• Авторизация


Как сказки влияют на детей и взрослых 17-03-2012 16:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]


Более глубокий смысл заложен в сказках моего детства, чем в истине, которой учит жизнь.

Шиллер


Сказки – непременный атрибут детства любого человека, любой нации и исторической эпохи (также как и мифы, легенды, сказания…). Сказки читают детям, но сочиняются чаще взрослыми. Мало того, они необходимы и тем, и другим. Сказки более загадочны, содержательны и реальны для нас, чем мы можем себе это представить.


Влияние сказок на развитие детей и на нашу жизнь


Важность сказки всё-таки не совсем нами осознаваема, особенно после мнимого «перешагивания» за порог детства.  Психологи, философы, фольклористы и другие специалисты привозят несколько фактов о влиянии сказки на нашу жизнь: 

  • психологи часто утверждают, что узнав любимую сказку человека, можно увидеть явное подтверждение его жизненной реальности, то есть это своеобразный сценарий жизни, близкий и полюбившийся в детстве, а воплотившийся уже в дальнейшей жизни (особенно это касается построения семейной жизни);
  • специалисты считают, что основы всех сказок мира не устаревают с течением времени, мало того, они имеют явные сходства (к примеру, в китайском манускрипте трехтысячелетней давности обнаружено упоминание о «золушке и её завидующих сестрах»), а ведь это только подтверждает, что при создании сказок символически закладываются общие психологические проблемы людей, отношений и архетипы;
  • в сказках, по юнгианской теории, заложено коллективное бессознательное;
  • с помощью мифов и сказок древние люди объясняли «законы» жизни;
  • отдельные ученые утверждают, что именно сказки приучают нас верить в «судьбу»;
  • иногда складывается впечатление, что практически все сказки заканчиваются на свадьбе главных героев, а семейная жизнь в них не раскрыта, тогда стоит вспомнить [271x300]хотя бы сказку «О золотой рыбке», о супружеской жизни после «тридцати и трёх лет» брака (вспомните эту сказку о бытовых ссорах в семье с «типовыми» фразами: «Пуще прежнего старуха вздурилась» и «Дурачина ты, простофиля»);
  • психологи рекомендуют не отказываться от страшных или печальных сказок для ребёнка, считая, что они инсценируют страхи бессознательные, а значит, это хороший способ для малыша осознавать и преодолевать их. Также сказки позволяют смириться с несовершенством реального мира (а вот сказки с «лёгким» сюжетом, могут научить деток прятать свои тревожные чувства);
  • взаимодействие ребёнка и взрослого со сказкой, восприятие её, по мнению ученых, имеет различия: ребенку не свойственна еще необходимость выстраивать причинно-следственные связи, и алогичность, относительная простота сказок абсолютно соответствует его внутреннему миру, доступна особенностям возраста;
  • сказка для малыша может служить источником инициативности, нравственности, смысла деятельности человека, развития творческого начала;
  • сказки постепенно помогают ребёнку разделить внутренний субъективный мир и реальный объективный;
  • по мнению детских психологов, эмоциональная сфера детей может быть в определенной степени упорядочена, структурирована с помощью сказок;
  • есть мнение, что полоролевая идентификация ребёнка также происходит частично через сказки;
  • сказки в детском развитии наделяют общими функциями структурирования, организации, упорядочивания опыта детей, их мышления, воображения, памяти, восприятия, как бы помогая весь опыт разложить «по полочкам», и представляют собой некую инструкцию по «взрослой» жизни;
  • существуют споры специалистов: полезны ли для ребёнка не только народные, но и авторские сказки, встречаются мнения о ненадобности предоставления сказок ребёнку тех авторов, которые не были в близком контакте с детьми или с народными носителями;
  • психологи не советуют всё-таки самим сочинять сказки для детей, ведь заложенные в них символы будут слишком субъективны (включая проблемные установки), а привычная доверчивость ребёнка к сказочным поучениям, скорее всего, позволит это впитать;
  • обсуждение сказок с ребёнком после прочтения, просмотра или прослушивания может стать основой модели доверительных отношений, откровенных разговоров между родителями и малышом, при этом говорить больше должен ребёнок. Не стоит слишком по-взрослому раскрывать символы, заложенные в сказках, лучше останавливаться на идеях и смыслах сказки о дружбе, взаимопомощи и т.п.;
  • если ребёнок долго увлекается сказками, не стоит беспокоиться и «возвращать» его к реальности; постепенно к этому приведут жизненные ситуации.


Сказкотерапия


Особое направление в психотерапии - сказкотерапию - можно одновременно считать и древней терапией (её использовали люди с давних времён, конечно, не выделяя её как метод лечения), и терапией современной, развивающейся. В основных задачах её лежит развитие личности, коррекция поведения, образование и воспитание.


Лёгкость «сказочного» материала и самого подхода позволяет использовать лечение сказкой в психотерапевтических целях с детьми. А его символизм и «безопасность» формы помогает взрослым с глубинными проблемами и способствует активизации внутренних ресурсов. Сказкотерапия предоставляет возможность ближе подобраться к детскому сознанию и к сознанию взрослого в сильном стрессовом состоянии.

[300x300]
Сказкотерапия использует особо подобранные сказки - терапевтические. Они должны заключать в себе переживания, проблемы, свойственные обратившемуся человеку. Важно, чтобы эти сказки были целостными, позволяли бы человеку идентифицировать себя с главным героем, преодолевать трудности вместе с ним, а, следовательно, самому становиться сильнее и больше разбираться в своей реальной ситуации. Сказки позволяют делать это в более безопасной для психики человека форме.


Сказкотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Чаще групповой подход используют с детками. Чтение, обсуждение сказок, проигрывание эпизодов и рисунки по ним – вот основные виды деятельности в момент групповой терапии.


Для взрослого человека сказкотерапия - это своеобразный стимул и способ позволить проявиться своему внутреннему ребёнку и разрешить себе быть свободным, более открытым к жизни. Это также помогает обнаружить внутренне скрытые проблемные вопросы. Этот метод способствует обретению возможности более широко рассматривать ситуацию и свои возможности выхода из неё.


К тому же сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное психическое напряжение. Сказки часто помогают человеку создать гармоничный фон для жизни.


Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и психодрамы.


Развитие этого очень особенно направления психотерапии в современной психологии влечёт за собой проведение специализированных семинаров, тренингов и даже международных сказкотерапевтических фестивалей.

Сказки – мир не до конца нами познанный, но тем ещё более ценный. Позвольте себе быть его гостем и пошире откройте дверь в него своему малышу, став его проводником. Сказочной вам реальности!

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как сказки влияют на детей и взрослых | milaslava - Дневник milaslava | Лента друзей milaslava / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»