опрокинутого стула с близкого расстояния.
Если все построения в рисунке стоящего стула укладывались в простую схему, то на этот раз эта схема не работает.
Но есть универсальное правило, вытекающее из принципа перспективы "чем дальше - тем меньше". Визуально расстояние между параллельными прямыми уменьшается по мере их удаления от зрителя. Кратчайшее расстояние до прямой это перпендикуляр к ней. Значит, мы всегда можем выяснить положение точки схода для параллельных линий предмета, если выясним, где наш луч зрения перпендикулярен к ним. Для этого мысленно продлеваем линии, образующие конструкцию предмета. В том месте где наш луч зрения перпендикулярен к параллельным линиям, расстояние между ними наибольшее, а,чем дальше от этого места, тем оно меньше.
После того как мы выяснили положение точек схода, дальше работаем, применяя визирование по направлениям (см. занятие 2 из раздела "конструктивный рисунок"). При этом следим, чтобы в каждом семействе параллельных прямых линии постепенно разворачивались веером.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
[226x300]На третьем занятии мы выполним
рисунок углового интерьера.
Словом "интерьер" обозначается внутренний вид помещения. В рисунке интерьера мы показываем и пол и потолок помещения.
Рисунок углового интерьера отличается тем что главная вертикаль расположена в углу помещения, то есть луч нашего зрения направлен в угол. Для такой позиции характерно следующее поведение параллельных линий: линии пересечения стен с полом и стен с потолком имеют две точки схода на линии горизонта. Вертикали остаются вертикальными, так как уровень горизонта находится близко к середине рисунка.
Все параллельные линии предметов мебели со 414e42be 88;иентированных относительно стен имеют те же точки схода, что и линии помещения. Построение предметов мебели лучше начинать от их следов на плоскости пола, затем достраивая высоту.
Обратите внимание на правильное положение уровня горизонта: расстояние от пола до уровня горизонта относится к высоте помещения как расстояние от пола до Ваших глаз к высоте от пола до потолка. Этот уровень можно отметить в натуре просто сев на стуле возле стены.
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
[255x344]Тема четвертого занятия -
рисунок фронтального интерьера.
В рисунке фронтального интерьера луч зрения перпендикулярен плоскости одной из стен.
Найдите реально в интерьере точку, в которой луч Вашего зрения перпендикулярен плоскости выбранной стены или главную точку. Тогда Ваш рисунок со 414e42be 74;падет с тем что Вы видите в натуре.
В случае фронтального интерьера схема перспективных построений будет предельно проста: линии ширины и высоты будут строго вертикальны и горизонтальны, без перспективных искажений.
Все параллельные линии глубины будут иметь точку схода в главной точке.
Еще раз обращаю внимание, что предметы мебели обычно со 414e42be 88;иентированы вдоль стен и именно поэтому подчинены той же схеме что и помещение.
[220x164]
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ
[293x291]На пятом занятии мы выполним
рисунок интерьера в сферической проекции.
Я уверен, что Вы уже задавались вопросом: а не должно ли существовать для параллельных линий двух точек схода? И, если существуют две точки схода, не должны ли параллельные линии изгибаться? Все эти вопросы находят разрешение в сферической схеме перспективы.
Криволинейные искажения реально существуют в видимой нами картине мира, но мы не замечаем их по двум причинам. Во-первых, эти искажения существенны лишь на переферии поля зрения, а мы используем в активном восприятии только поле ограниченное углом примерно тридцать градусов. Во-вторых, мы разглядываем объекты, то есть переводим взгляд с одного места на другое. Таким образом мы складываем общую картину из кусочков с минимальными криволинейными искажениями. Линия, на которую направлен взгляд, оказывается проходящей через главную точку, а все линии проходящие через главную точку не имеют криволинейных искажений, они всегда прямые.
Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. Например, на елочных украшениях в виде шаров. Если Вы обратили внимание, Ваши глаза всегда в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки. Реально главная точка не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. Но мы в нашем рисунке для упрощения работы и большей наглядности за основу возьмем схему фронтального интерьера.
Таким образом все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.Каждая линия не проходящая через центр, будучи продленной, является полуэллипсом.
Начнем рисунок с того что впишем в лист максимально большую окружность и через ее центр построим линию горизонта и главную вертикаль. На этих двух линиях мы можем откладывать размеры и пропорции, как на осях координат. Но и здесь будут искажения - предметы одного и того же размера будут больше к центру и меньше к краям, так как к краям поверхность заворачивает вглубь.
Обратите внимание, что самое большое расстояние от любой из искривленных линий до неискривленной, то есть проходящей через главную точку, должно быть по перпендикуляру, направленному к главной точке. Иными словами, центр дуги, в которую превращается вертикаль, удаляясь от главной вертикали, находится на линии горизонта. Соответственно, центр дуги, в которую превращается горизонталь, удаляясь от линии горизонта, находится на главной вертикали.
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ
На шестом занятии мы выполним
наброски фрагментов интерьера свободной линией.
Формат набросков - А-4, время выполнения - до 10 минут. Можно сказать, это медленные наброски.
Наброски выполняем простым карандашом средней твердости. Суть этого задания в том, чтобы со 414e42be 74;ершенно исключить какие-либо промеры и, разумеется, исправления. Мы просто перечисляем линии конструкции предмета, не заботясь о пропорциях. Это перечисление должно быть достаточно подробным, в отличие от набросков в предыдущих разделах программы, где одним из требований была лаконичность, то есть некоторая незавершенность. Задний план может проступать сквозь передний, линии могут быть кривыми и дрожащими - пусть это не беспокоит Вас. Главное - свободное скольжение линий, погружение в это скольжение. Передний план можно выделить более сильным нажимом карандаша.
|
|
|
|
.