Следует сказать, что обязанность по предоставлению формы № 20-ОПП сформулирована весьма неоднозначно. Можно даже говорить о том, что в данном случае при возникновении спора с налоговыми органами есть все основания для обращения к п.п. 4.1.1 НКУ, декларирующему презумпцию правомерности решений налогоплательщика, в том числе если норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков либо контролирующих органов.
Дело все в том, что Порядок № 979 необходимость заполнения формы № 20-ОПП связывает с наличием «объектов налогообложения, объектов, связанных с налогообложением, либо объектов, через которые осуществляется деятельность», подразумевая под ними «имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующим разделам НКУ» (абзац третий п. 63.3 НКУ, п. 8.3 Порядка № 979).
Замысел понятен и объясняется он целями налогового контроля. Но даже если оставить в стороне вопрос о целесообразности введения обязанности по подобному информированию и соразмерности тех усилий, которые должны приложить налогоплательщики для обеспечения налоговых органов всегда актуальной информацией о состоянии находящихся у них объектов налогообложения, с получаемым в связи с этим эффектом (впору вспомнить о судьбе декларации по НДФЛ и о том, как «социальное напряжение, дополнительная нагрузка на налогоплательщиков и затраты времени» заставили таки от нее отказаться), возникает куда более обыденный вопрос:
возникновение, изменение и прекращение существования каких именно объектов влечет за собой необходимость предоставления формы № 20-ОПП? Ведь если читать абзац третий п. 63.3 НКУ и п. 8.3 Порядка № 979 буквально, то составлять данное уведомление необходимо при списании каждой перегоревшей люминесцентной лампочки (возникает ведь, в понимании налоговиков, объект обложения эконалогом).
По нашему мнению, исходить следует из куда более узкого понимания рассматриваемой обязанности. Сама ГНСУ связывает необходимость такой подачи
с фактом «регистрации, создания либо открытия соответствующего объекта», устанавливая срок в 10 рабочих дней, отсчитываемый от одного из перечисленных моментов, для предоставления уведомления по форме № 20-ОПП. Иначе говоря, этот факт должен иметь обязательную четкую фиксацию во времени и именно им изначально должна быть обусловлена необходимость постановки на учет по неосновному месту учета (если объект находится вне основного местонахождения субъекта хозяйствования). И даже прослеживается терминологическая связь между п. 8.4 Порядка № 979, предусматривающего обязанность предоставления уведомления по форме № 20-ОПП, и п. 7.2 Порядка № 979, указывающего на необходимость постановки на учет по неосновному месту в случае:
-
создания обособленного подразделения;
-
регистрации движимого либо недвижимого имущества;
-
открытия объекта либо подразделения, через которые осуществляется деятельность либо которые подлежат налогообложению или связаны с налогообложением.
Иначе говоря, предоставление формы № 20-ОПП должно быть непосредственно связано с теми объектами,
в отношении которых возникает обязанность становиться на учет.
Подавать сведения о любых объектах, находящихся на тех или иных правовых основаниях (право собственности, аренда и прочее) у налогоплательщика, необходимости нет.
Второй ограничитель круга тех объектов, в связи с которыми возникает обязанность предоставления формы № 20-ОПП, -
рекомендуемый ГНСУ справочник типов объектов налогообложения, о котором не упоминает НКУ, но на который есть ссылка в самой форме № 20-ОПП. Ознакомиться с ним можно на сайте ГНСУ (
www.sta.gov.ua.) в рубрике: «Ексклюзив від департаментів // Департамент інформатизації та обліку платників податків/ Типи об’єктів оподаткування; Консультаційний центр // Навігатор платника податків/ Типи об’єктів оподаткування» либо на информационном стенде в своем налоговом органе. На сегодня он состоит из 681 позиции и в него, к примеру, входят такие объекты: пункт обмена валют, автомобиль, киоск, лоток, АЗС, архив, база оптовая, бар, буфет, бухгалтерия, цех, отдел, гостиница, земельный участок, выносная и выездная торговля, гараж, карьер, торговое место, магазин, оптовый склад, офис, пункт услуг, склад и т.д. Должны признать, перечень сам по себе также вызывает вопросы, критерии его построения и логика изложения для нас остались загадкой. Однако на данный момент налогоплательщикам это скорее наруку, поскольку они могут указывать на данный перечень как на исчерпывающий и говорить о том, что обязанность по предоставлению уведомления по форме № 20-ОПП возникает лишь в случаях, касающихся вошедших в перечень объектов.
И третье ограничение –
нет необходимости подавать форму № 20-ОПП в отношении тех сведений, для предоставления которых установлен специальный порядок. Скажем, уведомлять об изменении местонахождения офиса, если такое изменение сопровождается изменением места учета налогоплательщика, по форме № 20-ОПП не нужно, поскольку эту информацию налоговый орган и так получит. Не возникнет необходимость предоставления формы № 20-ОПП и при изменении системы налогообложения, внесении изменений в осуществляемые виды деятельности и т.д.