• Авторизация


Тародрамам на основе сказок 22-01-2012 09:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Мне очень понравилась эта статья Галины Беденко о Таро. Помогает интереснее и с другой стороны посмотреть на значения карт и Путешествие Героя.

Сказочное Таро. [Семира] - статья о сказочных архетипах и персонажах в арканах Таро
Как система, помогающая человеку сориентироваться в мире, Таро ныне спустилось из области эзотерики в область психологии. Символы Таро гораздо чаще трактуются психоаналитически, чем космогонически. И создаются новые варианты как трактовок карт, так и самих рисунков (впрочем, редко отходящие от модели XVIII века, представленной в книге). При этом психология все более смыкается с мифологией, что позволяет разукрасить Таро не только бытовыми, но и сказочными образами. Например, есть вариант такого "сказочного" Таро, где карты содержат западные сказочные сюжеты, которые в большинстве знакомы и русскому читателю.

Такая трактовка может удовлеторить психологические запросы младшего поколения. Детское восприятие сказок хорошо тем, что еще не утратило целостности — и потому принимает их такими, как они есть. Для детей они изначально наполнены тем эмоциональным, архетипически-цельным содержанием, которого взрослые часто уже не замечают. Потому ребенок не нуждается в дополнительной психологической интерпретации смысла сюжетов, которая требуется взрослому для адекватного восприятия сказок.

Недостатком такого творческого подхода может служить лишь порой недостаточно обоснованное соответствие традиционного содержания карты и современного рисунка. Это обычно происходит в том случае, когда вариант художественной трактовки подбирается лишь по внешнему и поверхностному психологическому сходству, не затрагивая архетипической глубины данного символа в общей системе карт Таро.

В опоре на глубинный смысл мифологических архетипов и астрологическое значение символов Таро постараемся и мы дать сказочную интерпретацию карт Таро — используя сценарии русских и хорошо известные сюжеты зарубежных сказок.

СТАРШИЕ АРКАНЫ

Нулевой аркан. БРОДЯГА (ИВАН-ДУРАК). Образ Шута — русский Иванушка-дурачок, совершающий непредсказуемые поступки, которые нередко ставят его на грань гибели, но и приводят к неожиданной удаче. Сюжетную динамику аркана раскрывает сценарий сказок, где главный герой отправляется, а чаще посылается на поиски неведомого: "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что".

Такая цель пути символизирует непредсказуемость и свободу поиска, на которой ставит акцент традиционная карта Таро. Сказочная карта может изображать необитаемый дикий остров, куда попадает стрелец Федот (например, в известном переложении сказки Л.Филатова: царь послал Федота на скитания, чтобы тем временем соблазнить его жену) — и явства на скатерти-самобранке, которые подает скитальцу невидимый гостеприимный хозяин (Уран), исполняя все его мысленные пожелания. Скатерть-самобранка или чудесная торба, где прячутся сказочные помощники,— самые частые находки скитальца: хотя могут быть и другие (в китайской сказке герой находит веник, ударом которого можно омолодить человека). Суть в том, что хотя герой обретает и вправду непонятно что: чудо — это освобождает его от тягот жизни (гнета царя).

Интересна русская трактовка сюжета, где герой располагает к себе хозяина острова дружеским альтруизмом, приглашая разделить трапезу. Это удивляет того, кто, подобно господу Богу, привык лишь исполнять желания других и сам ни в чем не нуждался,— отчего непонятно кто и решает составить герою компанию. Такие, нетривиальные повороты мысли отличают планету Уран, символизирующую все неожиданное и необъяснимое, с чем мы явным образом сталкиваемся в жизни и что дарует нам свободу от прежних стандартов поведения и общественных предписаний.

Поскольку уранический архетип отражает характер России, то ей "и карты в руки": сюжет обретения непонятно чего — очень русская тема, как и образ Ивана-дурака: главного героя большинства русских сказок. Хотя образ простака есть и в западных сказках, он не несет на себе такого акцента (и там царем чаще становится принц, чем дурачок,— а вот у нас наоборот).

I-й аркан. МАГ (МАСТЕР) — "Приключения Буратино". Подобно Магу, манипулирующему предметами на традиционной карте Таро, папа Карло своим мастерством превращает неотесанное полено в куклу. Созданное умом и руками человека оживает — и помогает ему достичь заветной цели: с помощью Буратино Карло обретает новый кукольный театр. Трудясь над одним чурбаном, мастер не ставит себе задачи создания целого театра: но и в первом творческом акте подспудно содержится конечная цель творчества. Мы может не осознавать ее или забыть о ней — и когда жизнь помогает довершить то, к чему мы сделали первый шаг, это кажется магией.

Жизнь учит контролировать весь процесс творчества, сознательно управлять им — в этом смысл образа Мага. Это карта обучения и развития интеллекта-Меркурия — главного инструмента в достижении целей. Неслучайно Карло посылает Буратино учиться в школу. Но, как и наш интеллект, Буратино совершает множество ошибок, вместо учебы в школе жизни предпочитая её театральную игру. Его водят за нос обманщики лиса-Алиса и кот Базилио (природная хитрость интелекта — и в сказках для самых маленьких ум обычно проявляет обманщица-лиса); он попадается на удочку легкого зарабатывания денег (предприимчивости ума). Но в конце концов Буратино перестает покупаться на внешние обстоятельства и, справляясь с ними, находит то, что искал: ключик к стране своей мечты (которую вложил в него его создатель). Герой сдергивает покров иллюзий (ума): очаг, нарисованный на холсте, и находит настоящую дверцу к тому миру, где выдумка становится реальностью. Ключик Буратино — аналог волшебной палочки других сказок и жезла Мага на традиционной карте Таро.

(Черты I-го аркана также имеет сказка "Алиса в Зазеркалье", где ярко описано оперирование с иной (как сегодня говорят, виртуальной) реальностью нашего интеллекта. Чтобы чувствовать себя непринужденно в мире Зазеркалья, Алиса должна понять свою отделенность от него: независимость своей воли от ограничений, традицией накладываемых на сознание. Ей надо найти себя вопреки абсурду ума. Тогда, подобно магу, она оказывается способна оперировать виртуальной реальностью сознания: уменьшать и увеличивать ее размеры, находить искомое, входить в нее и покидать ее по своему желанию. Эта сравнительно новая сказка приобрела сегодня популярность, поскольку управление умом — насущная задача каждого современного человека.)

II-й аркан. ВОЛШЕБНИЦА — "Царевна-лягушка" (аналогичная западная сказка — "Принцесса-мышка"). Иван-царевич получает в жены лягушку: вроде бы уступающую человеческим супругам своих братьев. Но причастностью к волшебному миру природы, куда люди потеряли доступ, Царевна-лягушка превосходит их и возвышает его перед людьми.— Подобно Жрице традиционной колоды, волшебница выступает в сказках проводницей воли естества: которая поначалу выглядит как требование природы (Иван-царевич должен жениться). Но потом герой понимаем, что за ней стоит нечто большее: природа жизни таит в себе все мыслимые и немыслимые человеческие чудеса.

По психоаналитической трактовке, невеста в сказках — аналог души (эмоционально-психической сферы Луны), которая постепенно раскрывает свои внутренние качества. Лягушка, поймавшая на болоте стрелу Ивана, не сразу предстает царевной. Сначала она печет пирог, ткет ковер и демонстрирует свои способности, исподволь готовя ситуацию для своего окончательного преображения. Душа невидимо готовится к внешнему самораскрытию (как гусеница заворачивается в кокон, прежде чем стать бабочкой). Форсирование событий Иваном-царевичем, сжигающим лягушачью кожу прежде срока, нарушает ее планы (отправляя ее в тридевятое царство подсознательных сфер Кощея Бессмертного). Но это подключает к преобразовательному процессу волю и разум человека: и для сознания этот процесс предстает как борьба с Кощеем (сатурнианским архетипом консерватизма прошлого, не дающего хода свободному потоку жизни Луны).

Поток жизни изменяет мир естественно и плавно, так же плавно изменяется душа человека. Разум же опережает возможности природы и потому борется с ней. Отвоеванное разумом закрепляется в природе: лягушка остается царевной. Но естественный ход вещей — основополагающий для всякого процесса — в этом суть II-го аркана.

III-й аркан. ЦАРИЦА — "Сказка о царе Салтане". На традиционной карте царица любви: Венера — готовится родить. Эта сказка также о перипетиях рождения будущего, лучшего мира: цветущего нового града с чудесами его культуры, который и рисует образ этой карты. Возникшим из небытия городом правит царица и ее сын — в то время как прежний мир остается старому царю: до тех пор, пока он не рискнет познакомиться с новым. Для этого он должен поверить своему чувству (а не только разноречивой информации).

Образ Венеры как повелительницы сотворения воплощает и царевна-лебедь, исполняющая все прихоти своего спасителя — и тем делающая вновь устроенное царство все более прекрасным и привлекательным для обитателей старого мира. Так чувство, привнося в жизнь шедевры культурного созидания, постепенно изменяет мир.

IV-й аркан. ЦАРЬ (ИВАН-ЦАРЕВИЧ) — "Иван-царевич и Змей Горыныч". Карте Императора соответствует сказочный образ молодого царя, самого сильного и достойного среди претендентов на корону. Чтобы по праву стать царем, герой (Иван-царевич) должен победить враждебные силы и вернуть украденную ими невесту. Этот героический сюжет — один из самых частых сказочных сюжетов многих народов — символизирует развитие силы человека и его воли к победе. На языке психоанализа Иван-царевич ищет свою "аниму": и речь о том, чтобы понять себя и проявить истинную волю своего "я". Мы далеко не всегда знаем, что на самом деле движет нашими поступками. Силу на действие человеку несут его иделы, нередко бессознательные. Понимание высшей грани наших стремлений дает возможность лучше подключиться к внутреннему источнику сил, занять активную позицию в жизни и в борьбе преодолеть преграды, которые мешают самореализации.

Астрологически это задача знака Овна. В мифо-религиозном смысле это борьба добра и зла. Она несомненно кончиться победой... нет не добра, это было бы упрощением: ведь понятие добра меняется с течением времени. Эта борьба кончится победой правды, раскрывающей истину ситуации. И даже если в данный момент нет возможности воплотить в жизнь свою правоту, борьба за идеал никогда не напрасна: человек обретает истину, которая делает его более стойким и сильным в духовном отношении. Ведь истинная сила — это сила духа, и труднейшая победа — над собой.

V-й аркан. МУДРЕЦ (БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ). Карта Иерофанта (священника) традиционной колоды непосредственно проецируется на образ мудреца. В западных сказках мудрый старец часто помогает юноше-искателю советом или дает выпить жидкости, дарующей силу. Юнг выделяет этот образ в отдельный архетип и приводит ряд сказок подобного типа (например, сказку о том, как мальчик-сирота потерял корову, пошел, куда глаза глядят, и встретил мудрого старика, который и помог ему найти свою дорогу в жизни). Мудрец-советчик, подобный чародею-Мерлину из эпоса о короле Артуре, нередко появляется в компьютерных играх, построенных на основе сюжетов кельтских сказаний. Такой же образ имеет волшебник-Финн из сказки Пушкина "Руслан и Людмила". Он знает будущее и ожидает героя, чтобы ободрить его и направить его путь, дать ему надежную опору — которую символизирует знак Тельца.

Но в русских детских сказках мудрый старец, обладающий тайным знанием и играющий для героя роль священника, встречается редко: он обычно принимает ненавязчивый облик типа старичка-лесовичка — но это слишком природный персонаж для такой карты (V-й аркан рисует образ проводника высшей воли, но, в отличие от II-го, не в природном, а в человеческом аспекте). А сказки про священников в стародавние времена были непопулярны (видно, из-за пиетета к самой профессии).

Единение духовной и материальной сторон жизни, которое символизирует эта карта, можно понять через сказочный образ русского былинного персонажа Ильи Муромца: богатырская сила которого, полученная несомненно духовным путем от старцев — калик перехожих, намекает на мощь Тельца и его самоотдачу. Илья Муромец стал сильнейшим из богатырей для благой миссии единения Руси; ради освобождения ее от захватчиков получив от Бога право судить и карать. Как и другие былинные богатыри (Добрыня Никитич, Микула Селянинович), он не просто тешится геройством: а претворяет в жизнь высшую волю, воплощая то, чему должно свершиться. Богатырь ничем не заслужил свой дар: он просто получил его — и так же просто отдает его людям, как это делают все сказочные мудрецы.

VI-й аркан. БРАТЬЯ — "Семь Симеонов". Это типичный сюжет сказки, где несколько братьев на одно лицо (или друзей), обладающих разными способностями, объединяют свои усилия в одно целое, что соотносит их с мифологическим образом Близнецов. Совместно они совершают невыполнимое порознь предприятие (в русской сказке на корабле из-за моря добывают Елену Прекрасную; а в аналогичной китайской пять братьев Лю, похожих друг на друга как пять пальцев руки, одолевают козни коварного мандарина.)

— Такой образ в психологическом смысле символизирует слияние воедино душ разных людей — до развития способности взаимозамещения. Это контакт в более широком смысле, чем в символике любви двоих возлюбленных (Адама и Евы) на популярной карте Таро (хотя и там может быть отмечен момент взаимообмена качествами, как в колоде А.Кровли).

VII-й аркан. СОЛДАТ (РАСПУТЬЕ) — "Заколдованное царство" ("Огниво"). Бравый солдат стоит в карауле три ночи, стойко выдерживая атаки нечистой силы — и его храбрость побеждает ее, оживляя заколдованное ими царство.— Солдат напоминает Колесничего традиционной карты, бесстрашно едущего по полю боя, без поводьев правя колесницей судьбы.

Одушевить мир вокруг, в мертвом и нечистом разглядеть чистое и живое — задача Рака. Он символизирует внутренние фильтры души, сдерживающие то, что не должно существовать, чтобы дать ход тому, что должно жить. Мир предстает тем более прекрасным, чем более душа способна воспринять его гармонию — расшифровать, расколдовать ее. Но для этого она должна без страха открыться его проявлениям, не убегать от них — что и составляет проблематику этой карты.

VIII-й аркан. ЗАСЛУГИ (ПРАВДА-ИСТИНА).— Это сказки о поиске истины (правды, добра и справедливости) и о победе, залогом которой служит его личное совершенствование героя. В отличие от сказок о борьбе Ивана со Змеем/Кощеем (VI-й аркан), где герой заранее обладает всеми положительными качествами, здесь персонаж сам приобретает необходимые навыки и вознаграждается согласно этому. Такой сказочный сценарий личных заслуг, открывающих новое видение мира и его возможностей — "Волшебник изумрудного города". Разум, который ищет Страшила, любовь сердца, которого добивается Железный Дровосек, и храбрость, которую обретает Трусливый Лев,— добродетели огненной стихии, которые воплощает прежде всего знак Льва. Это центральный аркан человеческого совершенства.

Когда герои преодолевают препятствия пути и приходят к цели — волшебнику Гудвину, чтобы тот дал им искомые качества, маг говорит, что они уже обладают ими: они выработали их по дороге. И даже девочка Элли, которая искала Гудвина, чтобы попасть домой, оказывается, с самого начала могла сделать это сама: с помощью своих волшебных туфелек. Великий маг признается, что все его волшебство — в том, чтобы раздать зеленые очки обитателям города: чтобы было красивее. А в остальном каждый получает от жизни то, что он заслужил.

IX-й аркан. ЗАТВОРНИК — "Золушка". Трудолюбие и скромность, самоотверженность до конца, присущую знаку Девы, венчает свет любви.— Так внутреннее совершенство, рождающееся вдалеке от людских глаз и порой не знающее о себе самом, встречает неожиданное признание людей. И внутренняя состоятельность человека в обществе порой тем больше, чем дольше он был независим от людей, сосредоточен на своей работе: чем более он успел выработать в себе то, чего у других нет.

В этой сказке важным оказывается также контроль за временем, как соблюдение естественного порядка, без которого невозможно волшебство жизни (преображение Золушки в прекрасную принцессу).

X-й аркан. ВЕРЕТЕНО — "Пряхи у проруби". Спустившись в прорубь за потерянным веретеном (которое ассоциируется с вращением Колеса Фортуны традицинной карты Таро), добрая девушка получает ларец с огромным богатством за свои небольшие услуги, которые она оказывает с охотой; злая и нетерпеливая — сундук с дегтем.

— Так действует общественная планета Юпитер, неожиданно щедро вознаграждая за добро и столь же сильно карая за упущения. Эта карта демонстрирует связь случая и закономерности. Возможности, предоставленные героиням, одинаковы: с точки зрения божественной, юпитерианской справедливости, каждый человек может заслужить свое счастье, согласно своим силам и способностям — но итог зависит от нас.

XI-й аркан. УКРОТИТЕЛЬ — "Кот в сапогах". Рядом с ним представляется ужасный лев-людоед, в лапе — маленькая мышка. Как укротительница, лаской обуздывающая льва на традиционной карте Таро, Кот в сапогах в совершенстве воплощает навыки культурного взаимодействия Весов. Зная, как лучше всего их применить для достижения успеха, он, подобно животному-помощнику из древних мифов, помогает человеку-хозяину преодолеть все преграды, поднявшись до вершин общественного положения. Кот завязывает дружеские отношения с королем, вовремя оказывая ему полезные услуги, и не нападает на людоеда, когда тот становится львом, а просит его превратиться в мышку. Овладеть такой дипломатией — непростая задача. Но именно культурные методы деятельности дают наивысший результат.

В роли укротительницы дикой природы предстает также Маша из сказки "Маша и медведь": которая придумывает, как сделать, чтобы медведь сам донес ее до бабушки и дедушки. Или Иван-царевич, которому служит волк в сказке "Иван-царевич и серый волк". Характерно, что волк, как и кот, и другие, часто эпизодические, животные в сказках помогают герою из своих собственных побуждений — но обычно потому, что он располагает их к себе чем-то человеческим: прежде всего, не идет наперекор их первой просьбе (часто не убивает их или спасает их детенышей. В сказке "Кот в сапогах" герой не убивает кота, как решил поначалу, а напротив, шьет ему сапоги на последние деньги). Даже Маше медведь согласился помочь отнести пирожки ее родным за заботу о нем. Забота о младших и низших по положению возвышает человека, поднимает его собственный статус и представление о себе.

Чем более люди будут заботиться об окружающей экологии — природы и человеческих отношений, тем более они будут людьми. Когда же они не прислушиваются к ее тихим ненавязчивым советам и злоупотребляют ею, хотя бы немного: как Иван-царевич, не слушая волка, похищает жар-птицу вместе с клеткой, а коня — вместе с уздечкой — это ведет к неожиданно тяжелым неприятностям. Исправить их герою удается только ценою новых подвигов, учась доверять советам своего младшего помощника.

XII-й аркан. ВОДЯНОЙ (УТОПЛЕННИК) — "Садко". Игра Садко на гуслях так нравится Морскому царю, что тот волной смывает купца с корабля и уносит в подводное царство. Там он просит гусляра поиграть еще, и чем более Садко играет, тем более разыгрываются волны. Морское царство пускается в пляс, а в море тонут корабли — и тогда певец, чтобы не прогневать морского царя и прекратить братоубийство, обрывает струны гуслей. Морской царь или Водяной — русский аналог Нептуна — возвращает его на землю невредимым.

Садко оказывается жертвой ситуации, временно выпадающей за грань нормальной жизни. Но, согласно мягкому влиянию планеты Нептун, нельзя сказать, чтобы это было неприятно: его гостеприимно принимает подводное царство — психологический аналог бессознательных сфер. (Можно вспомнить, что и на традиционной карте Жертва подвешена в свободной позе на цветущей изгороди). Садко неслучайно попадает в морской дворец, где был мало кто из людей: его мастерство и раньше нравилось Водяному, который и помог бедному гусляру стать купцом. Хотя это происходит стихийно: царь-Нептун, отрывающий купца от дел, когда тот везет товары в Новгород, иногда заставляет нас расслабиться в самый непредвиденный момент. Несмотря на чудеса и красоты подводного мира, Садко вынужден прервать эйфорию праздника: чтобы успокоить не на шутку разгулявшуюся стихию, таящую в себе разрушение внешней жизни.

XIII-й аркан. СМЕРТЬ (ВЕДЬМА/БАБА-ЯГА). Смерть стремится отобрать у жизни ее ценности, но они возвращаются тем, кто воистину любит и отвоевывает у смерти то, что ему дорого.— Так в сказке "Гуси-лебеди" смерть предстает в образе Бабы-Яги, похищающей у девочки маленького братца, чтобы зажарить его и съесть — но той удается найти его и спрятать от преследований злых сил. В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" смерть оборачивается ведьмой, погружающей царевну в вечный сон отравленным яблоком, которую спасает ее жених. Подобно этому в "Спящей красавице" злая колдунья предвещает родившейся малышке смерть от укола веретена, пока ее не разбудит прекрасный принц.

Яд зависти становится причиной смерти, любовь побеждает ее — это проблематика знака Скорпиона. За настигающей опасностью неминуемой гибели следует возрождение к жизни и счастью. Однажды можно избегнуть рока бегством: подобно царевне, которая из-за преследований мачехи покидает отчий дом и находит пристанище в лесу. Но дважды это не удается: ситуация должна обостриться до предела, вызвать тягчайший конфликт — только тогда она разрешится. Лишь глубинный драматизм жизни (яд отравленного яблока, игла прялки) пробуждает силы на радикальное изменение окружающих обстоятельств.

XIV-й аркан. ДЖИНН — "Алладин и волшебная лампа". Джин наиболее соответствует карте "Алхимия", заведующей творческим преобразованием видимой, окружающей жизни на основе скрытого внутреннего процесса трансформации. Джин являет сказочный образ каббалистического "мирового существа", исполняющего желания тех, кто его создает и составляет.— Но добыть чудесный предмет, дающий власть своему владельцу, и стать повелителем джина, способного воплотить в жизнь любой проект, может лишь Алладин, мальчик с чистой душой, не использующий свою реализационую власть в корыстных целях господства. Богатство нужно Алладину, чтобы взять в жены дочь султана, которую он любит,— но вовсе не для того, чтобы возвыситься над другими и самому стать султаном.

В современной детской литературе образ джина — "Старик Хоттабыч": все колдовство которого, нацеленное на исполнение субъективных желаний — Вольки или его собственных, терпит откровенную неудачу. Перспектива Хоттабыча — стать волшебником в цирке, где его способности не могут принести никому вреда: но лишь видимым образом привносят в мир чудеса. Образ рядового работника, доводящего свои идеи до конечной, бытовой реализации, когда не приходится вновь переделывать сделанное,— вершина Стрельца, знака этой карты. Цель этого знака — воплотить идею, и сделать это хорошо: лучше всех!

XV-й аркан. ВЛАСТИТЕЛЬ (ЧЕРТ). Традиционно это образ князя мира сего: властелина мира материи, в отличие от мира духа.— Властителями богатств выступают в страшных сказках черти, кровно заинтересованные в том, чтобы в обмен на него отобрать душу у людей.

В детской литературе такая властительница — Снежная королева. Она правит замкнутым царством холода и льда, куда попадает Кай, полагаясь лишь на свой прагматический интерес: пренебрегая самой жизнью, ее любовью и радостью, как это свойственно зимнему знаку Козерога. Героя, прицепившего свои маленькие салазки к летучим саням Снежной королевы, здесь увлекает отдаленная цель, достойная того, чтобы ради нее забыть привычное и близкое: и недаром Кай в ледяном царстве складывает изо льдинок слово "вечность". Но жизнь в своих естественных проявлениях гибнет: как вянут розы, которых коснулось дыхание Снежной королевы. Полноту жизни герою возвращает по-родственному теплая и заботливая любовь. Чтобы найти брата, Герда сама проходит его путь. И ей удается тронуть сердце Кая силой своего чувства вопреки его собственным устремлениям.

Так и от черта героев, попавшихся к нему на удочку, в западных сказках нередко спасают родственники: сестра брата — или старших братьев младший брат, лишенный их корысти. Тема родственной взаимовыручки — тоже сфера Козерога, символизирующего "карму" семьи.

XVI-й аркан. СКАЛА (МОЛНИЯ). Этот аркан отражает разрушение прошлого и его оков, высвобождающее внутренние силы на новую жизнь — которое символизирует планета Марс. Такой процесс служит финалом сказок о Кощее Бессмертном: когда герой ломает иглу — скрытую в яйце смерть Кощея — и вместе с этим рушится замок Кощея и рассыпаются во прах чары его царства.

Более развернуто тему этой карты иллюстирует сказка "Али-баба и сорок разбойников". Здесь главное — найти не богатство (тема предыдущих арканов), но выход из той пещеры, где оно было спрятано. Пещера — область тьмы (скрытого), и недаром ее хозяин — атаман разбойников, накопивший золото нечестным путем. Он отнял свои сокровища у явной, светлой жизни — и если бедняку Али-бабе удалось ими воспользоваться, он только вернул свое волей случая. Но даже честный Али-баба вынужден их скрывать: что провоцирует дальнейший драматизм сюжета. И далее целенаправленное намерение наказуется: убийца-Марс расправляется и с жадным братом Али Касымом, и с атаманом, замыслявшим недоброе против похитителя части богатства разбойников, и с его помощниками. Тайное сокровище не приносит радости: для богача или бедняка, честного человека или разбойника, оно таит в себе опасность и служит причиной проблем. Оно должно быть открыто миру или утрачено.

После устранения всех лично заинтересованых в богатстве лиц, можно свободно раздать его всем или пустить на благие цели — чем оканчиваются современные варианты сказки. Здесь можно вспомнить и "Остров сокровищ", со всеми неприятностями, которые принес и пиратам, и положительным героям зарытый клад. Тема аркана — не просто разрушить прежнее, но найти волшебное слово, открывающее двери в скрытое: чтобы отказ от прошлого стал путем к будущему.

XVII-й аркан. ВОДА ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ. После разрушения до основ (предыдущего аркана) следует возобновление жизни на новом фундаменте.— Живая и мертвая вода — частый атрибут сказок и традиционный символ знака Водолея, который символизирует эта карта. Мертвая вода зарубцовывает раны материи, живая вдувает в нее дух. Вечная свободная взаимосвязь, взаимопроникновение материи и духа, неорганического Космоса и живой природы — тема этого аркана, где девушка одушевляет пустынную планету живой водой космических сфер. Небесное отражается в земном, и земное влияет на небесное — так бесконечность космоса служит залогом вечности жизни, питая мечту о воскрешении и бессмертии героя сказки вопреки драматизму земных событий.

Воплощение мечты — задача Водолея: оно становится возможным тогда, когда мысль и душа как зеркало отражает мир (а не собственные притязания и проблемы). Так на традиционной карте звезда идеи отражает себя в чистых водах земли. И по-водолейски чудесное исполнение мечты описывает советская сказка "Цветик-семицветик", где наилучшим проектом оказывается бескорыстное желание девочки помочь больному мальчику (остальные ее просьбы к цветку не оставляют в мире заметного следа). Эта сказка учит, что власть воплощения надо использовать с умом: достойна ли идея ее реализации? И можно вспомнить, что звезда карты Таро также семиконечная: это символ семи разных планет, смешение влияний которых образует материю жизни.

XVIII-й аркан. ПОЛНОЛУНИЕ — "Сказке о рыбаке и рыбке". Образ полной Луны в нашем подсознании, фильмах и мульфильмах связан с драматизмом и глубиной происходящего. Этот аркан, соответствующий знаку Рыб, описывает течение истории и эволюции, которое лишь изменяет формы жизни, но не затрагивает их вечной сути. А также невидимое участие в этом процессе божественной силы свыше — которая вызывает к жизни эти формы и незаметно для нас помогает их существованию. Но бесконечная смена материальных форм на карте вызывает ощущение бесполезности происходящего: этот мир лишь сон.

Подобно этому, волшебство рыбки помогает старухе обрести все желанное, делая ее из крестьянки царицей. Но внешние перемены судьбы никак не меняют ее внутреннего существа. Как и человеческая история, она стремится к беспредельной экспансии — которая ограничивается лишь у самого истока существования. Старуха-история не может подчинить себе вечность, которой она живет и дышит, и это кладет предел ее материальному захвату. Захотев давать волшебной рыбке человеческие приказы, старуха из сказки отвергает ее невидимую и непостижимую помощь и остается наедине со своей человеческой нищетой. Когда мы выходим к истоку, история и судьба начинается сначала.

В сказке Пушкина проступает образ целостности и единой жизни мира, к которому подводит знак Рыб. Одушевленным действующим персонажем становится не только Рыбка, но также море. С каждой следующей просьбой старухи оно меняет свой цвет и становится все более грозным — видимым образом проявляя реакцию высших сил (Природы, Бога) на ее экспансию.

Тему чудесной помощи невидимых сил раскрывает также сказка "По щучьему велению, по моему хотению". Образ Емели со щукой в руке, ведра, сами идущие домой, и сани, едущие без телеги, описывают естественные желания человека. Щука-Луна здесь выступает в своем обычном образе проводника воли естества (воли природы), который непосредственно помогает реализации человеческих намерений, когда они экологичны и не наносят ей ущерба. Задача Емели — освободить поток жизни (щуку), не препятствовать ходу вещей: остальное воля этого потока сделает сама. (Здесь уместна пословица: лень — двигатель прогресса!) Эмоционально отражает Луну и образ плачущей царевны-Несмеяны: которую Емеле удается развеселить опять же волей высших сил.

XIX-й аркан. ЖАР-ПТИЦА — "Конек-горбунок". Конь и жар-птица — характерные символы летящего по небу Солнца. Карта Таро, рисующая светило нового дня, символизирует призыв к творчеству новой жизни. Обновление жизни происходит через творческую реализацию человека: раскрытие его индивидуальных способностей. Этот процесс в полной мере описывает сказка Ершова, где Иванушка, подобно мифологическим героям, совершает ряд подвигов: настигает солнечную кобылицу, ловит жар-птицу, привозит в родной город царь-девицу, достает со дна моря ее кольцо, освобождает кита и, наконец, искупавшись в кипятке, и молоке, и ледяной воде, становится писанным красавцем. При этом он использует знания и физическую выносливость своего неутомимого спутника, всезнающего конька-горбунка.— Постоянство энергии и всеведение — архетипические черты светила, и недаром в астрологии оно соотносится с сердцем — которое выступает лучшим советчиком человека и, пока он жив, никогда не останавливает своего движения.

XX-й аркан. СУД (ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ) — "Чиполлино" или "Три толстяка". Эта карта описывает революционный переход к новой жизни: и современные сказки здесь — о революции. Если собраться всем вместе, внутреннее слиться в едином порыве, мощь планеты Плутон, отвечающей за коллективные энергии, мобилизуемые взаимодействием людей, даст возможность осуществить назревшие преобразования.

Но чтобы возникло столь тесное взаимодействие, и энергия "пошла", нужна идея, которая могла бы объединить всех, затронув глубинные эмоции людей. И нужен лидер-провокатор, который сумел бы разбудить восприятие этой идеи, пробуждая к движению спящие пласты коллективного сознания. Такую роль играют вызывающий слезы горький лук-Чиполлино или сеющий смуту оружейник Просперо. Ситуация карты вызывает раздражение и дискомфорт до тех пор, пока не будет достигнута гармония глубинного единения.

Из старых сказок драматизм возрождения, связанного со смертью, описывает "Снегурочка": где весеннее пробуждение (огонь чувства — в варианте Римского-Корсакова) губит возможность прежнего, спокойного и безбедного существования. Этот аркан отражает и сюжет сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", где ведьма, утопив Аленушку в реке, незаконно занимает ее место: но правда выходит на свет — и селяне, объединившись, достают и оживляют Аленушку, а ведьму убивают.

XXI-й аркан. ЗЕМЛЯ (ВСЕЛЕННАЯ) — "Теремок" (или "Рукавичка", из которой звери сделали себе избушку). Идея сказки: сколько не построено, всегда можно еще достроить; и сколько народу не поместилось в домик, можно вместить туда еще — хотя есть и то, что кладет этому предел: как это символизирует Сатурн — принцип конечности всего. И время, и пространство безграничны (как это отражает танец танцовщицы-Вселенной на традиционной карте), и все же законы Вселенной ограничивают нас. То, что произошло, уже не исправить: но прошлое служит фундаментом будущему, и все события — ступеньками формирования жизни. Именно эта поступательность формирует бесконечность перспективы. Как перспективы каждого отдельного человека, так и в глобальном смысле — развития жизни и Земли.

Из современных сказок картинку мироздания рисует "Маленький принц": его долгое путешествие во Вселенной должно окончиться на родной планетке. На земле миллиард цветов, но Маленький Принц должен жить ради своей Розы, для него единственной на свете. В этом основа его существования — фундамент жизни, который строит планета ограничения Сатурн.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
dostoynaya 16-03-2013-06:22 удалить
Интересная тема, спасибо!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тародрамам на основе сказок | ЛеаСмир - Душа заключённая в плоть | Лента друзей ЛеаСмир / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»