Азартность - желание отдавать все свое время, силы, средства тому пристрастию, которым занят в настоящий момент в ущерб всему остальному.
Беззаботность - желание избавить себя, хотя бы временно, от каких бы то ни было забот, даже житейски необходимых.
Безжалостность - желание не разделять с человеком труд перенесения скорбей и страданий и не пытаться их уменьшить или ослабить.
Безнадежие - желание не искать возможности надеяться; убежденность в том, что не на что надеяться.
Безнаказанность - желание не считать себя подлежащим наказанию, независимо от поведения; желание избегнуть наказания.
Безответственность - желание не нести ответственности за свои поступки. Проявляется нежеланием (а в последующем неспособностью) прогнозировать и предусматривать последствия своих чувств, мыслей, высказываний и поступков.
Безразличие - желание не различать добро и зло. (Связано с самооправданием, презрительностью, самомнением.) Низводит на уровень "безсловесных".
Беспечность - желание не заботиться о спасении души, о полезном для нее.
Беспощадность - желание не щадить (не прощать) даже тех, кто просит о прощении, о милости, безоговорочно признавая свою вину и всей своей силой отрицаясь виновного поведения в будущем.
Бессовестность - желание не обращать внимания на собственные мысли, обличающие твое же плохое (греховное) поведение и намерения.
Бесстыдство - желание не обращать внимания на то, что для окружающих твое поведение тягостно, огорчительно, унизительно, вредно.
Блудливость - желание беззаконных интимных связей.
Болтливость- самоуслаждение примитивным процессом самообнаружения , приятность извергаться журчащим ручейком
Брезгливость - желание считать окружающее (окружающих) неприемлемо грязным, вредоносным, худшим того, чего мы достойны.
Властолюбие - желание командовать окружающими, распоряжаться ими.
Воровство - желание тем или иным способом присвоить то, что тебе не принадлежит.
Высокомерие - желание считать себя выше других людей по одаренности и целям деятельности.
Гордость -Гордыня – корень всех грехов и поглотитель всех добродетелей, главный и всеобщий грех
.
Если кто думает, что не горд, может проверить:
1. Чувство собственной правоты, непогрешимости, неправоты окружающих
2. Жалость к себе, считать себя заслуживающим уважения и любви
3. Снисходительность, отношение свысока (деление людей на уровни)
4. Покровительственное отношение к кому-либо.
5. Осуждение и унижение других
6. Нежелание подчиняться
7. Чрезмерная занятость собственной персоной. Повышенный интерес к тому, что другие думают и говорят о тебе
8. Человек много говорит о собственных проблемах, а чужие его мало волнуют
9. Хвастовство (мысль о том, что "Я лучше других")
10. Отказ от помощи ("Я сам сделаю")
11. Желание возвыситься, выделиться, получить почёт
13. Соперничество (нездоровая конкуренция)
14. Желание спорить, оправдываться и доказывать свою правоту.
15. Стремление поучать, быть в роли судьи, эксперта во всех вопросах.
16. Использование слов, которые другие не понимают.
17. Нежелание делиться знаниями
18. Обидчивость (нежелание прощать).
19. Насмешки, ирония, сарказм. Зависть, желание мести
20. Нежелание признать, что у вас есть гордыня
В повседневных, бытовых отношениях гордость проявляется неспособностью человека искренно попросить прощения, произнести слова "спасибо, извините, пожалуйста", просить о помощи, надеясь , что ее предложат, признать свою худость, признать свою неспособность сделать что-либо хорошее, полезное.
Святые отцы говорят, что гордость - это неблагодарность.
Гневливость - желание принудить окружающих безоговорочно и безотлагательно прекратить то, что лично тебе не по нраву в их поведении.
Грубость - желание, не следуя нормам поведения, вести себя оскорбительным, огорчительным, неприятным или хотя бы неудобным для окружающих образом.
Двоедушие - желание достичь духовных благ, не желая ограничивать себя ни в каких земных удовольствиях.
Жадность - желание приобретения и обладания как можно большим количеством материальных ценностей ради самого обладания, и нежелание помочь нуждающемуся.
Жеманность - желание любоваться своими манерами и считать, что они приятны окружающим.
Жестокость - желание доказать свою же собственную значимость, власть, силу хотя бы самому себе, доказать во что бы то ни стало свою правоту и заставить людей подчиняться.
Сопровождается ощущением враждебности окружающего, ощущением того, что не оценен по достоинству. Проистекает от гордости - самоуверенности, самонадеянности. Порождаются жестокостью задорность, фанатизм, обидчивость, упрямство, напористость. Сопутствующим качеством (оборотной стороной медали) можно считать трусость.
Забывчивость - желание не содержать в памяти вниманием то, что ты обязан делать, но что тебе неприятно. Сходно с рассеянностью, но не связано с многозаботливостью. "Забвение - от пренебрежения".
Зависть - желание, чтобы окружающие люди (или один человек) не располагали тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве). Может распространяться на способности, имущество, уважение людей, социальное положение, здоровье и т.д.
Может проявляться недовольством по поводу чьих-либо успехов, желанием умалить то, что вызывает зависть, желанием либо приобрести то, чему завидует, либо лишить того, кому завидует, предмета зависти. Святые отцы говорят, что зависть - это нежелание добра ближнему.
Проистекает от гордости - самолюбия - самомнения - саможаления, которое рождает беспощадность, зависть и зложелательство.
Задиристость - желание вызвать человека на противодействие тебе, на конфликт с тобою (душевный, словесный или физический) с тем, чтобы обнаружить свое превосходство над ним (интеллектуальное, физическое и т.д.), в котором ты заранее уверен.
Задорность - желание, чтобы окружающие заметили, что ты не слабее и не хуже, чем они.
Заносчивость - желание занимать в чем-либо более высокое положение, чем есть в действительности. Самомнение - причина заносчивости.
Застенчивость -одно из проявлений скрытой гордости. желание произвести как можно более хорошее впечатление, но связанное с неуверенностью, что это получится. Проявляется часто в том, что человек не в состоянии говорить и делать то, что для него желательно, в присутствии других людей, а в последующем и наедине. Сопровождается ощущением скованности, напряженности.
Зложелательство - желание вреда, зла окружающим.
Злопамятство - желание не забывать о причиненных неприятностях или вреде, не утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости.
Злословие -" пиявка, высасывающая кровь любви" , желание в беседе о каком-либо человеке изыскивать порочащие его жизнь побуждения или поступки.
Злость - желание разрушить то, что тебе не по нраву в окружающей действительности, а также в отношениях и делах других людей. Отвергаются злостью прежде всего такие качества, как доброта, сочувствие, отзывчивость, жалость. Оборотной стороной злости и маскирующим качеством можно считать слащавость. Обычно для злости оправдываться тем, что все окружающие, по справедливости, не заслуживают иного отношения.
Капризность - желание заставить окружающих следовать своим, даже самым незначительным, случайным прихотям. Близка обидчивости и жестокости.
Кичливость - желание любоваться своими заслугами, превозноситься ими перед окружающими.
Клеветничество - желание вызвать осуждение окружающими какого-либо человека сообщением заведомо ложных, порочащих сведений о нем.
Коварство - желание скрыть от окружающих свои цели, намерения, выставив напоказ не те цели, которые преследуешь.
Корыстолюбие - желание совершать только те поступки, которые приносят материальную выгоду, прибыль.
Кощунство - желание шутить постоянно, даже когда шутки (шутливость, шутовство) неуместны и не своевременны. По славянски "кощун" - "шутник".
- Лень - желание не слишком обременять свою одебелевшую плоть какими бы то ни было действиями, даже ведущими к приятному (упокоение плоти).
В повседневной жизни лень, равно как и празднолюбие, часто приводит к тому, что люди склонны поздно ложиться спать, так как вечернее время почти у всех законно свободно от дел и труда и ленивые стремятся возможно дольше продлить это время "законного" бездействия.
Лень ведет к состоянию расслабленности, Лень отличается от празднолюбия, с которым очень схожа, тем, что празднолюбивый человек готов ради праздности (праздничного времяпровождения) прилагать много усилий (понести много усилий, затрат и трудов), что бывает связанно с приемом гостей, с выездом на пикник или охоту, с посещением зрелищных мероприятий, ресторанов и т.д.
Лень проистекает от гордости-самолюбия-плотолюбия.
Лживость - желание искажать истину в мыслях, словах, в поступках. Может принимать форму не только искажения, но и пренебрежения и прямого отрицания истины (правды) - действительного, известного положения вещей.
Отец лжи - дьявол ( по-греч. - клеветник"), поэтому всякий грех является формой лжи, ибо каждый грех внушается сатаной и бесами через помыслы и склонность людей скорее ко злу, чем к добру ( первородный грех,и от которого может избавить только крещение и обращение к Богу ).
В повседневной жизни лживость,проявляется сообщением другим людям заведомо лживой информации, клеветой, обещанием того, что и не собирается делать или давать лживый, опровержением или отрицанием правдивых сведений, желанием не верить доступной твоему пониманию правде (фактически отвергать ее). Лживый человек склонен всячески скрывать свои действительные цели, намерения (даже тогда, когда они не вызовут противодействия окружающих), и уже по одному этому его можно распознать.
Лихоимство - желание воспользоваться чьим-либо бедственным или затруднительным положением для получения собственной выгоды.
Лицемерие - желание высказывать те мысли, которые наилучшим образом могут скрыть твое действительное мнение об окружающем, отношение к нему.
Лукавство - желание обмануть самого себя.
Льстивость - желание своими словами вызвать приятные эмоции у окружающих (у собеседника), которые способствовали бы достижению твоих личных целей.
Мечтательность - желание относиться к своим мыслям и образным представлениям, как к значащим больше и заслуживающим большего внимания, чем окружающая действительность. Мечтательность, как говорят святые отцы, это мостик, по которому в душу человека проходит множество грехов, мечтательность не имеет в себе ничего созидающего, служит только самоуслаждению, которое часто принимает извращенные формы. А в случае сочетания с унынием, безнадежием, отчаянием приводит к смерти не только душевной, но и телесной посредством самоубийства.
В целом мечтательность можно охарактеризовать как душевно-интеллектуальный онанизм, приводящий к душевно-интеллектуальной импотенции и извращению.
Миролюбие ( любовь к миру сему) - желание заниматься только мирскими делами ,ставя их превыше всего, забывая при этом о потребностях души.
Многословие - желание произносить много больше слов, чем это необходимо для точного выражения мысли, услаждение слушать собственный голос.
Мстительность - желание причинить вред тому, кто отнесся к тебе хуже, чем ты сам считаешь справедливым и правильным.
Мятежность - желание протестовать против существующего положения, порядка.
Навязчивость - желание заставить человека находиться в нашем обществе или поддерживать с нами желательную нам форму общения, несмотря на его протест.
Наглость — это способ действия, напор без моральных и законных на то оснований.
Надменность - желание любоваться превосходством своего интеллекта.
Напористость- желание совершать поступки, могущие вызвать протест и противодействие окружающих. Может порождаться жестокостью.
Напыщенность - желание любоваться важностью, значимостью всего, тобою совершаемого.
Насмешливость (ирония) - желание представить смешными человеческие свойства, поступки, окружающие людей обстоятельства их жизни, даже если они не содержат ничего смешного сами по себе. Умаляя своей насмешкой окружающее, иллюзорно возвеличивается в собственных глазах - но только временно и иллюзорно.
В соединении со снисходительностью насмешливость образует ту внешне безобидную черту характера, которую принято называть ироничностью и которая имеет целью не умаление окружающего, а скорее усмешливую констатацию его малости и незначительности по сравнению с мечтательным несомненным величием ироничного человека. Сама по себе ирония говорит о слабости человека, о его желании ослабить или умалить значимость происходящего вокруг него. Проявление насмешливости (ироничности, смехотворства и юмора) распространены настолько широко и так хорошо известны людям, что не требуют специального описания. В группу этих проявлений входят и дурашливо-развязные выступления всевозможных ведущих и конферансье, изыскания пародистов и бытовые анекдоты и т.д.
Оборотной стороны насмешливости можно считать беспощадность.
Настойчивость, соединенная с упрямством - желание добиваться выполнения своих намерений независимо от их правильности, уместности, своевременности, посильности для тебя и приемлемости для окружающих.
Неблагодарность - желание не признавать, что кто-либо приносит нам благо по своей, а не по нашей воле, и не воздавать благодетелю должное своим отношением.
Небрежность - желание не предотвращать ущерб, вред, которые могут быть нанесены твоими словами, делами.
Неверие - особый величайший грех, который даже доброго , честного и хорошего, но не нуждающегося в Спасителе человека лишает рая, так как рай там - где Христос.
Вера в Христа , как вектор, определяет развитие и состояние души на земле и в вечности, надежда устремляет к тому, во что веришь, а любовь соединяет с тем, на что надеешься.
" Верующий в Меня имеет жизнь вечную, не верующий не имеет жизни, но гнев Божий пребывает на нем " Евангелие
Уклонения от христианской веры выражаются в формах суеверия, холодности и равнодушия к вере (индифферентизма), сомнения (или скептицизма), различных заблуждений в ложных верованиях, и неверия (атеизма).
Недоверчивость - желание сомневаться в правдивости, честности, истинности любых мнений, высказываний окружающих.
Независимость - желание обнаружить свою неподвластность людям и обстоятельствам. Проявляемое качество может обнаруживаться вызывающим, дерзким или задиристым поведением. Человек, независимый в беседе о чем-либо, может вдруг не отвечать на вопросы или заговорить о чем-нибудь другом, или отвлечься на какое-то дело, которое приостановит беседу любую (приятную, неприятную, нужную, деловую)... Так же он может одеваться, не учитывая реальных погодных условий.
Взяв на себя без протеста какие-то обязательства или что-то пообещав, он может не выполнять обещанное, практически демонстративно обнаруживая свое безразличие к тому, что за этим последует. Тяготится своей личной привязанностью к кому-либо, а также чьей-либо привязанностью к себе, если это накладывает какие-либо обязательства.
В мимике и жестикуляции может обнаруживаться "отмахивающимися", пренебрежительными жестами, подергиванием плеч, рук, пренебрежительными гримасками. Страдающий независимостью практически демонстративно не интересуется жизнью даже близких людей, не принимает в ней участия. В то же время избегает сообщать сведения о себе, даже когда этим интересуются близкие или заведомо дружески относящиеся к нему люди. Свое поведение склонны объяснять вежливостью, деликатностью, нежеланием утомлять разговорами о себе или лезть в чужие дела и души.
Ненависть - желание отвергнуть и уничтожить то, что нас окружает, кроме того, что считаем приятным для себя лично. Порождается злостью, мятежностью, самолюбием; противоположно любви.
Нерадение - желание не искать возможности выполнить свое дело лучше, потрудившись сверх того, что предписано.
Неряшливость - желание не следить за содержанием в чистоте и самого себя, и того, что находится в твоем распоряжении.
Нетерпение - желание протестовать против действительности (мятежность). Эмоционально ощущается как активное отторжение того, что тебе неприятно или отторжение различных явлений окружающей тебя жизни.
Поскольку мятежность распространяется на все, человек ни в чем не находит утешения, а если и находит, то как бы вынужденно, на непродолжительное время, пока не изыщет причины отвергать то хорошее, чем утешился. Порождается самоуверенностью (неверием), часто приводит к унынию, безнадежию.
Как и всякий грех, который охватывает человека целиком, нетерпение не бывает замечаемо нетерпеливыми людьми. Точно так же, как обидчивый находит, на что обидеться, злой - на чем сорвать злость, нетерпеливый - что не потерпеть.
Нечувствие, безразличие- желание не разделять чувств других людей, равно и в радости, и в горе.
Обидчивость - желание лучшего отношения к себе, чем то, которое человек наблюдает в окружающих. может проявляться требованием по отношению к себе признания, уважения, высокой оценки, заботливости, предупредительности и т.д. В отношениях с людьми такой человек часто проявляет подозрительность, мнительность, опасливость. В зависимости от других качеств он может быть требовательным и конфликтным, а может быть тихим, "пришибленным". Охотно поддерживает беседы о несправедливости, царящей в мире, о неблагодарности детей и знакомых, о низкой оплате труда; жалуется на непонимание людьми его сложной натуры и на их неспособность оценить его высокие душевные качества. В быту придирчив, капризен. Своим поведением часто провоцирует людей на резкие и нелицеприятные высказывания, на которые с готовностью обижается. При всем этом обидчивый ведет себя так, как будто быть обиженным его личное исключительное право и совсем не интересуется, могут ли быть обидными его слова или поступки для других людей.
Сопутствуют обидчивости достаточно часто любые формы повышенной самооценки. Внутренне ощущается как недовольство окружающими и их поведением, так и общим недовольством жизненными обстоятельствами, за формирование которых больной винит родителей, родную партию и правительство, Господа Бога, но только не себя. Проистекает от гордости - самолюбия - саможаления. Оборотной стороной обидчивости является дерзость.
Осуждение - желание осуждать (осудить) кого-либо, то есть принять не подлежащее сомнению решение о безусловной и окончательной виновности осуждаемого.
Не имеет ничего общего с обличением грешащего, которое нам заповедано, ни с негодованием, поскольку и то, и другое направлено на грехи, а не на грешащего человека, на его поведение, а не на его личность. Сама по себе констатация недостойного, безнравственного поведения ни в коей мере не является осуждением, поскольку может произноситься с негодованием, с жалостью, с готовностью помочь и т.д., и в указанных случаях имеет целью помощь человеку, а не поиск и определение наказания ему.
Также осуждение не следует смешивать (путать) с оценкой личностного (нравственного) состояния человека.
Поскольку у большинства людей в их жизни находятся факты, а в характере - качества, за которые их можно осудить, осуждению часто сопутствует высокомерно-пренебрежительное отношение к окружающим, беспощадность. Но оборотной стороной медали можно, без сомнения, считать самооправдание. Зачастую и ищет человек вину других, чтобы снять ее с себя. Внутреннее состояние человека характеризуется безразличием как к радостям, так и к огорчениям других людей, отчужденностью от них, отсутствием жалости и сочувствия при очевидных чужих неприятностях. Сопровождается заметным интересом к ним и мыслью "так вам и надо", приводящей в конечном счете к злорадству. Проистекает от гордости - самолюбия - самооправдания, а само осуждение порождает такие качества, как клевета, злословие, насмешливость, зложелательство (зависть), хула, порицание, мстительность, памятозлобие, злость.
Осуждающему за что-либо человека Господь попускает перенести те же беды и болезни, за которые он осуждал других или по поводу которых насмехался над ними.
Противостоять осуждению лучше всего самоукорением, прощением и смирением.
Отчаяние - желание отвергать любую возможность обретения надежды, даже если она очевидна.
Памятозлобие (злопамятство) - желание не забывать о причиненном тебе "вреде", о том, что было сделано не по-твоему.
Педантичность - желание любоваться своей способностью поддерживать в своей жизни, в своем поведении раз и на всегда установленный порядок, даже когда он лишается смысла из-за изменившихся обстоятельств.
Печаль - желание сожалеть о том, что все не так, как нам бы хотелось.
Плотолюбие - желание отдавать все внимание и заботу плоти, преимущественно своей; всячески услаждать свою тленную плоть
Податливость - желание изменить свое отношение к окружающему и мнению о нем под давлением людей и обстоятельств, чтобы избавить себя от трудностей противостояния внешнему.
Подобострастие - желание изобразить или разделить с кем-либо приверженность тем же страстям, что и человек, расположения которого мы ищем.
Подозрительность - желание предполагать в поступках и высказываниях людей наличие злого, враждебного умысла.
Попустительство - желание не противостоять греховным устремлениям человека, на которого имеешь возможность или право оказать влияние.
Потакание - содействие любому греховному устремлению другого человека.
Похотливость - желание немедленно использовать любую возможность для удовлетворения телесных потребностей, для услаждения телесных чувств;
Празднолюбие - упокоение плоти, отсутствие усилий, утруждения. Желание комфорта, резко возникающий страх в случае возможности недополучения этого комфорта, как физиологического, так и ситуационного (не высплюсь, не хватит сил, не успею поесть, переустану, обстановка не будет содействовать выбранному комфортному времяпрепровождению, поставленные задачи потребуют хлопот, перемещений). Страшно предполагаемое лишение праздности, лишение возможности расслабиться и использование для этого любой представляющейся возможности.
Празднословие - желание заводить и поддерживать разговор ради развлечения, без всякой цели и смысла.
Презрительность - желание относиться к окружающим как к заведомо неспособным ни на что хорошее и заслуживающим только уничижения.
Прекраснодушие - желание все оправдывать, даже очевидное зло.
Пренебрежение - желание вести себя с окружающими в высшей степени небрежно, даже не давая себе труда оценить, насколько хороши или насколько плохи их качества и насколько они заслуживают подобное отношение. Именно для этого качества характерна фраза, которую произносит пренебрежительный человек, услышав что-либо, с чем он не согласен, что ему непонятно или неприятно: "Да бросьте вы", "Да брось ты". Мимически может сопровождаться приподнятостью левой брови, скептической ухмылкой, принимающей форму обычной гримаски. Во внутреннем мире - сопровождается неспособностью ощущать, воспринимать мысли других людей, эмоциональной холодностью или раздражением, что чаще всего в случаях, когда пренебрежительного человека обстоятельства вынуждают принимать в расчет мнения, суждения и потребности окружающих. Проистекает от гордости - самолюбия - самоуверенности - самомнения. Противостоять удобнее всего уважительностью, предупредительностью.
Пререкание - желание вести беседу так, чтобы твои высказывания преобладали над высказываниями собеседника, хотя бы количественно.
Привередливость - желание проявить свое неудовольствие качеством того, что сделано для нас другими людьми, стараясь изыскать недостатки реальные или мнимые.
Притворство - желание изобразить такое свое состояние, которое должно вызвать нужное тебе отношение и поведение окружающих.
Пьянство - желание изыскивать причины для возможно более частого употребления алкоголя. Порождается плотолюбием.
Развращенность (любострастие) - желание, если страсти насыщены общепринятыми, обычными способами их удовлетворения, усладить их еще больше, возбуждая большим количеством или изощренностью удовольствий.
Раздражительность - желание выразить свой протест против того, что тебе неприятно, часто в грубой и оскорбительной форме
Распущенность - желание не контролировать свое поведение и не управлять им.
Рассеянность - желание не утруждать себя, удерживая на чем-либо свое внимание. Порождается многозаботливостью.
Расточительность - желание расходовать (расточать) время и средства сверх потребного или необходимого .
Расслабленность - состояние (ощущение), характеризующееся физической слабостью (субъективным недостатком сил), отсутствием выраженных, заметных, ощутимых желаний или потребностей; необходимостью понуждать себя на то или иное дело, действие; вялостью мысли или отсутствием четко поставленной цели. Чаще всего к этому состоянию приводят желание плотского покоя и уныние. Всегда связана с желанием не утруждать душу или тело.
Рвение - желание безотлагательно совершить то, что в настоящий момент непосильно либо по состоянию человека, либо по внешним обстоятельствам. Во внешнем - проявляется попытками быстро, сразу сделать то, на что потребны время, труд, научение.
Направлено может быть как на дела, которые человек хочет совершить сам, так и на дела, которые хочет заставить совершить других людей. Как правило, таким человеком либо прямо отвергаются, либо игнорируются такие качества, как постепенность и умеренность. Желание сразу достичь желаемого.
Человек, страдающий рвением, практически живет в состоянии раздражения из-за недостатка времени и сил.
То состояние души, когда о человеке говорят, что он хочет что-то урвать, также формируется рвением (рвачество - желание ухватить что-то для себя без труда, быстро и сразу). Рвение проистекает, разумеется, от гордости - самолюбия - самонадеянности, сопровождается хитростью, раздражительностью , а иногда грубостью, бесцеремонностью.Оправдывается рвение обычно большим количеством и значимостью дел, которые необходимо выполнить.
Ревность - желание безраздельно распоряжаться всем временем и всеми силами, душевными и телесными, другого человека.
Робость - желание считать все окружающее, людей и обстоятельства, вредоносными и относиться к ним, как к чему-то вредящему, угрожающему. Так же, как опасливость, боязливость и пугливость, робость порождается трусостью. Внешне может вызывать, формировать в осанке человека сутулость, "круглую спину". Внутренне сопровождается ощущением зависимости от окружающего, чувством приниженности, желанием оправдаться, которое зачастую сопровождается желанием обвинить кого-либо или что-либо, а это обвинение в свою очередь влечет за собой постоянное негативное отношение к людям и обстоятельствам .
Ропотливость - желание высказывать недовольство всем окружающим, противится самоукорению.
Самовозношение - желание считать себя выше и сильнее обычных человеческих слабостей. Чаще возникает после преодоления одного или нескольких грехов, но не греховности в целом.
Самодовольство - желание испытывать довольство собой и обращать внимание на способствующие этому совершаемые тобою дела.
Саможаление - желание обращать внимание на что-либо (обычно неприятное) в своей жизни, что дает основание жалеть себя (что более приятно).
Самомнение - желание самому, чаще всего достаточно лестно, оценивать себя, не обращая внимания на мнения окружающих и результаты своей жизни.
Самонадеянность - желание считать свои силы безусловно достаточными, а дела единственно правильными для достижения намеченной цели.Внешне проявляется тем, что человек, даже испытывая затруднения в своей деятельности, не ищет помогающего (помощи), не просит о ней, даже если есть к кому за ней обратиться, или впрямую от нее отказывается. Заявляя - "я сам все знаю", самонадеянный не принимает замечаний.Может быть сравнено с желанием вытащить себя самого за волосы из болота.
Самооправдание - желание оправдать свои поступки, поведение, их побудительные причины в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Внешне проявляется в том, что человек, страдающий самооправданием, причины своих поступков склонен изыскивать не в себе, а в любых окружающих его обстоятельствах, в поведении людей.
Он утверждает, что ведет себя, как все: сквернословит, пьянствует, блудит и т.д.
Самооправдание - вершина греха. И именно к этому очень часто приходят желающие оправдать себя люди: они удивленно недоуменно вопрошают "что же плохого в том, что они желают денег, любовниц, обильной пищи", что вся их жизнь направлена, в конечном счете, на служение материи в любых формах (плотолюбию, сребролюбию, миролюбию, вещелюбию и прочим).
"Ничто человеческое нам не чуждо", - заявляют они, хотя правильнее было бы сказать: "Ничто скотское нам не чуждо".
Поскольку всякий оправдывающий знает о виновности и пытается сложить ее с себя, то он неизбежно возлагает ее либо на окружающих людей, либо на самого Создателя, чем фактически осуждает их. Таким образом, самооправдание естественно влечет за собой осуждение и хулу. Именно эти качества заключаются в невинных, на первый взгляд, фразах, которые произносятся достаточно часто многими людьми: "А что плохого я делаю? Живу как все. Уж таковы наши времена, обстоятельства и окружающие меня люди".
Прямое отрицание какого-либо греха в себе также является, пусть примитивной, формой самооправдания. Ибо отрицая в себе грех,пытаясь этим избегнуть обвинения, человек тщится оправдать себя. Выглядит это чаще всего нелепо. Например, человек заявляет: . "Я не блудлив, просто мои потребности велики, а мой темперамент шибко горяч".
Самооправдание лишает человека малейшей надежды на спасение души, мешая ему не только раскаяться, но даже просто признать собственную худость. Правда, само по себе признание (грехов) греховности не ведет человека к помилованию, ибо помилование зависит не только от признания грехов, но и от своего действенного отношения к ним.
Самоуверенность - желание не сомневаться в правильности своих мыслей и считать их достаточными; демонстрировать их правильность и превосходство над мыслями и мнениями окружающих. Самоуверенность влечет за собой сомнение в правильности чьих бы то ни было слов или их прямое полное неприятие. Облегчается ироничностью, которая делает любые высказывания малозначащими (меньше значащими). желанием умалить, облегчить, обесценить мысли, выраженные в словах других людей, и превознести себя .
Желание не сомневаться в своей способности научить людей. Отсутствие потребности учиться, потому что "мои мысли достаточны" по любому вопросу.
Пренебрегает чужими рассуждениями, не выслушивая их. Не принимает советов и не ищет советов, даже когда сам очевидно не в состоянии разрешить вопрос..Не терпит возражений и указаний .
Лишает человека разума (как и другие грехи).
Самолюбование - желание любоваться собой, своими действительными или мнительными достоинствами, способностями; внешностью или иными формами и проявлениями одаренности.
Внешне, в зависимости от одаренности и развития человека, может принимать самые различные формы: это и стремление приобрести красивую одежду; проведение длительного времени перед зеркалом; подчеркивание или демонстрация тех особенностей внешности, которые считает привлекательными любующийся собой человек.
Любование собой возможно не только по отношению к своей внешности, но и по отношению к своему интеллекту, способности логически мыслить, петь, красиво говорить. Спортсмен может любоваться своей силой и ловкостью движений; шофер - своим умением оценить дорожную ситуацию и владеть машиной; музыкант - своим слухом; художник - своим чувством цвета и формы, научный работник - своими знаниями; врач - своим умением помочь людям, пониманием тонкостей болезней или бескорыстием и т.д.
Мысленно любующийся собой безусловно считает себя приятным и интересным для окружающих и свои "достойные" любования черты оценивает как свою собственную заслугу, неблагодарно забывая, что всякая одаренность от Бога. Проистекает от гордости через самолюбие.
Сквернословие - желание произносить бранные (скверные) слова.
Скупость - желание удержать при себе уже имеющиеся материальные ценности ради них самих. Внешне похожа на бережливость.
Смехотворство - желание постоянно склонять людей к смеху, изыскивая для этого повод и причину.
Спорливость - желание настоять в беседе на своей правоте.
Сребролюбие - желание обладать деньгами. Дает иллюзию возможности обладания многими вещами и властью в материальном мире, даже при относительно малом количестве денег. Иллюзию потому, что человек может быть лишен всего в любое время помимо его согласия,
Суетливость - желание совершать то, на что не хватает времени, переходя к последующему делу прежде завершения предшествующего.
Терпимость ко злу - " это меня не касается, не мое дело , моя хата с краю - ничего не знаю", грех Понтия Пилата , знавшего о невиновности Христа , но отдавшего Его на казнь.
Торопливость - желание затрачивать на предлежащую работу как можно меньше времени, меньше, чем необходимо для добросовестного ее выполнения.
Трусость - желание избегнуть любых неприятностей любыми доступными, телесными или душевными, усилиями.
В повседневной жизни может проявляться как стремлением избегнуть неприятностей, уклониться от них, опровергнуть любые указания окружающих на недолжное поведение и расположение, так как признание худости является одновременно и признанием вины, а наличие виновности, по справедливости, влечет за собой наказание, которое всегда неприятно.
В повседневной жизни трусость может не бросаться в глаза, а бывает резко выражена и проявляется видимыми всеми действиями в экстремальных ситуациях: предательство, ложь, бегство, оставление в беде и т.д. Как и другие грехи, трусость берет начало от гордости.
Будучи, как и всякий грех, всего лишь отрицанием добродетели, трусость заставляет трусливого человека в первую очередь отвергать храбрость, самоотверженность и терпение, а также людей, обладающих этими качествами.
Склонность к развлечениям тоже может быть порождением трусости, так как любые развлечения (кино, театр, спорт) временно отвлекают внимание человека от того неприятного, что есть в его жизни, но, как правило, не устраняют неприятности, а усугубляют их, так как человек не уделяет разрешению неприятных ситуаций ни внимания, ни желания, ни сил. В связи с тем, что смех обладает способностью уменьшать значимость любых событий и впечатлений и облегчает перенесение неприятностей, у трусливого человека может отмечаться склонность к подсмеиванию над другими.
Тщеславие - желание человеческой похвалы, славы, всегда возможно только через привлечение к себе внимания людей. Вырождается в желание привлечь к себе внимание чем угодно, даже откровенно неприличным поведением, вульгарностью, крикливостью.
В зависимости от уровня одаренности и развития, тщеславятся яркой одеждой, красивым лицом и фигурой, украшениями, машинами, мускулами ,остроумием, интеллектом.
Проявляется в постоянных попытках завладеть вниманием аудитории, в несвоевременных и неуместных высказываниях, в акцентуированной (преувеличенной) мимике и жестах, в интонациях и речи. Все поведение носит характер демонстративности, театральности. Тщеславные пытаются произвести впечатление более значащих и весомых людей (в знаниях, в имущественном положении, связях), чем это есть на самом деле.
Будучи зависимым от мнения окружающих, тщеславный человек, по сути дела, при том, что очень высоко ценит себя и любуется собой, не имеет возможности быть самим собой, не имеет своей личности, а колеблется в зависимости от настроения аудитории.
Тщеславие является профессиональным обязательным грехом практически любого актера, поэта независимо от степени одаренности. Это относится и к участникам любых зрелищных (по славянски "позорищных") мероприятий: спортивных, театральных, цирковых, музыкальных. Видимо. поэтому Церковь запрещала, согласно канонам, становиться актерами и посещать театры, и это запрещение по сей день не утратило своего значения и силы, хотя совершенно пренебрегается .
Тщеславному человеку свойственны подчеркнутая демонстрация своего понимания собеседника, своего участия, любых своих эмоций при полном безразличии к окружающим. Противоположна тщеславию - скромность, потребность не привлекать к себе внимания.
Убийство - желание лишить жизни человека не только своими действиями (бездействием), ибо сказано, что всякий, гневающийся на брата своего - человекоубийца.
Уныние - желание сожалеть о том, что в жизни все не так , как тебе хотелось бы. Может проявляться сонливостью по утрам, что объясняется его желанием не включаться в ту жизнь, в которой, как он знает заранее, не будет того, что ему хочется .
В мимике и в поведении уныние может обнаруживаться выражением лица, которое так и называется: унылое - опущенные плечи, поникшая голова, опущенные уголки рта, замедленность жестов и мимики, отсутствие интереса к окружающему и своему состоянию . Может отмечаться стойкое снижение артериального давления. В беседах с окружающими унылый человек с удовольствием фиксирует внимание на сведениях о предстоящих неприятностях, бедах, по отношению к которым его позиция предельно проста и однозначна: я так и знал, что будет плохо.
Уныние может перейти в отчаянье и довести до суицида.
Упрямство - желание совершить то, что ты наметил, и тем способом, который тобою избран вопреки мнениям и просьбам окружающих, несмотря на изменившиеся обстоятельства; желание настоять на своей правоте делами; желание не совершать поступков, которых от тебя ждут.
Фарисейство - желание любоваться (гордиться) своими добрыми делами, совершаемыми в действительности.
Ханжество - желание любоваться своими мнимыми высокими моральными качествами.
Хвастовство - желание обнаружить пред окружающими свои способности, дела, имущество, которые, по твоему предположению, могут вызвать их похвалу, восхищение.
Хитрость - желание не трудиться для достижения цели, а достигнуть ее, обходя трудности. Способствует коварству, лукавству; связано с ленью и презрительностью.
Хула - желание очернить или умалить чьи-либо действительные и несомненные достоинства.
Цинизм - желание бесстыдно любоваться собственным грехом.
Чванство - желание любоваться своим положением, заслугами.
Человекоугодие - желание угождать людям, чтобы, видя твою годность для них, они обращали бы на тебя свое внимание и способствовали достижению твоих целей.
Чревобесие - желание услаждать чрево большим количеством пищи независимо от ее вкуса и качества.
Чревоугодие - желание угождать своему ненасытному и неразумному чреву всегда и всем , что оно не потребует ( как едой,так и курением, пивом, вином, водкой, наркотой). Может обнаруживаться как чревобесием, так и гортанобесием ( желанием самой лакомой и изысканной пищи).
Шумливость - желание производить избыточно много шума, звуков, избыточно много говорить, гоготать. Связана с дерзостью, робостью, распущенностью.
Ярость - желание сокрушать беспредельно то, что тебе не по нраву. Преимущественно направлено на материальное и пользуется материальными же средствами. Высшая степень раздражения. От гнева отличается почти полной утратой рассудка.
По книге Н. Д. Гурьева " Страсти и их воплощение в болезнях."