Для многих приближение Нового года – не только преддверие любимого праздника, но и волнительное ожидание начала работы на новом месте. Как наиболее грамотно решить вопрос адаптации в новом коллективе?
Процесс приспособления нового сотрудника к профессиональным, социальным, психологическим условиям труда называется адаптацией.
Различают адаптацию первичную и вторичную. Первичная адаптация – это приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности, а вторичная – это адаптация уже имеющего опыт работы сотрудника, связанная с переменой им места работы или изменением должности.
В зависимости от индивидуальных особенностей работника и специфики организации и действующих в ней регламентов по работе с персоналом процесс адаптации занимает от двух до шести месяцев.
Выделяют психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и организационную адаптацию.
В процессе психофизиологической адаптации происходит привыкание ко всем условиям, оказывающим различное психофизиологическое воздействие на работника в процессе труда. Это физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, его ритм, удобство рабочего места, а также внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т. п.).
К примеру, во многих производственных организациях рабочий день даже для офисных сотрудников начинается с 7–8 часов. Нередко это становится причиной отказа кандидата от предложенной ему работы, так как он понимает, что не сможет привыкнуть к подобным условиям. Поэтому очень важно, чтобы соискатель, принимая решение о выборе места работы, точно представлял, насколько ему физически будет легко соответствовать новым условиям труда.
По статистике, большинство несчастных случаев происходит именно в первые дни работы – как раз из-за неудовлетворительной психофизиологической адаптации.
Социально-психологическая адаптация – это приспособление к нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; происходит включение работника в систему отношений со сложившимися здесь традициями и особенностями. Приходится встраиваться также в модель деловых и личных отношений формальных и неформальных групп, причем знакомиться с социальными позициями отдельных членов группы.
Профессиональная адаптация – это постепенное приспособление сотрудника к должностным обязанностям, освоение специфики работы на конкретном рабочем месте. Степень сложности профессиональной адаптации зависит от разнообразия профессиональной деятельности, интереса к ней, содержания труда и особенностей личности работника.
Если содержание работы для человека в новинку, то его профессиональная адаптация продлится дольше, чем у работника, который выполнял такие же обязанности на прежнем месте работы.
Процесс адаптации проходит значительно быстрее и эффективнее, если в организации разработана система адаптации новых сотрудников. Обычно она состоит из вводного инструктажа, на котором сотрудника знакомят с организацией, ее историей, структурой, схемой расположений зданий или отделов, с коллегами по работе. Затем сотрудник получает план адаптации, в нем указаны задачи, выполнение которых в ходе испытательного срока является одним из критериев успешности его прохождения. Ответственность за благополучную профессиональную и социальную адаптацию сотрудника в этой ситуации ложится и на непосредственного руководителя или наставника. Именно они знакомят нового сотрудника не только с его обязанностями, но и с коллективом, его нормами и традициями. В некоторых организациях наставникам для дополнительной мотивации выплачивают премию по итогам прохождения испытательного срока их подопечными.
Нередко новичок в первые дни работы опасается, что не справится со своими обязанностями, боится показаться недостаточно опытным, некомпетентным, не понравиться руководителю и коллегам. Чтобы такое состояние не стало серьезным препятствием, следует придерживаться определенных правил.
Прежде всего, нужно ознакомиться с окружающей обстановкой, оглядеться.
Попытайтесь понять систему коммуникаций в коллективе, особенности формального и неформального общения.
Не во всех коллективах царит благоприятный психологический климат, иногда между отдельными сотрудниками или группами внутри структурного отдела случаются конфликтные ситуации. Новичок ни в коем случае не должен участвовать в этих столкновениях, не разобравшись в общей ситуации и не наладив свою собственную устойчивую систему отношений в новом коллективе.
Прежде всего важны позитивные отношения с наставником. Именно он является для вас не только проводником в лабиринте профессиональных обязанностей, но способен сориентировать в скрытых течениях внутриорганизационной жизни. Если такого наставника нет, то необходимо самому вычислить того из новых коллег, кто поможет на первых порах разобраться в непривычной пока рабочей ситуации.
В первое время нужно четко соблюдать субординацию, не вступать ни в какие конфликты с коллегами и тем более с руководством.
Необходимо выбрать правильный тон и форму общения с окружающими, быть приветливым и доброжелательным. Помните – как аукнется, так и откликнется. Если вы будете хмурым и неулыбчивым, то и в ответ вряд ли дождетесь благожелательного отношения.
Не нужно стесняться задавать вопросы и уточнять, если что-то оказалось непонятным, ведь от степени информированности напрямую зависит качество выполняемой вами работы.
Старайтесь делать работу квалифицированно и своевременно. Понятно, что в первое время вряд ли получится избежать ошибок! Однако нужно стараться исправлять их как можно скорее и не совершать вновь.
Источник: vacansia.ru.