Эффективное реагирование на недоброжелательную критику
Контексты применения
Личное общение. Деловое общение. Консультирование и психотерапия (в качестве стратегии для работы с неудовлетворительным прошлым опытом реагирования клиента на недоброжелательную критику).
Цель использования
Сохранение ресурсного состояния. Обогащение карты.
Возможные эффекты от использования моделируемого навыка
Повышение устойчивости к стрессам. Развитие. Сохранение нормальных отношений с «критиками».
Специфические состояния, которые нужны для успешного обучения моделируемому навыку. Стартовые условия Ресурсное состояние. Убеждения: из любой критики можно почерпнуть что-либо полезное; каждый человек имеет право на свою точку зрения. Ценность — развитие.
Описание шагов реализации моделируемого навыка
*
Слышу (вспоминаю для работы с прошлым опытом) критические слова в свой адрес. Обращаю внимание на тон голоса и метасообщение человека. Это неприятно.
*
Мысленно говорю себе, что в этой ситуации я хочу сохранить ресурсное состояние и узнать что-то новое.
*
Мысленно говорю себе, что такое поведение человека, возможно, вызвано его потребностями и/или ограничениями и не имеет отношения ко мне.
*
Визуально представляю защитную оболочку вокруг себя и негативную энергию, идущую от критикующего человека, отражающуюся от защитной оболочки и возвращающуюся обратно к нему, не касаясь меня.
*
Мысленно говорю себе, что это дает возможность человеку решить свои проблемы более адекватным способом. Внутренний диалог и визуализация позволяют мне сохранить достаточно ресурсное состояние. (Для работы с прошлым опытом представляю картинку взаимодействия «критика» и себя в защитной оболочке).
*
Выясняю критерии оценки и желаемое для «критика» поведение с моей стороны, при необходимости задаю вопросы. (Для работы с прошлым опытом вспоминаю речь «критика» или конструирую).
*
Представляю картинку, на которой я действую в соответствии с пожеланием «критика».
*
Если эта картинка вызывает у меня отрицательную эмоциональную реакцию, то я мысленно говорю себе, что новый опыт для меня не экологичен, и я его не принимаю. Сохраняя ресурсное состояние, сообщаю «критику» о том, что у меня другая точка зрения по этому вопросу, и даю отрицательную оценку форме высказывания «критика».
*
Если у меня эта картинка вызывает положительную или нейтральную эмоциональную реакцию, то я мысленно говорю себе, что это может быть приемлемым и полезным для меня опытом, и стоит исследовать контексты, где этот опыт можно использовать.
*
Представляю картинки с использованием нового опыта в разных контекстах.
*
Если эта картинка/картинки вызывают у меня отрицательную эмоциональную реакцию, то мысленно говорю себе, что новый опыт не экологичен для меня в определенном контексте/контекстах, и не принимаю его.
*
Сохраняя ресурсное состояние, сообщаю о неприятии формы и содержания высказывания «критика».
*
Если эта картинка/картинки вызывают у меня положительную эмоциональную реакцию, то мысленно говорю себе, что новый опыт полезен в определенном контексте/контекстах, и я принимаю его.
*
Благодарю «критика» за новый опыт, но даю отрицательную оценку форме высказывания.