• Авторизация


ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВЫЙ КОРОЛЬ! ПРОЦЕДУРА СМЕНЫ ДИРЕКТОРА НА ПРЕДПРИЯТИИ 23-05-2012 14:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


altВ консультации мы расскажем о порядке увольнения директора предприятия и назначения нового, о действиях и документах, сопровождающих эту процедуру. Наша информация полезна как действующим директорам, так и потенциальным, а также юристам субъектов хозяйствования. Не лишним будет ознакомиться с ней и бухгалтерам. Поговорим о переходе власти на примере частного предприятия (далее — ЧП) и общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) как двух наиболее распространенных форм хозяйствующих юрлиц

 

 

• ШАГ 1

Инициатива\

Причин увольнения директора, конечно, МОЖНО назвать множество, достаточно обратиться к КЗоТу. К обычным "по собственному желанию" (п. 4 ч. 1 ст. 36, ст. ст. 38 или 39 указанного Кодекса) или "по соглашению сторон" (п. 1 ч. 1 ст. 36) добавляется ряд других вариантов — вплоть до специфического "виновные действия руководителя, вследствие чего заработная плата выплачивалась несвоевременно" (п. I1 ч. 1 ст. 41). Более того, согласно ч. 6 ст. 65 ХКХп. 8 ч. 1 ст. 36 КЗоТа руководителя предприятия можно уволить с должности досрочно на основаниях, предусмотренных договором (контрактом) в соответствии с законом. 

Предположим, все в порядке, но просто есть заявление руководителя об увольнении. КЗоТ гласит, что его подают собственнику или уполномоченному им лицу. Впрочем, директор и является этим уполномоченным. Поэтому возникает вопрос: кому он адресует свое заявление? Законодательство не дает четкого ответа. На практике, как правило, руководители адресуют свои заявления либо субъекту хозяйствования, либо собранию участников последнего. Ни те, ни другие нельзя считать ошибкой, ведь для процесса главное — зафиксировать волю заявителя, а именно — когда и почему он в последний раз переступит порог предприятия.
Если же нашла коса на камень и с руководителем приходится проститься из-за его проступка (в т. ч. на закрепленных в заключенном с ним контракте основаниях),™ необходимо документальное обоснование. В зависимости от ситуации, это может быть приговор суда по уголовному делу, жалобы трудового коллектива, представление ревизионной комиссии предприятия.
 
• ШАГ 2
 
Решение собственников

Заявление руководителя об увольнении или же другое документальное основание для этого процесса рассматривает общее собрание участников (далее — ОСУ) предприятия. В случае с ООО это следует из норм п. 3 ч. 4 ст. 145 ГКХ ст. ст. 59, 60 Закона о хозобществах, согласно которым вопрос создания и отзыва исполнительного органа общества относится к исключительной компетенции вышестоящего органа управления общества, то есть ОСУ Для ЧП такой вывод — из общих положений ГКУ относительно управления юрлицом.

И вот здесь бочку меда и способна испортить ложка дегтя: учредители предприятия могут проигнорировать желание директора. Они, скажем, откажут в удовлетворении заявления или просто не соберут ОСУ Что же делать? Тогда руководителю придется проявить выдержку, подождать две недели, а затем просто издать приказ о своем увольнении. Ведь рабство у нас законодательно не предусмотрено, как и право собственника отказывать директору в увольнении по собственному желанию.
Если же замечаний от собственников предприятия касательно увольнения директора нет, то собрание дает на это "добро". Разумеется, хорошо, когда есть кандидатура следующего руководителя. При таких обстоятельствах можно на том же заседании и назначить его.
Эти вердикты ОСУ оформляют протоколом. Вот как может выглядеть его резолютивная часть:

Обратите внимание: один из экземпляров этого протокола следует заверить нотариально. Почему — скажем позже.

• ШАГ 3

Приказ об увольнении
 
Приказ об увольнении
Когда решение ОСУ уже есть, директор может издавать приказ об увольнении. В нем основаниями указывают реквизиты протокола собрания, заявление самого директора, при необходимости — пункт контракта с последним и ссылаются на соответствующую статью из КЗоТа. Подписывает, конечно же, сам герой приказа, ведь он еще действующий рулевой фирмы.
Из-за совпадения подписанта и фигуранта приказа возникают вопросы о формулировке. Как правило, на практике пишут: "Уволить Ивченко Михаила Сергеевича с должности директора ООО "Гваделупа" 17мая 2010 г. по собственному желанию (п. 4 ч.1 ст. 36, ст. 38 Кодекса законов о труде Украины) согласно поданному заявлению от 12 мая 2010 г. и на основании протокола № 7 общего собрания участников общества от 12 мая 2010 г." или же "Освобождаю должность директора ООО "Гваделупа" 17мая 2010 г. по собственному желанию..."

• ШАГ 4
 
Увольнение

 

Поскольку по трудовым правам директор — такой же работник, как и все остальные, то по ч. 1 ст. 47 КЗоТа в день увольнения ему должны выдать надлежащим образом оформленную трудовую книжку и произвести расчет в сроки, указанные в ст. 116 этого же Кодекса.
Не забывайте, что исходя из пп. 2.25 Инструкции № 58 записи о причинах увольнения в трудовой книжке должны делаться абсолютно точно с формулировкой законодательства со ссылкой на соответствующую статью, пункт КЗоТа. При этом как основание в нашем случае указывать надо именно приказ об увольнении, а не протокол ОСУ
Согласно ст. 116 того же Кодекса при увольнении работника выплата всех причитающихся ему от предприятия (учреждения, организации)2 сумм, проводится в день увольнения. Если он в этот день не работал, то такие суммы выплачивают не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

• ШАГ 5

Помазание на царство
 
Итак, "старому" руководителю сказали "ариведерчи", отдали трудовую и честно заработанные деньги. Пора новому руководителю становиться к штурвалу. Для этого в первый рабочий день он издает приказ. Обычно его формулируют так: "Занимаю должность (вступаю на должность) директора ООО "Гваделупа" с 17мая 2010 г. с окладом согласно штатному расписанию.
Основание: протокол № 7 общего собрания участников общества от 12 мая 2010 г. и заявление от 12 мая 2010 г."
Часть 4 ст. 65 ХКУ требует, чтобы с руководителем предприятия при найме заключали договор (контракт). В последнем определяют срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения и увольнения с должности, прочие условия найма по согласованию сторон. Обычно от имени предприятия контракт подписывает один из учредителей (его представитель), уполномоченный на это ОСУ.
 
На заметку

Установленного образца контракта с директором ООО или ЧП нет. Можно воспользоваться типовыми формами, разработанными для руководителей госпредприятий, или воспользоваться образцом, приведенным в специальной литературе или сети Интернет.

Законодательно не урегулирован и вопрос: как быть, когда у фирмы один учредитель, который, собственно, и становится руководителем. Думаем, здесь подписание такого контракта невозможно. А относительно вышеперечисленных (срок, права, обязанности, основания увольнения и т. п.) лучше или промолчать, или указать их в протоколе OCX где речь идет о назначении директора. Аргументы следующие: по ч. 3 ст. 24 КЗоТа заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника (уполномоченного им органа) о приеме сотрудника на работу. То есть ключевыми станут решения собственника предприятия и приказ о назначении директора. А подписание одним лицом трудового контракта от имени двух сторон — просто нелогично. Значит, придется обойтись без этого документа.
В конце концов на сегодня не установлена ответственность за незаключение контракта как отдельного документа с директором ООО или ЧП, таким образом, ни один контролирующий орган не сможет относительно этого предъявить претензии.
В завершение "внутреннего" этапа назначения нового директора производят соответствующую запись в его трудовой книжке.
 
• ШАГ 6

Визит к госрегистратору
 
Общеизвестно: в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР) непременно должны содержаться определенные сведения о субъекте хозяйствования. Среди них ФИО, дата избрания (назначения) и идентификационные номера физ-лиц, которые избираются (назначаются) в орган управления юрлица, уполномоченных представлять юрлицо в правоотношениях с третьими лицами, либо лиц, имеющих право совершать действия от имени юрлица без доверенности, в том числе подписывать договоры (абз. 11 ч. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации). Проще — все о том же директоре, герое нашего эпоса.
Соответственно, при изменении руководства не следует игнорировать обновление записи в ЕГР относительно своего предприятия. Для этого открываем ч. 2 ст. 19 того же Закона и узнаем, что именно для этого необходимо. А надо предоставить (направить заказным письмом с описью вложения) госрегистратору:
— заполненную регистрационную карточку (ф. № 4, утвержденная приказом № 54);
— экземпляр оригинала или нотариально удостоверенную копию решения уполномоченного органа управления юрлица об изменении указанных лиц и/или заверенную в установленном порядке копию распорядительного документа об их назначении.
Если с карточкой все ясно, то документом-подтверждением замены директора станет протокол ОСУ (так считает и Госкомпредпринимательства, см. письмо от 11.08.08 г. № 6841). Вот потому мы и говорили выше, что один из его экземпляров нужно заверить нотариально.
Интересно: Госкомпредпринимательства полагает, что данную регистрационную карточку должен подписывать и подавать бывший руководитель (уполномоченное им лицо) до назначения своего приемника или уже назначенный на эту должность новый руководитель (см. письмо от 13.11.09 г. № 14024). Однако, наверное, логичней второй вариант, ведь только после приказа о назначении можно утверждать, что новый директор — полноценный руководитель, а при первом варианте не исключено, что преемник может еще и отказаться от власти.
Важно!

Помните, что подаваемые госрегистратору названные документы должны излагаться на украинском языке, а регистрационная карточка заполняется машинописью или от руки печатными буквами. А если документы направляют заказным письмом, то подлинность подписи заявителя на регистрационной карточке удостоверяют нотариально (ч. 1—2 ст. 8, абз. 3 ч. 6 ст. 19 Закона о госрегистрации).
 
Таким образом, главная роль в этом акте спектакля — у госрегистратора. Сначала в день поступления документов он выдает (направляет заказным письмом с описью вложения) заявителю копию описи, полученной с отметкой о дате поступления. Затем рассматривает документы в следующих ракурсах:
— предоставлены ли они по месту госрегистрации юрлица;
— соответствуют ли требованиям к оформлению;
— предоставлены ли в полном объеме;
— поданы ли уполномоченным лицом.
Если все благополучно, то госрегистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов произвести запись о внесении изменений в ЕГР (ч. 9 ст. 19 Закона о госрегистрации). В тот же день он должен предоставить соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда и фондов соцстрахования информацию из регистрационной карточки.
 
• ШАГ 7
 
Информирование налоговой и других контролирующих органов

 

Разумеется, фискалы уже будут в курсе замены вашего директора — ведь об этом их оповестит госрегистратор. Но не все так просто.
Во-первых

О руководителе говорится в справке ф. № 4-ОПП, а следовательно, надо позаботиться о ее замене. Для этого нужно подать в свою налоговую инспекцию обращение с указанием причины замены и приложенной к нему старой справки (п. 7.6 Порядка № 80). ГНИ рассмотрит такое заявление в течение 2 рабочих дней (фактически — сверится с ЕГР), а затем выдаст новую справку.

Во-вторых
Согласно п. 7.9 того же Порядка орган государственной налоговой службы вносит или изменяет сведения о руководителе в Едином банке данных юридических лиц на основании регистрационного заявления налогоплательщика (ф. № 1-ОПП) с отметкой "Изменения" или данных о новом руководителе, указываемых в налоговых декларациях, расчетах, отчетах (если такой информации достаточно для однозначной идентификации ответственных лиц налогоплательщика). Не исключено, что на практике налоговики могут попросить предоставить копию паспорта и справки об идентификационном номере нового директора (когда-то это непосредственно требовал Порядок № 80, так что фискалы по инерции поинтересуются).

На заметку
Примите во внимание: законодательно срок для визита в ГНИ не установлен, хотя в профессиональной периодике и звучало пожелание сделать это в течение 20 дней (он установлен для юрлиц со специфической регистрацией и не фиксирующихся в ЕГР).

Что касается свидетельства плательщика НДС, то его обновлять не надо, поскольку в нем не указывается директор (п. 21 Положения № 79).
Если ваше предприятие — субъект ВЭД, то не забудьте проинформировать таможенников о новом руководителе. Для этого следует предоставить два экземпляра Учетной карточки субъекта внешнеэкономической деятельности и заверенную копию протокола ОСУ о назначении нового директора (п. 2.1 Порядка № 237).

Относительно Пенсионного фонда и других фондов соцстрахования, то уведомлять их о новом директоре законодательство от предприятия не требует. Это забота госрегистратора (Порядок № 121).

• ШАГ 8

Получение новой справки из ЕГРПОУ

 

Статистика, как писали Ильф и Петров, знает все. А о вашем новом директоре она узнает из сообщения госрегистратора (Порядок № 121). Но придется самостоятельно ходатайствовать о выдаче новой справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций. В этом документе, как известно, указывают фамилию действующего руководителя предприятия. Новую справку выдадут спустя 5 дней после обращения (п. 16 Положения № 118). На практике органы статистики просят дополнительно предоставить копию решения ОСУ или приказа об изменении директора.

• ШАГ 9

Обновление банковской карточки

 

В соответствии с п. 18.13 Инструкции № 492 новый директор должен позаботиться, чтобы о нем стало известно обслуживающему банку, дабы тот спокойно принимал платежные документы с неизвестной ранее подписью. Для этого он должен лично предоставить новую надлежащим образом заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия, предъявить свои паспорт (заменяющий его документ) и справку о присвоении идентификационного номера налогоплательщика, а также подтверждающие его полномочия документы (все те же протокол ОСУ и приказ о назначении).

• ШАГ 10

Приятные мелочи

 

Что ж, осталось немного — заказать визитки для нового директора и поменять табличку на дверях его кабинета. Предприятие еще может в рамках правил хорошего тона направить своим постоянным контрагентам письма с уведомлением об изменении руководства. Мы же просто пожелаеь вам семь футов под килем.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВЫЙ КОРОЛЬ! ПРОЦЕДУРА СМЕНЫ ДИРЕКТОРА НА ПРЕДПРИЯТИИ | OlgaNeposeda - Рабочая библиотека Ольги | Лента друзей OlgaNeposeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»