Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. ![]() Иероним Босх.Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480 Доска, масло. 120×150 см.Прадо, Мадрид Эта работа обладает довольно усложненной структурой: 5 разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека. Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие". Начертанные на развевающихся свитках слова: сверху: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла "О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"(Вт.32:28-29); ![]() снизу: "Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. (Вт.32:20 )определяют тему этого произведения. ![]() В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё". ![]() Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены 7 сцен, которые символизируют 7 смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки. Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Мы традиционно говорим о 7 грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. 7 смертных грехов в католической традиции – это, скорее, 7 свойств человека, 7 черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. 7-и грехам традиционно, как вы знаете, противостоят 7 добродетелей. 3 религиозные христианские добродетели и 4 мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения. Дальше следует надпись - представлениe 7-и смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: У Иеронима Босха, если "читать", согласно композиции, от "6-и часов" против часовой стрелки: ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ(гордыня), СЛАДОСТРАСТИЕ(похоть), ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, АЛЧНОСТЬ(жадность), ЗАВИСТЬ. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. ![]() 1. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ. На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры. ![]() 2. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон. ![]() 3. В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — 2 влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни" праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти. (нам, сегодняшним, трудно это понять) ![]() 4. ЛЕНЬ(уныние) Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам) ![]() 5. О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму. ![]() 6. Шестой смертельный грех - АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. ![]() 7. ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли. Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ". ♦ ♦ ♦ Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. 4 угла картины украшены сценами "4-х последних вещей" (по выражению проповедников того времени) : СМЕРТЬСТРАШНЫЙ СУД, АД и НЕБЕСНЫЕ ВРАТА ![]() Смертное ложе (верх, левый угол) Лежит истощенный человек - последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом. ![]() Страшный суд (верх, правый угол) 4 тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад. ![]() Ад (низ, левый угол ) Ад является самым поразительным из 4-х сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие 7-и смертным грехам. Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу. ![]() Небесные врата(низ, правый угол) Небесные врата... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши. Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже. Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела. Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай. Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо. ![]() Источник |