|
Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily Vasilyevich), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). |
Портрет бачи, 1867-1868, Третьяковская галерея |
Афганец, 1867-1868, частное собрание |
После неудачи, 1868, Русский музей |
|
Всю жизнь русский художник Василий Васильевич Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. |
После удачи, 1868, Русский музей |
Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870, Третьяковская галерея |
У дверей мечети, 1870-е годы, Музей изобразительных искусств, Бостон |
|
|
|
Много путешествовал Василий Васильевич Верещагин и в частном порядке, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 году Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски – пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато – коричневым, воистину «пустынным» колоритом. |
Апофеоз войны, 1871 |
У крепостной стены, 1871 |
Киргизский охотник с соколом, 1871 |
|||
| Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве | |||||
|
Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Государственная Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Другая картина художника «Торжествуют» (1871–1872, Государственная Третьяковская галерея) имеет такое описание автора: «Средняя Азия. Самарканд, площадь Регистан. Торжество победы над врагом. Эмир Бухары и жители города на площади, где водружают шесты с головами убитых русских солдат.» |
Нападают врасплох, 1871 |
Торжествуют, 1871-1872 |
Двери Тимура, 1872 |
|||
| Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве | |||||
|
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно "Побежденные. Панихида" (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. |
Продажа ребенка-невольника, 1872 |
Смертельно раненный, 1873 |
Высматривают, 1873 |
|||
| Эти три картины хранятся в Третьяковской картинной галерее в Москве | |||||
|
Широкую известность завоевала также его серия "Наполеон в России" (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги "На войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894); большой интерес представляют также "Избранные письма" художника Верещагина (переизданы в 1981). Василий Васильевич Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура. |
Парламентеры, 1873 |
Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-1876 |
Горный ручей в Кашмире, 1875 |
|||
| Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве | |||||
Шипка-Шейново. Скобелев на Шипке, 1878, Третьяковская галерея |
Побежденные. Панихида, 1878–1879, Третьяковская галерея |
Людоед, конец 1870-х - начало 1880-х, частное собрание |
Aдъютант, 1878-1887, частное собрание |
Дорога военнопленных, 1878-1879, Бруклинский музей, Нью - Йорк |
Лагерь военнопленных, 1878-1879, Бруклинский музей, Нью - Йорк |
Победители, 1878-1879, Киевский музей русского искусства, Украина |
После атаки. Перевязочный пункт под Плевной в 1877-1878 годах, 1881, Третьяковская галерея |
Шпион, не датировано, предположительно 1878-1880-е годы, продажа Sotheby's, частное собрание |
Царская гробница в Иерусалиме, 1884, частная коллекция |
Распятие в эпоху римлян, 1887, частное собрание |
Проход Барскаун, 1863, первая картина художника |