Это цитата сообщения
ДЖУЛИЯ-ИЮЛИЯ Оригинальное сообщениеНаписание глаз в Иконописи . Хорошее и плохое написание глаз
Автор: Екатерина Шеко
Сегодня мы поговорим о том, как различить "хорошие" и "плохие" глазки иконных ликов. На мой взгляд, это не так просто, как может показаться.
1.
[700x545]
Плохо рисуют не только некоторые "иконописцы" в наши дни. Плохо рисовали очень многие и в XIX в., и в XVIII, и раньше, и даже во времена самого расцвета иконописи. Просто время отфильтровало этот балласт: хранили и берегли лучшее, а убогие неумелые иконы пошли "в утиль".
Больше всего отрицательных примеров сохранилось от недавнего времени. Недаром искусствоведы столь презрительно относятся к иконам XIX в., хотя и среди них иногда попадаются подлинные шедевры. Но в среднем иконные лики XIX в. мастерских среднего ряда выглядят примерно так:
2.
[604x678] А лики начала ХХ в. - где-то так:
3.
[588x634]
Характерно, что глаза Богоматери Владимирской очень часто имеют форму "рыбки", что очень отдаленно напоминает или восходит к знаменитой чудотворной иконе:
4.
[640x606]Царские жалованные изографы класса Симона Ушакова пробовали смягчить и "очеловечить" такую форму глаз, сделать их более округлыми, но все же острые углы как характерный признак сохранили.
5.
[700x625]
Ну а иконописцы средней руки в том же конце XVII в. срисовывали уже с мастеров Ушаковсого уровня, но своими доступными средствами:
6.
[700x636]
А дальше - еще хуже... Хотя что значит "хуже"? Вот эта икона - внизу - в очень дорогом окладе XVIII века, значит, она считалась ценной в это время, и с формальной точки зрения (уровня техники) она "сделана". То, что она ужасна по графике, - это сейчас очевидно нам, эстетствующим представителям художественного мира XX-XXI вв., а "народу", видимо, нравилось.
7.
[700x510]
А "эстетствующим личностям" в XIX в. нравилось вот такое гламурное письмо, глазки с блеском и ресницами, с перламутровым переливом нежных серебристо-розовых оттенков. Ну действительно, как сладко, - разве скажешь, что это "плохие глазки"?
8.
[700x608]
А вот версия этого "гламура XIX в." в виде деревенской иконы-"краснушки":
9.
[548x598]
И еще один, южный, вариант "живоподобия" - круглые глаза со слезником и огромными зрачками с "живым блеском":
10.
[700x562]Надо сказать, что термин "живоподобие" в наше время совершенно потерял свой изначальный смысл. Тот рисунок глаз и других деталей лица, что считался подобным живой натуре в XVII-XVIII вв., сегодня смотрится в какой-то мере даже глуповато и смешно. На самом деле, в жизни можно найти глаза (вернее, реального живого человека) с таким же рисунком линий контуров глаз, как на лучших иконах древних мастеров.
Обратите внимание: раскрытие век не симметрично, как в случае с глазами "рыбкой", а сдвинуто по диагонали. Максимум раскрытия верхнего века ближе к переносице, и не прямо над зрачком. А максимум раскрытия нижнего века - ближе к наружному углу глаза. Зрачок небольшой и почти касается линии верхнего века. Темные только линия верхнего века, зрачок и контур радужки. Слезник не выглядит таким круглым и выпуклым шариком, как на иконах XVIII в., он бликует, и поэтому практически не виден.
11.
[534x403]
Именно так писали глаза лучшие византийские иконописцы. Они хорошо разбирались в анатомии.
12.
[493x700]
Найденная "формула" линий еще довольно долгое время использовалась византийскими (и поствизантийскими) и древнерусскими иконописцами.
13.
[428x700]
Но вкусы, как известно, меняются, и постепенно любовь к симметрии вытеснила живую свободу рисунка. Контур стал исполняться формально, живописность и свобода уступили место сухим "правилам":
14.
[700x666]
15.
[700x664]
16.
[677x700]
17.
[613x700]
Однако настоящий художник умудрялся и в рамках "правил Канона" вдохнуть в рисунок "дыхание жизни". Надо сказать, что порой, хотя и нечасто, это бывает даже в иконах нашего времени...
18.
[646x700]
19.
[588x553]
Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Использована информация из renardetraisin.livejournal.com
Фото: Екатерина Шеко
ИСТОЧНИК