• Авторизация


Без заголовка 13-06-2022 10:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Ювелирный тандем Джоржа Фуке и Альфонса Мухи

 Сегодня речь пойдет не об одном создателе уникальных золотых ювелирных украшений, а о творческом союзе художника Альфонса Мухи и потомственного ювелира Жоржа Фуке.

Альфонс Мариа Муха (24 июля 1860, Иванчице, Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво».

    [показать]

Они начали работать вместе в 1900 году, когда Фуке недавно открыл собственную ювелирную мастерскую и готовился к участию к выставке в Париже, и попросил у Мухи сделать эскизы для его работ. Муха в то время уже зарекомендовал себя в Европе как художник и создатель рекламной продукции: особенно популярны были его женские образы — девы славянской и персидской внешности, с загадочными взглядами, неуловимо лукавыми лицами и сияющими волосами. За эту выставку Фуке получил золотую медаль, которая надолго скрепила союз живописца и ювелира.

Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи, 1899−1900-е

Золотая брошь в виде цветка и шершня, украшенная эмалью, Жорж Фуке по дизайну Шарля Дерозье, около 1901 г., из собрания музея V&A, Лондон

[показать] [показать]

Золотые кольца с растительными орнаментами, заколки для волос в виде бабочек, и конечно же, броши и подвески с медальонами, на которых были изображены неповторимые фантастические красавицы Альфонса Мухи — вот обычный ассортимент магазинчика Фуке, который до сих пор существует в Париже, как достопримечательность и образец стиля. Лотосы и орхидеи чаще всего встречались в цветочных орнаментах этих ювелирных изделий: лотосы, изображенные в древнеегипетской манере, попадали на булавки и заколки для волос, а орхидеи превращались в брошки из перламутра, жемчуга и эмали.

Золотая брошь-кулон в египетском стиле с бирюзовым кабошоном в форме яйца, обрамленным веерообразными эмалевыми лотосами с сегментами белого опала, подчеркнутыми топазами прямоугольной формы и обрамленными бриллиантами, с подвеской из белого опала в виде капли, Жорж Фуке, около 1910 г.

Брошь из золота и серебра с рельефным изображением девушек в обрамлении из бриллиантов и жемчуга, украшенная веточкой омелы из эмалированного золота, Жорж Фуке, около 1903 г., из собрания музея V&A, Лондон

Золотая подвеска с опалом, украшенная жемчугом и витражной эмалью, с изображением пейзажа, эмалевой реки и деревьев под опаловым небом, в обрамлении эмалевой листвы, Жорж Фуке, около 1900 г.

Также, как и Лалик, Фуке ценил бесформенные барочные жемчужины, прозрачность стекла, мерцающие опалы и переливчатый перламутр в сочетании с яркой эмалью и металлом. Но если у Лалика пеобладали европейские мотивы — греческие нимфы и кельтские фейри — то в работах Фуке и Мухи читались восточные, африканские и чешско-славянские образы и орнаменты.

Цепочка Бьянка Капелло, ок. 1878. Альфонс Фуке, Поль Грандом, Шарль Беранжер. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль

Браслет «Диана», 1883. Альфонс Муха, Эжен Каррие-Беллёз, Поль Грандом, Оноре Бурдокль. Золото, бриллианты, окрашенная эмаль.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.

В 1923 году у фирмы начали падать доходы и сотрудничество Фуке и Мухи прекратилось. Поздние работы мастера более традиционны и лаконичны по дизайну: вкусы публики изменились, и с этим ничего нельзя было сделать. Но до сих пор по всему миру коллекционеры особенно ценят работы тандема Фуке-Муха, за их волшебную красоту и аромат эпохи art nouveau. 

Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты

[показать]

Фуке воплотил ряд искусных украшений по рисункам Мухи. В своих произведениях ювелир обычно использовал золото, эмаль, слоновую кость, опалы, жемчуг и маленькие бриллианты.

Брошь-подвеска из золота и платины с бриллиантами и жемчугом, украшенная витражной эмалью, с резной женской головкой из слоновой кости, Жорж Фуке, около 1900 г.  

Спустя треть века после обретения всемирного признания Ювелирный Дом Фуке все же был разорен. Однако на протяжении всей своей деятельности, а это чуть более 40 лет, Жорж Фуке и его сын Жан не только вывели компанию в лидеры, но и оставили после себя яркий след.

Вернемся в самое начало этого союа

Основателем Ювелирного дома Фуке был отец Жоржа – Альфонс. С одиннадцати лет он трудился на ювелирном поприще – сначала подмастерьем (поступил на службу к ювелиру в знаменитом парижском квартале Марэ в 1838 году), а спустя 5 лет начал самостоятельно выполнять заказы.

Известность к старшему Фуке пришла в 1855 году – когда он стал победителем конкурса по созданию наилучшего головного убора – свадебного подарка для вступающего на трон правителя Египта. Этот конкурс проходил в рамках Всемирной выставки в Париже. А спустя 5 лет после обретения славы, Альфонс открыл свой первый магазин. Украшения, создаваемые Альфонсом Фуке, были оформлены в венецианском стиле.В 1880 году мастер увлекся только набиравшим в те временя популярности неоклассическим стилем – Ар Нуво. За 5 лет до своего ухода Альфонс считался самым блестящим ювелиром в Париже. В 1895 году ювелирной компанией стал управлять его сын – Жорж. 

Стиль Ар Нуво стал для Жоржа основным направлением, в котором он создавал свои украшения. Сотрудничество в тандеме с чешским дизайнером Альфонсом Мухой принесло ювелирному дому Фуке еще большую популярность, чем было при отце. В 1900 г. украшения тандема Фуке-Муха были высоко отмечены на Всемирной выставке – это была одна из главнейших экспозиционных площадок тех времен.

[показать]

Начиная с 1900 года, под брендом Фуке создавались исключительной красоты украшения с растительными орнаментами, изображениями нимф, фейри и сказочных животных. ло создано для легендарной Сары Бернар к премьере ее спектакля «Медея».

[показать] [показать]

Браслет «Медея» — одно из самых ярких, экстравагантных и изумительных украшений, созданных Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке для Сары Бернар. Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.

Золотой браслет «Медея» Фуке выполнил в 1899 году. Змея обвивала запястье и поднималась выше по руке. Ее голова выполнена в технике перегородчатой эмали, создавая чешуйчатую поверхность. Кроме того, дорогое изысканное украшение было дополнено рубинами, опалами и бриллиантами. Браслет соединялся цепочкой с кольцом тоже украшенным головой змеи, — две змейки словно смотрели друг на друга. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Сара Бернар блистала на сцене в экстраординарных сценических костюмах и заказывала себе такие же необычайные украшения. Альфонс Муха выполнил шесть афиш с актрисой, на которых она выглядела юной и прекрасной в свои 54 года. Сара была более, чем довольна его графическими работами и ожидала таких же поразительных результатов от ювелирных украшений.

Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
Альфонс Муха

А.П.Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…». Ослепить она пытается и своими украшениями — роскошными ожерельями, широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.

В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.


Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы.

Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле "Принцесса Греза".А.Муха "Сара Бернар", 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного ее друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий.

Подвеска «Принцесса Греза» по эскизу А. Мухи, 1900, бронза, позолота. Фонд А. Мухи, Прага

Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль

Фото А. Муха в своей мастерской на фоне плаката с изображением Сары Бернар

«Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар»… Продолжение читайте в нашей биографии.

Жорж Фуке доверил Альфонсу Мухе делать эскизы украшений для стенда дома Фуке на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Их работы вызвали всеобщее одобрение и даже наделали немало шума. За 202 дня, которые длилась выставка, ее посетили 50 миллионов человек — более, чем все население Франции! Сегодня известны два произведения, участвовавших в этой знаменательной выставке начала века — кольцо и цепочка.

Кольцо «Павлин». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Экспонировалось на Всемирной выставке в Париже от Ювелирного дома Фуке в 1900 году.

Кстати, на этой выставке Муха представил не только ювелирные работы, но и свои блестящие достижения в области скульптуры. В павильоне Боснии и Герцоговины Альфонс Муха выставил свою скульптурную работу — «Природа». Из графики художника сразу вспоминается его работа «Зодиак». Пока таинственная и чувственная девушка притягивает и завораживает зрителей, исследователи продолжают разгадывать загадку — чье лицо вдохновило мастера и кого он изобразил? 

А.Муха «Природа», 1899−1900. Бронза, позолота, малахит. Музей Конца ХІХ века в Брюсселе

Зная об увлечении Мухи фотографией, историки изучили архивные фото многих европейских музеев и пришли к выводу, что музой скульптора могла быть Сара Бернар или знаменитая парижская танцовщица Клео де Мерод.

 
 
Муха работал только три года с Фуке — с 1899 по 1901, но за это время он серьезно повлиял на образы ювелирного искусства и на само восприятие своей работы ювелиром. В то время, как в этом искусстве еще со времен Людовика XVI главным считалось использование самых драгоценных камней, Фуке и Муха пересмотрели сами основы. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы не по своей стоимости, а из их способности включиться в общий дизайн.
 
 
Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900.Эскиз А.Мухи к ювелирным украшениям, ок. 1900
 
 
Гребень "Бабочка", 1899, панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, аметисты, бриллианты, 15 х 9 см. Музей Пти Пале, Париж
Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905-1906, кость, эмаль, золото, бриллианты, жемчуг. Музей Пти Пале, Париж
 
 
 
Брошь. Ювелир Ж.Фуке по эскизу А.Мухи. Эмаль, жемчуг
 
Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке
Альфонс Муха
 
Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся преодолеть сложившиеся взгляды на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, сложные украшения для корсажей. Многие работы включают его любимые мотивы — изображения очаровательных молодых девушек, а особенностью форм изделий были мистические круги и полумесяцы.
 
Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А.Мухи. Золото, эмаль, полудрагоценные камни
 
А вот и история, стольже прелестная, сколь и тема нашего исследования: Альфонс Муха своей невесте сделал свадебный подарок — ожерелье. Он сам нарисовал эскиз будущего украшения, а выполнил его пражский ювелир Ян Рехнер в 1906 году. Золотое ожерелье украшено амулетами-подвесками из полудрагоценных камней, гроздьями подков и тремя голубками — знак любви и символ супружества.
 
 
Ювелирный бутик как произведение искусства

В 1899 году Фуке поручает Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерной плавной, гибкой линией и изобилием природных мотивов.
 
 
Фасад магазина украшает бронзовая центральная панель с рельефом полуобнаженной девушки, окутанной развивающимися волосами и драпировкой и фриз из десяти витражей с изображениями модных красавиц. Девушки по-прежнему любимый объект художника!
 
 
Роскошный интерьер, как и подобает ювелирному бутику, заставляет покупателя потерять голову!
 
 
Интерьер ювелирного магазина Жоржа Фуке в музее Карнавале в Париже
 
Муха дает волю своей фантазии и интерьер утопает в живой природе — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы декорированы цветами, листьями и бутонами; панели украшает рисунки на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы. В зале салона дизайнер поместил чудный камин витиеватых форм, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в «японском стиле», «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.
 
 
 
«Я постоянно изучаю природу. Нет ни одного растения, цветка, который бы не был полон предложений и воплощений». Альфонс Муха
 
 
А.Муха. Эскиз камина для интерьера салона Ж.Фуке, 1899, акварель, карандаш
Фото интерьера ювелирного салона Ж.Фуке, 1899
 
 
Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке
Альфонс Муха
 
 
В 1923 году стиль модерн вышел из моды и Фуке решил обновить облик своего магазина. Он бережно демонтировал все элементы интерьера, а в 1941 году преподнес в дар парижскому музею Карнавале. Роскошный интерьер ювелирного дома Фуке воссоздали в одном из залов музея в 1989 году вплоть до мозаичного пола, разработанного по эскизам Мухи
 
 
 
 
 
Альфонс Муха покорял все виды искусства, включая архитектурный дизайн, фотографию, живопись, графику, фрески, ювелирное мастерство, приближаясь к званию универсального мастера. Но чем бы ни занимался этот удивительный художник, единственной его целью был поиск красоты.
=====================
 

Серия сообщений "Стиль Модерн и Ампир в искусстве":
Часть 1 - Винтажные флаконы для духов
Часть 2 - Ювелирное искусство дизайнера Рене Лалика
...
Часть 32 - Париж в стиле высокого классицизма.Ампир и эпоха Наполеона
Часть 33 - О Париже.Архитектурные соревнования между ар-деко и модернизмом (1919—1939)
Часть 34 - Ювелирный тандем Джоржа Фуке и Альфонса Мухи
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Джолма - Дневник Джолма | Лента друзей Джолма / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»