• Авторизация


Планирование будущего бизнеса в ситуации неопределенности 23-04-2013 14:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 23.04.2013

"Будущего нет, мы сами его творим"

Л.Н. Толстой

В статье рассмотрена технология принятия решений в ситуации неопределенности. Эта технология может быть использована руководителями и собственниками бизнеса для стратегического и тактического планирования деятельности компаний и подразделений. Цель технологии – сформировать системное видение происходящего и найти простые и эффективные решения в построении перспектив развития бизнеса. 

Результативность работы компании определяется в первую очередь тем, насколько полно и глубоко собственники и менеджеры понимают суть сложившейся ситуации. Современная ситуация меняется очень быстро, уровень неопределенности возрастает, планировать действия на длительный срок становится все сложнее, старые схемы ведения бизнеса перестают работать. Конкурентная борьба обостряется, каждый стремится получить преимущество, нередки случаи недобросовестной конкуренции. Покупатели, с одной стороны, становятся всё более требовательными, и, с другой стороны, сложная экономическая ситуация оказывает негативное влияние на их покупательную способность. Четкой же и ясной информацией о происходящем мы не располагаем. Возникает вопрос: “Как в такой ситуации спланировать свое будущее и будущее своего бизнеса?”

Как правило, мы уже обладаем достаточной информацией для того, чтобы понять суть происходящих перемен. Неопределенность возникает из-за того, что мы не можем собрать имеющуюся информацию в целостную картину и оценить свои перспективы.

Мы предлагаем ряд шагов, которые помогут лучше осознать, в какой ситуации мы находимся сейчас, каковы  тенденции развития событий, и какое будущее является для нас желаемым в сложившихся условиях. Опишем последовательно эти шаги.

Шаг 1. Анализ ситуации. “Настоящее”.

На первом шаге нам необходимо системно организовать уже имеющуюся информацию и оценить сложившуюся ситуацию в целом, выявить ее риски и возможности. Для этого мы строим схему настоящего, на которой мы отображаем позиции значимых для нас игроков на рынке, их связи и отношения.

Схема позволяет управляющему:

  • Мысленно выйти из ситуации, эмоционально отстраниться от нее, и начать обсуждать происходящее из позиции внешнего наблюдателя.
  • Зафиксировать свою мысль и более детально продумать каждый элемент ситуации.
  • Расширить своё видение за счёт анализа происходящего из позиций других участников рыночных отношений.

Шаг 2. Прогнозирование. “Естественное будущее”.

После того, как получено целостное видение происходящего, мы задаем себе вопросы:

  • Что произойдет, если оставить все как есть и позволить  ситуации меняться естественным путем?
  • Что произойдет неизбежно, даже если что-то предпринимать?

Отвечая на эти вопросы, мы строим схему “естественного” будущего.

Шаг 3. Построение картины “Желаемого будущего”.

Далее фиксируем, что конкретно нас не устраивает в прогнозируемом будущем, и формируем схему желаемого будущего.

Шаг 4. Планирование стратегии достижения желаемого будущего

Имея четыре описания (“Настоящее”, “Естественное будущее”, “Неизбежное будущее”, “Желаемое будущее”), начинаем разработку стратегии достижения желаемого будущего:

  • Что мы должны предпринять?
  • На что нужно обратить особое внимание?
  • С кем и какие построить отношения?
  • Какие ресурсы есть в наличии, а какие необходимо привлечь?
  • Какие промежуточные результаты будут свидетельствовать о том, что мы движемся в правильном направлении?

Итак, мы описали несколько шагов, которые позволяют лучше организовать свою мысль, упорядочить имеющуюся информацию и взвешенно и спокойно продумать свою ситуацию и перспективы. Основной механизм технологии - это техника схематизации, принятая в системо-мыследеятельностном (СМД) подходе. Суть техники схематизации состоит в том, чтобы изобразить объекты ситуации, прорисовать связи и отношения между ними и получить системное видение происходящего.

Схемы служат для управляющего своеобразными картами для принятия тактических и стратегических решений, подобно картам командира военного подразделения. Только схема отображает не плацдарм военных действий, а невидимую систему отношений и связей игроков в пространстве рынка. Работа на схемах позволяет систематизировать мысль, что создает возможность для принятия более точных и результативных решений в ситуации неопределенности.


Роман Бабич («СМД Бизнес-консалтинг», Днепропетровск)

Статьи партнеров

Гостиница Холидей Инн Лесная в Москве - все удобства для проживающих

Наружная реклама — двигатель торговли

Принтер Canon Pixma - выгодное приобретение для дома и офиса

Покупка новостроек в Лондоне с целью последующей перепродажи - выгодное вложение капитала

Строим дом из газобетона

Доставка питьевой воды

Предприятия Украины - "трещат по швам".

Проблемы права в корпоративных спорах. Часть первая

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Планирование будущего бизнеса в ситуации неопределенности | OlgaNeposeda - Рабочая библиотека Ольги | Лента друзей OlgaNeposeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»