Бывший менеджер продуктов «Яндекса» и автор Telegram-канала об управлении проектами Анна Булдакова написала для vc.ru колонку о том, как она переехала в Берлин, а также рассказала об особенностях поиска жилья и работы для ИТ-специалиста в Германии.
Мы с мужем всегда мечтали пожить за границей, но, честно говоря, мечтали очень пассивно. Мы оба работали в «Яндексе», несколько раз в полгода путешествовали, на выходных навещали родителей в Костроме и как-то даже не заговаривали серьезно о переезде.
Но потом на LinkedIn Витю нашли две крупные зарубежные фирмы. Он решил ради практики пособеседоваться и в итоге получил два оффера: в Берлин и в Париж. Мы решили, а почему бы и нет? Вот так спонтанно в конце мая мы оказались в немецкой столице.
![]()
Все фотографии: Виктор Булдаков
Мы долго изучали Glassdoor и Teleport, расспрашивали знакомых, которые уже жили в этих городах, сами ездили на разведку. Вот что повлияло на наш выбор:
При всех очевидных плюсах Берлина нас смущала его незамысловатость, угловатость — в сравнении с роскошью и шиком Парижа. Но, как оказалось, мы не прогадали: летом, когда Париж обычно задыхается в толпах туристов, мы свободно гуляли по зеленому Берлину и открывали его не по-туристически очаровательные уголки.
Уже сейчас я считаю, что он не менее красив, чем другие более популярные города — просто здесь нет исторического центра как такового, а все достопримечательности раскиданы по огромной территории.
![]()
Самой большой проблемой оказался поиск квартиры. В течение трех недель я практически ежедневно скидывала нашей переводчице по семь-восемь объявлений: какие-то она отсекала сразу (например, некоторые квартиры освобождались только с сентября или октября, некоторые были доступны исключительно для коммерческой аренды), всем остальным писала стандартное сообщение с запросом о ближайшем просмотре.
Тут важно понимать, что в Германии нет такого индивидуального подхода, как в России. Тирания в чистом виде: захотел лэндлорд показать квартиру в шесть утра или в три дня, когда все на работе, — его право. Твое право не приезжать и в таком случае фактически отказаться от аренды: здесь кто первый встал (подал документы), того и тапки.
Список документов — отдельная тема. Помимо формы с вопросами от будущего лэндлорда и документа с подтверждением, что у тебя нет долгов от предыдущего лэндлорда (на немецком это одно слово), требуется предоставить:
Все это нужно иметь в печатном и электронном виде, чтобы, если понравилась квартира, как можно скорее пихнуть в руки риелтора.
Просмотры были очень разные. Где-то яблоку было негде упасть, куда-то мы приходили в гордом одиночестве. Итого мы посмотрели 16 квартир, подали заявки на половину из них, предложение получили из трех. Причем так сложилось, что первые две недели никто нам не отвечал, и мы уже потихоньку начинали паниковать: может, что-то не так с документами; может, мы какую-то ерунду пишем в заявлениях («Google Переводчику» веры нет)?
Когда нам пришло первое подтверждение, мы от радости чуть было не согласились — хотя квартира, скажем честно, не вдохновляла. Зато в ней была забавная перегородка между кухней и гостиной, знаете, как в советских столовых, и выход из ванной на лестничную площадку (видимо, чтобы было удобно выпроваживать любовников).
К счастью, мы решили подождать и буквально через несколько дней получили еще одно предложение, а затем через несколько часов после просмотра — еще одно. На него мы и согласились: от первого просмотра до подписания контракта прошел месяц, до переезда — полтора. Нам говорят, что для Берлина это быстро. Впрочем, некоторым нашим друзьям до сих пор приходят ответы на заявления, которые они подавали полгода назад.
Больше всего в переезде меня пугала «депрессия безработного трудоголика»: это когда бежишь-бежишь-бежишь, а потом вдруг резко тормозишь и падаешь. Ситуацию осложняло еще несколько факторов:
В общем, самих вакансий было не так уж много, откликов по упомянутым выше причинам еще меньше. Я искала преимущественно на LinkedIn и поглядывала еще Berlin Startup Jobs, но на последнем почти везде требовался опыт от пяти лет.
Итого я отправила около 15 заявок, на семь из них получила положительный ответ от рекрутеров. Затем по своим причинам я отсеяла еще три и параллельно собеседовалась в четыре компании. Многие этапы у них пересекались, и я старалась учиться на своих ошибках. Пойдем по порядку (подчеркну, что описываю исключительно собственный опыт).
Чаще всего, это милая беседа минут на пятнадцать, чтобы оценить общую адекватность кандидата. Здесь очень важно:
Мой случай из жизни. Мы созваниваемся с рекрутером, чувствую, что беседа идет не в то русло и дело близится к «Спасибо за уделенное время, но мы решили продолжить процесс с другими кандидатами». Дожидаюсь ее «Есть ли у вас вопросы?» и начинаю: «А почему вы еще не реализовали такую-то фичу? А вот так-то и так-то ее можно было бы сделать. И, кстати, с подобными технологиями я работала на таком-то проекте. А вот еще такую классную штуку мы пилили с ребятами во внерабочее время». Рекрутер оживилась, явно оценила энтузиазм и сразу же назначила следующее интервью.
В принципе, это очень похоже на этап № 1, только подробнее и длиннее. Меня как менеджера много спрашивали про то, как придумывать фичи, как их приоритизировать, как ставить задачи разработчикам, по каким критериям принимать решение о выкатке в продакшн, на какие метрики смотреть при оценке успешности или неуспешности проекта.
Могут дать, например, какой-то простой кейс, чтобы ты поэтапно все рассказал. После «Яндекса» с такими вопросами проблем не было. Круче всего к этому этапу подошла одна из компаний: все вопросы предложили задавать мне самой, интервьюер лишь немного корректировал ход беседы.
Таким образом сразу проверялось знание продукта, ну и, конечно, менеджерские навыки. Уверена, что хороший менеджер, как и хороший журналист, не проживет без умения ставить правильные вопросы и получать на них правильные ответы.
Две компании объединили второй и третий этап. Это логично, потому что вопросы те же самые, только с большим фокусом на технических деталях и на нюансах общения с разработчиками. Где-то прошлись поверхностно, где-то копали более глубоко и просили, например, продумать алгоритм работы с зараженными урлами с точки зрения бэкенда.
Это какой-то реальный проект «из жизни», который тебе надо продумать с нуля и до запуска в продакшн. Опять же, все зависело от компании: к примеру, в одной попросили представить наилучший способ сортировки результатов, исходя из релевантности и даты публикации, в другой предложили продумать фичу с точки зрения consumer monetization и потенциальных партнерств.
Я готовила презентации на 15−20 минут, потом еще столько же отводилось на вопросы. Второй case study давался прямо на месте и чаще всего был связан с кризис-менеджментом: условно говоря, все сломалось, что ты будешь делать (паниковать и бегать кругами, конечно, что еще).
Надо учитывать, что разрыв между этапами — от пары до семи-десяти дней, то есть к пятому этапу с момента подачи заявки прошло уже около месяца (если не больше). Так что этот разговор — обычный пинг, чтобы проверить, что вы все еще заинтересованы, чтобы фидбэк по предыдущим этапам, уточнить какие-то детали, возможно, даже пригласить на ланч с командой.
Здесь же спрашивают контакты людей, которые с вами работали и могут рекомендовать: так называемый reference check. Удивительно, но, как мне сказал мой уже нынешний работодатель, более чем в половине случаев он слышал: «Не нанимайте этого человека». В общем, скорее ведите свою команду в кино и начинайте кормить конфетами, если не хотите вдруг получить потом нож в спину.
Вот примерно и все. В итоге я получила четыре оффера, два в Берлине (одна — крупная фирма, вторая — стартап), один в Мюнхене, один в Вене (изначально позиция была в Берлине, но потом условия договора неожиданно поменялись).
Из всех опций я выбрала компанию, которая понравилась мне еще на первом собеседовании. Это самый настоящий стартап, настолько маленький, что они могут позволить себе еженедельные утренние стендапы на весь коллектив, где сначала о ключевых новостях рассказывают фаундеры, а затем каждый из сотрудников. Я стала первым продактом в команде с подчинением непосредственно одному из фаундеров. Да, кстати, фруктики тоже есть.
Трудно поверить, но прошло уже полгода с момента переезда. Если вдруг вы подумываете податься за границу, сначала поймите, зачем вам это нужно. Переезд — весьма не дешевое и трудозатратное мероприятие. Без «критериев успеха» вполне можно впасть в депрессию через пару месяцев. Напоследок вот вам еще пара поводов для размышления:
На самом деле, список можно продолжать бесконечно. Ради этого опыта мы сюда и ехали. Поэтому стараемся keep calm and carry on — а там разберемся по ходу.