Когда в кремлевской Оружейной палате почти не осталось яиц Фаберже, ее директор Дмитрий Дмитриевич Иванов покончил с собой. Он не мог ничего сделать. Не мог спасти драгоценности. Он писал какие-то записки, отсылал объяснительные письма, взывал к здравому смыслу. Бесполезно. Сокровища его родной страны на его же глазах распродавались большевиками за бесценок. Действительно, а чего носиться с этими яйцами? Ну, подумаешь, там внутри маленький механический павлинчик крутит головой и переставляет лапки? Подумаешь, засунули в яйцо платиновый паровозик Транссиба с золотыми вагончиками? У императора и дороже были драгоценности, даже в сотни раз дороже.
28 яиц Фаберже изготовил Михаил Перхин
В общем, грустная история, и все знают, чем она кончилась, вот только маленькая поправочка: эти яйца сделал не Фаберже. Не Карл Густавович. Их сделал Михаил Перхин. И «Дворцы Дании», и «Белые лилии», и «Гатчинский дворец» — всего 28 пасхальных яичек, и все это мастерская Перхина. А Фаберже они стали почему — потому что Перхин на Карла Густавовича работал. То есть у него вроде бы и была своя мастерская, а вроде и не особо-то она была своя, а фирме Фаберже принадлежала, и Перхин просто числился талантливым мастером ювелирного дома. Талантливых мастеров Фаберже любил, и молодые дарования к себе приглашал охотно, искусными работами гордился, ставил другим в пример, а сделаешь халтуру, так Карл Густавович возьмет молоточек и все твое творчество одним ударом — хлоп!
Называть Карла Фаберже ювелиром не совсем правильно. И даже обидно как-то, что все помнят только изысканные императорские портсигары или филигранные пасхальные яйца, в то время как Дом Фаберже чего только ни выпускал. Пришла мода на фотосъемку — появились рамки для фотографий. Изобрели электричество — появились дверные замки. («Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг, — объяснял Фаберже. — Иногда и неудобно дарить драгоценности, а такая вещица подходит».) Потом наступила война — запустили в производство гильзы, гранаты, шприцы. Фаберже работал до тех пор, пока не узнал об убийстве императора.
Фаберже выпускал дверные замки, рамки для фото и даже гильзы
Тогда он сдал свой дом в аренду швейцарскому посольству. Драгоценности на астрономическую сумму были спрятаны в сейфе, который помещался в бронированном лифте, а лифт по ночам находился под током. Карл Густавович придерживался очень консервативных взглядов. Он считал, что если ты нормальный человек, то что бы там ни происходило — смена власти, война, революция, — территория иностранного посольства считается для тебя неприкосновенной. Он же не знал, что это за люди такие — чекисты.