• Авторизация


5 шагов за горизонт 12-12-2011 13:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Судьба абитуриента не предопределена. Выбрав правильную стратегию, он может изменить ее. Поступить можно куда угодно, надо лишь сознательно работать над своим будущим.

Думать о будущем страшно каждому, а старшекласснику — вдвойне. Исследования показывают, что тревога о том, что может случиться, — наше естественное состояние. Человек, который толком не представляет, что с ним произойдет, ждет плохих новостей. Если же ты старшеклассник, то эту тревогу еще и нагоняют искусственно. Учителя пытаются мотивировать на подготовку к ВНО, запугивая провалом. Домашние «тюкают»: «Не поступишь в хороший вуз — будешь всю жизнь клеить коробки. Подумай серьезно — сейчас решается твоя судьба».

Способов избавиться от этого прессинга, не навредив самому себе, только два. Первый сценарий — перестать думать о своем будущем вообще. Баллы ВНО, как говорят учителя и родители, — это персональная проба абитуриента. Если она будет высокой, то и будущее окажется хорошим. Поэтому надо работать на свою «пробу», а выбор судьбы отложить на потом. В конце концов, будущее — это всего лишь продолжение настоящего посредством волевого усилия.

Второй сценарий — попытаться определить собственную судьбу самому. Не настоящее влияет на будущее, а будущее определяет настоящее посредством волевого усилия. Работая над собой сегодня, можно улучшить собственное «завтра». Визуализируя собственное будущее, можно улучшить свое настоящее. Конечно, финансовый кризис в одиночку не предотвратить, но можно, например, работая над будущим, приблизить встречу с людьми, которые помогут устроиться в жизни так, чтобы тебе не были страшны никакие кризисы. Чтобы пройти второй путь, старшекласснику недостаточно воли и желания — нужна стратегия работы над своим будущим. У нас есть готовая.

1. Ответь на вопрос: «Почему я хочу поступить в вуз?»

А действительно, зачем нужно поступать именно в высшее учебное заведение? Ответ «потому что без него не найдешь хорошую работу» не засчитывается. Высшее образование как таковое не дает преимущества на рынке труда. Люди с дипломами о высшем образовании у нас работают на позициях оператора call-центра, продавца или бармена. С другой стороны, наплыв студентов подрывает качество образования. Вузы не могут хорошо обучить всех желающих.

Человеку, которому нужны практические навыки, слепо идти в вуз не обязательно. Попробуйте ответить на ряд вопросов. И в ответах не должно быть третьих лиц — «потому что этого хотят предки». Итак, чем вы вообще хотите заниматься в жизни? Именно заниматься, то есть ответы без глаголов не засчитываются. Чему учиться? Что хотите испытать? Каких целей достичь? Это точно невозможно сделать без высшего образования? Если да, тогда едем дальше.

2. Визуализируй свою будущую учебу

Визуализация, или мысленное представление — мощнейший инструмент мобилизации ресурсов человека. Наш мозг не отличает воображаемых событий от реальных. Думая о еде, мы активируем работу системы пищеварения, думая о результате — заставляем наш организм искать ресурсы для его достижения. Освоив технику визуализации, можно действительно формировать некоторые события завтрашнего дня. Попробуйте мысленно представить свою студенческую жизнь. Опишите все свои фантазии: как будет проходить ваш день? Как вы будете готовиться к занятиям? Как пройдет первая сессия? С какими друзьями и как вы будете веселиться?

Не получается ничего представить? Значит, нарушено одно из трех правил визуализации. Во-первых, визуализировать нужно только то, чего действительно хочешь достичь. Образ, который характеризуется фразой «было бы неплохо», не зажжет огонь внутри вас. Можно перехитрить свой мозг один раз, но в процессе подготовительного периода обман обязательно вскроется.

Чувствуйте то, что визуализируете. Нужно глубоко сосредоточиться на конечном результате и представить себе эмоции, которые вы испытаете, когда попадете в желаемую для себя ситуацию. Чтобы ваш мозг стал вашим компасом, эмоции и чувства должны быть не только детализированы, но и приятны — так учит позитивная психология. Визуализируйте свое будущее регулярно. Лучше всего — каждый день минимум два раза по пять минут. С повторениями растет эффективность визуализации — достижение цели становится доминирующей мыслью в сознании. Кроме того, пятиминутное ощущение радости послужит источником хорошего настроения на весь день.

3. Отдели главное в подготовке от второстепенного

Планируя свою нагрузку в ходе подготовки к ВНО, нужно понимать, зачем вы тратите время на то или иное действие, и уметь брать на себя ответственность за последствия своих решений. Зная прошлогодний проходной балл в интересующем вас вузе, можно спрогнозировать, сколько баллов понадобится выбить по каждому предмету для поступления в нужный вам вуз. Чтобы достичь высокого результата, разумно разработать два плана подготовки по конкретным дисциплинам. Поскольку объять необъятное невозможно, сосредоточьте максимум усилий на тех предметах, по которым предстоит сдавать ВНО.

Минимальная цель для всех остальных — не запускать. Будьте ответственными школьниками и приличными людьми. Не имеет смысла халтурить. На халтурную работу уходит время и энергия, но никакой пользы вы не получаете. Разграничивая время между двумя планами, тратьте на работу, имеющую низкий приоритет, определенное время, а все остальное отводите для важных дел. Этот метод называется time-boxing*, и он поможет вам не только в процессе поступления.

4. Осмысленно работай над пробелами

Мы обычно ассоциируем личный прогресс с чувством легкости — достигая успеха, ощущаем, что нам все по плечу. При этом мы помним, что легкость не возникает из ниоткуда, она — результат рутинной работы, которая порой неприятна. И так в любом деле — чтобы чего-то достичь, нужно сначала отработать навыки. Американский писатель Джеффри Колвин считает, что в этом есть своя логика. Пелена тренировочной рутины и отделяет успешных людей от неуспешных. В любом деле есть определенный «болевой порог», не преодолев который, невозможно добиться результата. Естественно, существует он и в работе над будущим. Путь решения проблемы, как считает Джеффри Колвин, состоит в том, чтобы превратить свою подготовку в так называемую осмысленную практику. То есть нужно готовиться, постоянно думая о том, что вы делаете это не просто так, а для того, чтобы сделать свою будущую жизнь лучше.

Если вы чего-то не понимаете, само оно «не рассосется». Даже не пытайтесь идти вперед, если имеете пробелы в уже освоенных темах. Не стесняйтесь вернуться назад, хоть до таблицы умножения, чтобы истребить даже минимальное непонимание в каких-либо важных вопросах. Вы даже должны испытывать удовольствие от того, что проясняете для себя какие-то важные вещи. Любое отставание, помимо того что мешает изучению нового, служит причиной стресса. А их в жизни абитуриента и так предостаточно.

5. Не забывай жить сегодня

Работая над своим будущим, никогда не надо забывать, что оно — ваше продолженное настоящее. Без полноценной жизни здесь и сейчас построить свою жизнь в будущем не получится.

Если вы чувствуете, что ресурсы организма на пределе и пора передохнуть, — закрывайте тетради и отправляйтесь гулять. И лучше не в Интернет, а в парк. Не стоит думать, что это бесполезное занятие — человеку нужно время не только для того, чтобы воспринимать новые знания, но и для того, чтобы их осмыслять, переваривать. Таким образом, интенсивная учеба и короткая прогулка — самоподдерживающие действия. Чем больше их будет в процессе вашей подготовки, тем лучше. Создавая свое будущее, стоит помнить о том, что одиннадцатый класс — это не предисловие к жизни, а жизнь не требует того, чтобы тратить время на подготовку к ней. Эта мысль поможет лучше настроиться на подготовку.

По материалам: http://www.ucheba.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 шагов за горизонт | OlgaNeposeda - Рабочая библиотека Ольги | Лента друзей OlgaNeposeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»