[800x420]Флоре́нция (итал. Firenze, лат. Florentia) — великолепный город-музей на реке Арно, в прошлом — центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства, а теперь — административный центр региона Тоскана Италии.
**** Мы встретили восход солнца в отеле Президент, с балкона которого открывался вид на центральный вокзал и церковь Санта Мария Новелла. Перекусили, выпили кофе... ... и пошли покорять Флоренцию ))) День предстоял насыщенный: с утра - пешеходная обзорная экскурсия, посещение галереи Уффици, далее - обед, посещение дворца Питти, моста Понте Веккьо, и вечером - ужин-представление во дворце Боргезе. *** Соборная площадь (Piazza del Duomo) — сердце города и главная площадь Флоренции. На ней находится целый ряд знаменитых сооружений: Флорентийский собор Дуомо, 84-метровая колокольня Джотто и самое старое здание города — Баптистерий Здесь, у его ворот, нас встретила гид, пожилая сухопарая женщина со скрипучим голосом, и сразу предупредила: "Даже не пытайтесь охватить фотографией Дуомо, это невозможно! Любые фотки будут просто обрезками..." Конечно, ее никто не послушал, каждый наделал своих... фото-фрагментов этого поистине грандиозного сооружения! Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) начали строить в XIII веке под руководством зодчего Арнольфо ди Камбио. И строили шесть веков (с перерывами по 30-40 лет). Это самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто (раннего итальянского Возрождения), построеное как базилика в виде латинского креста. Проходы здания выполнены в виде высоких арочных аркад, которые составлены из колонн. Высшая точка этих сводов достигает 23 метров, длина — 153 метра, ширина в трансепте — 90 метров. Процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиены и Пизы, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате, Санта-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе: в нём может разместиться 30 000 человек. Оставалось только закончить купол. Фасад собора украшен неоготическими цветными панелями из мрамора трех основных оттенков – зеленого, белого и розового. В верхней части фасада здания расположены статуи апостолов, а посередине Дева Мария с младенцем. Не менее поражает и вход в собор, который представляет собой огромные бронзовые двери, украшенные сценами из жизни Мадонны. В нишах на тронах восседают папы, под ними расположены плиты с родовыми гербами. Флоренция хранит благодарную память о российских меценатах из рода Демидовых: одна из бывших вилл Медичи и поныне известна как Вилла Демидофф (итал. Villa Demidoff), таким же именем часто называют и вторую виллу в окрестностях Флоренции — Виллу Сан Донато. Первая из них связана с именем более позднего Демидова: Павла Павловича, князя Сан-Донато, здесь же он и скончался. А вторая — с именем его деда, Николая Никитича Демидова, который и соединил судьбы династии с Флоренцией, будучи в ней послом Российского двора. В память о благотворительной деятельности, которой занимался «Никколò Демидофф», флорентийцы назвали его именем площадь на берегу Арно , а его потомки заказали скульптору Лоренцо Бартолини многофигурный памятник, который и сейчас находится там под необычной стеклянной крышей. Герб Демидова В 1331 г. пост главного архитектора получил Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой. В нишах первого в яруса в XV веке установили статуи пророков. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который и закончил кампанилу. Высота колокольни - 84 метра, и она имеет семь колоколов. Красный купол собора, созданный по проекту Филиппо Брунеллески, - уникальное творение инженерного гения — построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем. Его диаметр составляет 42 метра, высота купола от пола собора - 91 метр, световой фонарь высотой 16 метров. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн. Купол Санта Мария дель Фьоре, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Даже панорамное фото (из Википедии) не покажет нам Собор полностью... Одним словом, это надо видеть! [700x525]*** К XIV веку именно во Флоренции окончательно оформился новый период в развитии европейского искусства, получивший впоследствии название: Эпоха Возрождения, в котором творили Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и многие другие. Первоначально явление, тешившее самолюбие знати уподоблением «цезарям Древнего Рима», вскоре вышло далеко за эти рамки, приобрело общекультурное и философское значение... Флоренция стала ведущим центром итальянского Возрождения. Флоренция по праву считается родиной оперы — жанра, которому суждено было сыграть огромную роль в истории итальянской и мировой музыкальной культуры. О Музыке во Флоренции Здесь же родился один из крупнейших оперных композиторов XVII века, основоположник французской оперной школы Жан Батист Люлли (1632—1687), краткую биографию которого я представила здесь *** Пьяцца делла Репубблика — помпезный и чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Осуществить этот проект смогли уже после утери городом столичных функций: к 1887 году и позднее. Площадь Синьории — это не только политический центр города, но и самый настоящий музей под открытым небом. Свое название она получила в честь Дворца Синьории, известного сегодня как Палаццо Веккьо. Особого внимания достойна Лоджия Ланци — арочный павильон с 15 статуями под крышей. Большинство из имеющихся в Лоджии Ланци статуй — копии. Площадь Сантиссима Аннунциата (Piazza Santissima Annunziata). Посередине площади стоит конная статуя Фердинанда I Медичи По этим улочкам города ходил Данте Алигьери, уроженец Флоренции. В своей «Божественной комедии», написанной в начале XIV века, Данте придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что это впоследствии позволило ему стать (наряду с образцами Петрарки и Боккаччо) основой итальянского языка, сначала литературного, а потом разговорного: таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка. Дом Данте Во Флоренции в 1868—1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман „Идиот“, о чем гласит табличка на одном из домов рядом с дворцом Питти . А в конце извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского, также отмеченную мемориальной доской с поэтичным повествованием о композиторе в период написания «Пиковой дамы» (1890) и других произведений. *** Во время Второй мировой войны городу был нанесён бомбардировками значительный ущерб. При отходе из города немецкие войска также взорвали все исторические мосты через Арно, кроме спасённого бойцами Сопротивления моста Понте Веккьо. Большое культурное бедствие постигло Флоренцию и 4 ноября 1966 года, когда на город хлынула огромная масса воды из реки Арно. Опустошительное наводнение, затопившее центр города на 2-3 метра, привело к гибели 34 человек (5 000 семей лишились крова), а также по самым скромным подсчётам были повреждены более 3 000 000 книг и рукописей и 14 000 иных произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие дни подвигом многочисленных добровольцев из Италии и остального мира. Мост Понте Веккьо в его современном состоянии построен в 1345 году архитектором Нери ди Фьораванти. Над строениями идет Коридор Вазари, названный по имени архитектора, создавшего его специально для того, чтобы Козимо I мог спокойно проходить из палаццо Веккьо в палаццо Питти, так как в те времена на мосту располагались лавки мясников и от моста исходило сильное зловоние. Вдоль коридора идет ряд небольших окон, из которых, по легенде, правитель мог подслушивать, о чём говорят простые люди внизу на мосту. Начиная с XVI в. лавки моста превратились в ювелирные магазинчики и мастерские. Поэтому его стали также называть «Золотым мостом». Фото моста я сделала из окна галереи Уффици, - это единственное, что нам позволили там заснять. Поэтому галерею здесь представит видеоролик с Youtube. *** Галерея Уффици (итал. Galleria degli Uffizi, буквально — «галерея канцелярий») — дворец во Флоренции, построенный в 1560—1581 гг. по заказу Козимо Медичи, и сейчас являющийся одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства. Галерея включает множество шедевров итальянских мастеров: Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства. Мы увидели великие картины великих Мастеров: Весна, Боттичелли; Мадонна и младенец с ангелом, Боттичелли; Поклонение волхвов, Леонардо да Винчи; Благовещение, Леонардо да Винчи; Венера Урбинская, Тициан; многие другие... и единственную картину Микеланджело «Мадонна Дони» (Святое Семейство, ок. 1506 —1508) [693x700]Источник изображения *** Вечером насыщенного дня мы ужинали во дворце Боргезе. Палаццо Боргезе - дворец, носящий имя его бывшего владельца — графа Боргезе. Граф был очень богат, а его женой была младшая сестра Наполеона — Полин, в спальне которой сейчас проводятся ренессансные вечера и… ужинают туристы! Звучала средневековая музыка; юркий шут вилял в проходах между столами и выбирал кандидатов для представления из числа гостей. Их уводили в соседний зал, переодевали в старинные одежды и приводили на "сцену" сыграть определенную роль. Повезло и моему мужу, - он изображал радушного хозяина замка, угощающего своих гостей зажаренным на огне кабаном ))). Роль хозяйки досталась неизвестной мне женщине ). После этой "измены" ))) нам подали вкусно приготовленное мясо... В XIV веке была порождена концепция: Флоренция — второй Рим. Одним из первых её сформулировал Джованни Виллани в своей «Истории города Флоренции». Если тогда преобладало чувство благоговейной зависти, то с первых лет XV века растёт ощущение соперничества и даже превосходства. Колюччо Салютати (1333 — 1406) — один из родоначальников (наряду с Леонардо да Винчи, Франческо Петраркой и др.) итальянского гуманизма эпохи Возрождения (Ренессанса), — вдохновенно писал о Флоренции: «…Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и её свободу...» *** Наутро мы попрощались с Флоренцией и послали последний привет Санта-Марии-Новелле. К слову, в этой церкви начинается действие Декамерона — именно в ней встречаются молодые люди и решаются уехать из Флоренции во время чумы. У известного итальянского композитора и исполнителя Пупо есть песня Santa Maria Novella, посвящённая Флоренции и Санта-Марии-Новелле, как её символу. Вот и Дима Билан поет о фонтанах Флоренции... Может быть, и мы еще вернемся туда. А пока наш путь лежал к моей давней мечте - Венеции... Спасибо за внимание! Продолжение следует |