1
Надписи на этой (первой) витрине к сожалению плохо сфоткались, на темном фоне сарафана, не читаются.
[показать]
2.
[показать]
[показать]
3 -4
[показать]
[показать]
5. Штаны мужск, конец 19в, Вологодская губ, коми-пермяки, льняной холст.
[показать]
6. Рукавицы, конец 19в, Вологодская губ.
Синяя, полосатая, клетчатая и набойчатая ткань синего цвета часто использовалась в убранстве жилища. Люлька с пологом, постельные принадлежности, скатерти, половики всех оттенков индиго в 19в. и перв. половине 20в. являлись неотьемлемой частью традиционного интерьера.
[показать]
7. "Зыбка" - детская колыбель с пологом.
[показать]
8.
9. Занавески, Пермская губ, нач 20в, льняной холст.
[показать]
10. Скатерть - 30-40гг 19века, Вятская губ.
[показать]
[показать]
11. Детская одежда, 2я половина 19в, Вологодская губ, льняной холст.
[показать]
12. Куклы, 2я половина 19века, Европейская Россия.
Индиго - природный кубовый краситель. Название "кубовый" возникло благодаря способу изготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах - "кубах". Искусные мастера - "синильщики", "красильщики" - могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. Из "синюхи" шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.
[показать]
13. Образец крашенины с биркой владельца, нач 20в, Вологодская губ.
В баночках - натуральные красители для ткани, конец19в, Узбекистан, г.Самарканд.
[показать]
14. "Кайчи" - ножницы, Узбекистан. нач 20в.
[показать]
15. "Порты" - детские штаны, 2я полов. 19в, Вологодская губ, льняной холст.
[показать]
[показать]
16, 17. Куклы, 2я полов. 19в, Европейская Россия.
Особую группу текстильных памятников представляют изделия, выполненные из клетчатой или полосатой ткани. Такая фактура достигалась за счет использования в процессе тканья нитей различных цветов. Чаще всего это было сочетание неокрашенных (отбеленных) нитей с нитями различных оттенков индиго. Из этой ткани шили штаны (русские, белорусы, коми, чуваши и др.), рубахи (татары), верхнюю одежду (башкиры, узбеки, таджики). Полосатые ткани в полихромной цветовой гамме в прошлом были широко распространены на территории Средней Азии.
[показать]
18. Ступа с пестом - приспособление для ......?......
нач 20в, Казанская губ, чуваши.
[показать]
19. Корыто долбленое, нач 20в, Республика Коми, коми-зыряне.
и образцы ткачества, конец19 - нач20в, Пермская губ, коми-пермяки, русские, льняная домотканина.
[показать]
20. "Чалбары" - штаны мужские, конец19-нач20в, Оренбургская губ, чуваши, конопляный холст.
[показать]
21
[показать]
22. №2 - рубаха для девочки, конец19-нач20в, Пермская губ, татары-мишари, льняной холст, ситец.
[показать]
23. Рубаха женская, конец19-нач20в, Пермская губ, татары-мишари, льняной холст, ситец.
[показать]
24. Рубаха девичья, конец19-нач20в, чуваши, конопляный холст, ситец, кумач.
[показать]
25. "Шиба" - женский рабочий кафтан, конец19-нач20в, Пермская губ, башкиры, льняной холст.
[показать]
26. "Иштан" - мужск. штаны, конец 19в, узбеки.
"Яхтак" - мужск. халат, конец 19в, узбеки, х/б ткань.
[показать]
27. Мешок, конец 19-нач20в, Пермская губ, льняной холст.
При изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном изделии могли сочетать разные материалы: домотканина, ткани фабричного производства, замша. Комбинируя различные по цвету и фактуре материалы с синим хлопчатобумажным, льняным или конопляным полотном, мастерицы создавали оригинальные орнаментальные композиции. Таким образом создавалось многообразие колористических, графических и технологических построений.
[показать]
28. Сверху - рубаха женская, конец19-нач20в, чуваши, конопляный холст, сатин, ситец.
29. №2 - "Илен" - мужск. подвенечный кафтан, Самарская губ, чуваши, лен, хлопок, кумач, позумент.
[показать]
[показать]
30. "Куинь-серго" женск. головн. убор, конец19-нач20в, Вятская губ, удмурты.
Рядом кукла, оттуда же, конец 19в. (к сожалению крупным планом совсем не получилась)
[показать]
31. №3 - шапочка охотника, нач 20в, Амурский край, нивхи.
№4 - воротник женский, 1я половина 20в, Хабаровский край, нанайцы.
№5 - обувь женская, Приморская обл, нанайцы, конец 19в.
[показать]
32. Мужской рабоч. костюм, нач 20в, Хабаровский округ, нанайцы.
[показать]
33. №2 - жилет для мальчика, нач20в, Приморск. обл, нивхи.
№3 - наголенники, нач20в, Приморск. обл, нанайцы.
№4 - женск. головн. убор, нач20в, Приморск. край, нанайцы.
[показать]
34. Халат девичий, нач 20в, Приморск. обл, нивхи.
Полихромная вышивка шелк. или шерст. нитями по темно-синему полю выглядит очень декоративно. Этот орнаментальный прием не был широко распространенным. Локальная традиция этой вышивки представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталей костюма. Подобный способ декорирования ткани в традиционной культуре вполне соотносим с популярной в 1970-1980-е гг вышивкой на джинсовой одежде.
[показать]
35. Платье невесты, сер19в, Хорезмский оазис, каракалпаки, х/б холст, сукно, шёлк. нитки.
[показать]
36. №2-5 --- "Женгсе" - нарукавники на верхнюю женскую праздничную одежду, конец 19в, Хорезмский оазис, каракалпаки.
№6 - "Унурше" - девичье нагрудное украшение, каракалпаки.
[показать]
37. №9 - "Сяпто" - наушники, Приморская обл, нанайцы.
Рядом 2 шапочки - женск. головн. уборы "сорока", конец 20в, Тверская губ, льняной холст, шест. нитки.
[показать]
38. Возможно это нарукавники, нач 20в, Дальневосточный край, нанайцы, х/б, шелковые нитки.
С начала 19 века набойный промысел получил в России широкое распространение. Набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (штаны, рубахи) и женской одежды (сарафаны, юбки, фартуки, платки), как подкладочный материал (например, для кафтанов), а также для изготовления различных предметов домашнего обихода (скатертей, занавесок, наматрасников). У многих народов складывались и развивались собственные традиции создания набойчатых тканей.
[показать]
39. "Доски печатны" - валики для нанесения узора, конц19-нач20в,
Коми-Пермяцкий нац. округ
[показать]
40. Доски набойные, конец 19-нач20в, Республика Коми, и образец набойки на ткани.
Образцы тканей.
[показать]
[показать]
[показать]
42
[показать]
43. №10 - "Балак" - женские штаны, конец 19в, Туркмения, х/б и полушелковая ткань.
44. Сверху - мужская рубаха, 2я пол. 19в, Тульская губ, русские, льняной холст.
и "Китаечник" - женск. верх. одежда, конец 20в, Псковская губ, льняной холст, ситец, сатин.
[показать]
[показать] 46
[показать]
45. 2 женск. сарафана, а рядом (46) - рубаха и сарафан женщины пожилого возраста, Пермская губ, коми-пермяки, льняной холст, кумач, конец19-нач20в,
[показать]
47. справа - "Запон" - передник (? почему передник, если это целое платье:))) 2я половина 19в, Тамбовская губ, русские, льняной холст.
Сверху "китаечник"
[показать]
48. "Сорока" с "кудрями" - женск. головной убор, нач 20 в, Рязанская губ, льняной холст, береста.
[показать]
49. К этому не обнаружила подписей.
Очень красивая вышивка, хоть и мутно получилось, но схемы узоров вобщем-то понятны.
[показать]
50
[показать]
51
[показать]
52
[показать]
53
А этот текст мне перепечатывать уже лениво.
[показать]
[показать]
Добавила фотки на тему индиго-тканей из постоянно действующей экспозии музея, из какого-то другого зала.
54
[показать]
55
[показать]
56
[показать]
57
[показать]
58
[показать]
59
[показать]
60
[показать]