Одним из наиболее серьезных решений в жизни каждого подростка становится определение своей будущей профессии. Кто-то начинает всерьез задумываться об этом уже в средней школе, кто-то в конце 11-го класса спешно начинает поиски будущего места учебы, кого-то к этому вопросу подталкивают родители. Тем не менее, каждый из нас сталкивается с этой непростой задачей. И на этом пути школьников подстерегают многие ошибки и неверные действия, которые в будущем могут привести к досадным разочарованиям и кризисам.
Ситуация осложняется еще и тем, что сейчас в мире огромное количество профессий. По разным подсчетам профессий насчитывается около 40 тысяч (включая и экзотические: например, в Испании есть собиратели ракушек на пляже) и сориентироваться во всем этом многообразии не просто.
Какие же ошибки при выборе будущей профессии совершаются наиболее часто?
Одной из наиболее часто встречающихся ошибок является следование за уговорами родителей. Нет, мы не выступаем против того, чтобы обсуждать с родителями эти вопросы! Здесь речь идет о двух видах развития событий. Первый: родители жестко настаивают на том, чтобы ребенок был именно тем, кем они хотят его видеть, и при этом они не хотят даже слушать о чем-либо другом. Этот вариант плох тем, что совершенно не учитываются интересы и потребности ребенка, а его личность и инициативы подавляются. Второй вариант: ребенок просто слепо следует подкидываемым родителями вариантам и не принимает никакого участия в поиске профессий. Здесь, конечно, проблемы мотивации и внутрисемейных отношений, которые заслуживают отдельного разговора.
Второй весьма распространенной ошибкой является погоня за модой и престижем. Разумеется, нет ничего плохого в том, что подросток хочет иметь доходную и привлекательную профессию. Однако когда ребенок не понимает сути профессиональной деятельности, когда по объективным причинам данная профессия ему не свойственна и требует совершенно иных качеств, то явно встает вопрос: действительно ли тебе необходима именно эта сфера? Тем более что мода быстротечна и то, что престижно сегодня, через 5-7 лет (как раз к моменту окончания вуза) может оказаться не востребованным. К тому же результаты исследований, посвященных удовлетворенности и уровню заработков, говорят следующее: среди тех, кто выбирал профессию, исходя из соображений престижности, немало тех, кто зарабатывает большие деньги. Однако немало и тех, кто зарабатывает совсем мало, т.к. выбрали профессию, которая по своему содержанию совершенно не близка и поэтому не в радость.
Родственной по смыслу является ошибка, которую мы называем «мифы о профессиях». Имеется в виду то, что подростки часто не знают о профессиях. Или знают, но очень мало. Или знают, но не то, что есть на самом деле. Приведу пару примеров диалога: «Почему хочешь быть актрисой?» - «О, ну это же так здорово! Съемки, фотосессии, автографы, деньги…»; «Что значит быть пиарщиком?» - «Это значит надо пиарить» - «А что значит пиарить?» - «Э-м-м…». Эта проблема низкой осведомленности решается чтением статей о профессиях (благо, что есть множество специальных сайтов, да тот же Yandex и Wiki помогут), рассказами о профессиях из собственного опыта родителей. Если есть знакомые, то пусть как носители профессий рассказывают о них. Только не в стиле «Скандалы, интриги. Показать все, что скрыто». В каждой профессии можно найти что-то отталкивающее. Здесь нужна объективность.
Очевидной ошибкой является выбор профессии вместе с друзьями. Такие подростки говорят: «Вася – мой друг детства – подает документы туда, и я тоже с ним» или «А у нас в классе все туда поступали, и я решил тоже пойти». Однако встают встречные вопросы: сколько в итоге поступило из класса? А сколько забрали документы после первой же сессии? А сколько довольны выбором? Вывод: не нужно вестись за мнением других – оно может быть совершенно неприменимо к конкретному человеку.
Еще одна ошибка заключается в том, что дети связывают будущую профессию со школьными предметами. Ребенку может нравиться биология (или учитель биологии), и он говорит, что будет врачом, т.к. там нужна биология. Но при этом ребенок не понимает, что не только одними хорошими оценками по этому предмету описывается склонность к медицине.
Завершим наш «рейтинг» такой общей ошибкой как незнание себя и своих особенностей. Не вдаваясь глубоко в профессиографию, условно профессии находятся от нас на некотором расстоянии. Какие-то ближе к нам, какие-то – дальше и, следовательно, в меньшей степени подходят нам. Ребенок, который не силен в гуманитарных дисциплинах, но хорош в математике, скорее всего, будет более успешен в технических или экономических специальностях. Подросток, который говорит, что любит компьютер (а, наверняка, просто играть) и поэтому хочет стать программистом, и который умеет находить общий язык с разными людьми, хорошо владеет иностранным языком, живой и подвижный, вряд ли будет удовлетворен недостатком общения и активности, которой по определению в программировании меньше, чем в той же журналистике, туризме, PR, педагогике и т.д. Нужно прислушиваться к себе самому и делать выводы.
Избежать этих ошибок довольно просто. Для этого нужно не давить и поощрять интересы ребенка. Рассказывать ему о профессиях, позволяя ему составить представление о содержании. Также необходимо учитывать особенности подростка, чтобы выбранный вариант был интересен, комфортен, а, следовательно, были все шансы для полной реализации себя. О том, что влияет и что необходимо учитывать при выборе профессии, поговорим в следующей статье.
Источник: http://www.best4next.ru/