Помимо использования в астрономии, биологии, истории, картографии она используется в фотожурналистике, документалистике и коммерческой фотографии с целью рекламы продаваемой продукции.
Несколько обособлено ото всех эти видов фотосъемки стоит художественная фотография, претендующая та то, чтобы называться особым жанром искусства.
В современном мире продолжаются жаркие дискуссии о том, может ли фотографирование быть творческим процессом и претендовать на место рядом с живописью. Аргументы, которыми оперируют противники признания фотографии, достаточно убедительны.
Во-первых, в отличие от художника фотограф не преобразовывает окружающий мир, а просто копирует. Далее, для создания современной фотографии требуются минимальные навыки работы человека, берущего в руки фотоаппарат.
В-третьих, само изображение на листке бумаги не является рукотворным – образ получают сугубо техническим и высокомеханизированным образом.
Одновременно, использовав негатив возможно получить неограниченное количество копий образа, а особенности получения фотографии ограничивают авторов в передаче индивидуального стиля.
Также, в наше время так и не существует четкого определения словосочетанию «художественная фотография», а предложенные определения в различных словарях и энциклопедиях подвергаются постоянному анализу и критике.
Сторонниками фотоискусства, с другой стороны, называются важнейшие отличия фотоискусства от простого массового запечатления реальности, репортажной фотосъемки и фотографирования продукции, для рекламных проспектов.
Фотограф-художник имеет дело с обобщением ситуации и демонстрацией образа с определенного ракурса, раскрывающая личное видение фотографа окружающего мира.
Известно также, что даже первые художники проявляли необычную фантазию отображении композиций, увиденных ими на улицах города, театрах и кафе.
Творческий процесс отражения фотографом окружающего мира заключается и в том, как он кадрирует действительность, заключая определенный предмет, группы предметов в рамку.
Также художественная фотография выработала свои специфические соотношения между целым и его деталями, поскольку ограничено в средствах работы. Таким образом автор вынужден более тонко работать с объектами.
Необходимо также сказать, что люди, не принимающие фотографию как искусство, не осознают, что в основе процесса лежат те же правила, что и в искусстве при выборе сюжета, ракурса, освещения и важно, чтобы фотограф, подобно живописцу чувствовал композицию, а также особенности ограничения части окружающего мира и помещения его в рамку.
Но при ограниченности средств, вынуждены более тонко разбираться в теоретических аспектам и более глубоко и профессионально ощущать момент, который будет отображен на фотографии как образ демонстрирующий творческое осмысление.
Автор статьи: Ирина Шастова