Впереди последний учебный год для выпускников. Перед ними встанет закономерный вопрос: какую профессию выбрать? Это сложная и ответственная задача. Правильный ответ на вопрос „Кем быть?” поможет найти главное дело своей жизни, получать удовлетворение от своей работы и приносить пользу людям и своей стране.
Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека, и мотивы могут быть разными. У кого-то заболела любимая собачка, и он решил стать ветеринаром, чтобы лечить всех несчастных животных. Кто-то пошел по стопам родителей, или, наоборот, наперекор их ожиданием. Для кого-то важно то, что выбранная им профессия престижна и гарантирует высокую заработную плату в будущем.
Существует восемь основных факторов, которые влияют на выбор человеком профессии:
1) позиция родителей, старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка и предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые хотят, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью реализовать в свое время. В большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-то учебное заведение;
2) позиция друзей. Дружеские отношения старшеклассников являются довольно крепкими и влияние их на выбор профессии не исключено. Особенно это актуально для людей со стандартизированным мышлением, предрасположенным к наследованию и стереотипам, не способным четко сформулировать собственную жизненную позицию;
3) позиция школьных педагогов. Каждый учитель, наблюдая за поведением ученика во время учебного процесса, анализирует его интересы, склонности, направления мышления и конечно может дать очень ценный совет, к тому же, опытный педагог способен предотвратить такую распространенную ошибку при выборе профессии, как отождествление школьного предмета и определенной, родственной с ним профессии. Он поможет четко различить эти понятия;
4) личные профессиональные планы. Под планами в этом случае имеются в виду представления об этапах освоения профессии, средства необходимых для этого. Планы формируются в зависимости от склада ума и характера человека. Если возникают осложнения, следует обратиться к специалисту, который поможет построить профессиональный план;
5) способности. Это индивидуальные психологические особенности человека, которые проявляются в трудовой или другой деятельности и являются условием успешности ее осуществления. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, обретения умений и навыков. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Развитие способностей должно происходить на протяжении всей жизни. О своеобразности своих способностей необходимо судить не только по успехам в обучении, но и по достижениям в различных видах деятельности. Объективное представление о них формируется также с помощью специальных исследований, тестирований, направленных на активизацию самопознания.
6) уровень домогательств на общественное признание. Планируя собственный трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих домогательств. Несоответствие внутренних образов человека жизненным реалиям неизбежно приведет к разочарованию;
7) склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
8) информированность о профессиях. Важно позаботиться о том, чтобы сведения, которые получаются человеком о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. Увлечение только внешней или какой-нибудь отдельной стороной профессии может привести к серьезным ошибкам и разочарованиям. Чтобы точно знать, чем именно занимается человек определенной профессии надо разобраться по каким классам, типам, отделам, группам классифицируются существующие профессии и какие требования к ним предъявляются. Помочь в получении достоверной информации молодому человеку могут родители, педагоги, а больше всего – профконсультанты, которые работают в центрах занятости. При изучении личности человека, который выбирает профессию, используется ряд диагностических мер, а также предоставляется детальный рассказ о требованиях к профессии, которая интересует именно Вас.
Кто-то хочет найти работу, которая дала бы возможность реализовать себя как профессионала, творческую личность. Другие видят свою реализацию в служении на пользу обществу. Кто-то мечтает о большом достатке. Все мечты имеют право на существование. Но нужно осознать: для того чтобы мечты сбывались, нужно работать над их воплощением, не отрываться от реалий жизни. Гарантия успешности состоит в активности самого человека, настойчивости в реализации задуманного. Надежным и безопасным помощником на пути выбора профессии и будущего трудоустройства является центр занятости. Квалифицированные специалисты предоставят достоверную, полную и оперативную информацию, которая способна помочь Вам в сознательном решении вопросов обучения и дальнейшего трудоустройства.
Источник: Луганский областной центр занятости.