Вряд ли существует много стран, которые с точностью до года могут назвать дату своего образования. Венграм в этом плане повезло – для них такая дата существует, это время, когда племя, наконец, нашло себе территорию, протопав довольно приличное расстояние, и стало государством. Обретение родины произошло в 896 году, что дало повод ровно через тысячу лет закатить нешуточную пирушку и потрясти самих себя и гостей, буде такие объявятся, достижениями народного хозяйства за десять веков.
В числе событий, приуроченных к этой знаковой дате, было открытие в Будапеште выставки, где самым примечательным оказался павильон в городском парке с фанерными макетами некоторых значительных сооружений, расположенных на исторических территориях Венгрии (венгры вообще очень много территорий считают своими историческими), каждое из которых отображало отдельный архитектурный стиль. Так вот, замок Вайдахуняд – копия замка Корвинов (XV в.), находящегося в данный момент в Румынии, в городе Хунедоара. Также рядом с замком скопирована и замковая надвратная башня надвратная башня в Сигишоаре (все та же Румыния). На выставке экспонировался макет этого замка, сделанный из картона и папье-маше.
После празднования тысячелетия экспозиция была закрыта, вместе с ней ушла в небытие и картонная крепость. Но постройка настолько полюбилась жителям города, что они стали просить муниципалитет вернуть комплекс на место. Желание масс было удовлетворено, и в 1907 году состоялась церемония открытия обновленного замка, которую возглавил австрийский император Франц Иосиф. Новый Вайдахуняд был сделан из камня, автором его стал знаменитый архитектор И.Алпар (кстати, несмотря на свой гений, ребенком Алпар не подавал никаких надеж. Что и говорить, начальную школу будущий мастер окончил, будучи уже пятнадцатилетним подростком – видимо, решил, что спешить ему некуда, вот и сидел в одном классе года по два-три. Отец, которому осточертело безответственное отношение сына-лоботряса к учебе, отправил его на стройку. Трудился Алпар в подмастерьях у каменщика, и, как ни странно, ручной труд молодому человеку очень понравился, он поступил в гимназию, затем учился в Академии искусств в Берлине, где получил ученое звание доктора
архитектуры). И хотя замок сам по себе «новодел», это не уменьшает его красоты, не уменьшает и впечатления, которое он производит. Построен он в псевдоготическом стиле, изобилует шпилями, башенками, стрельчатыми окнами и прочими элементами готики. А вот часть внутреннего фасада его выполнена в пышном стиле барокко.
Во дворе замка имеется также копия часовни бернардинского монастыря в городе Як (запад Венгрии) в романском стиле. Очень красивое культовое сооружение, и особенно чудесен его портал.
Перед стенами замка вырыт ров с водой – все как в настоящей средневековой крепости. Чтобы попасть внутрь, надо пройти по мосту. Минуя ворота, выполненные в готическом стиле, мы попадаем на территорию замкового ансамбля. С левой стороны расположена копия романского монастыря и небольшая часовня, вход в которую скопирован с ворот костела, расположенного в западной части Венгрии. Неподалеку находятся сооружения в готическом стиле, напоминающие рыцарскую цитадель. Здесь можно увидеть прекрасную лоджию, установленную на четырех консолях и часть абсиды капеллы, выполненной в готическом стиле. На ней закреплен медальон, изображающий И.Алпара, его поместили сюда в 1925 году, когда автор Вайдахуняда отмечал семидесятилетие. С правой стороны от ворот выстроена обращенная к озеру башня, являющаяся точной копией башни крепости Шегешвара. Напротив ее располагаются постройки дворика, в которых удивительным образом переплетаются мотивы Возрождения и готики.
На стенах высечены барельефы с изображениями короля Матиаша и его супруги принцессы Беатриче Арагонской, итальянки по происхождению, которая положила начало традициям Ренессанса в венгерском искусстве.
Далее находится башня Апстолов, за которой примостилось настоящее итальянское палаццо. Не пройдите мимо пышного дворца, выстроенного в характерном для XVIII века стиле барокко – сооружения поражает своими изысканными формами и разнообразными скульптурными композициями. Возле дворца установлен памятник коллеге Нестора-Летописца – Анонимусу, неизвестному летописцу, который в начале XII века написал Gesta Hungarorum (Деяния венгров) – летопись, историческую важность которой для истории Венгрии сложно переоценить. Ныне скульптура Анонимуса – место паломничества практически всех иностранных туристов. Есть поверье, что нужно потереть перо монаха — и то ли снизойдет на тебя гениальность, то ли приедешь еще раз сюда дабы на пару с Анонимусом писать историю новой Венгрии. Какая теория больше нравится — ту и выбирайте.
Исходное сообщение ахДуняша И хорошо, что есть задумка познакомить нас с венгерским языком! Будем ждать.Венгерский язык сложный, зараза! :)))